Ирина Васильевна Кожинова
Конспект занятия с элементами экспериментирования «Очевидное — невероятное» на тему «Оптические иллюзии» для одарённых детей
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия-экспериментирования для одарённых детей подготовительной к школе группе на тему: «Очевидное – невероятное»
Цель: Знакомство детей с понятием «оптические иллюзии», с особенностями зрительного восприятия.
Задачи: развивать познавательные интересы и интеллектуальную активность, внимание, память, восприятие, творческое воображение через изучение истории возникновения фокусов и освоение основных правил фокусника, активизировать мыслительную деятельность.
Публикация «Конспект занятия с элементами экспериментирования „Очевидное — невероятное“ на тему „Оптические иллюзии“ для одарённых детей» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Материал и оборудование: стаканы с водой, карандаши, краски гуашь, плотная бумага, атрибуты для показа фокусов (прозрачный стакан с приклеенной монетой, платок, пластиковое яйцо). Презентация «История фокусов», раздаточный материал «Виды оптических иллюзий».
Ход занятия
Педагог-психолог: Дети, каждый день вы посещаете занятия, где вам объясняют причины возникновения различных явлений – природных, научных. А я вас познакомлю с оптическими иллюзиями, очень интересном явлении. Оптические иллюзии удивляли и привлекали людей с давних времен. О многом мы узнаем благодаря нашему зрению, но не всё что люди видят, соответствует реальности.
Иллюзий великое множество, ноя догадываюсь, что вас больше всего интересуют оптические иллюзии – фокусы. Одни люди считают фокусы настоящим волшебством, другие говорят, что фокусы это всего лишь ловкость рук и никакой магии.
Показ фокуса с яйцом (в пластиковом яйце небольшое отверстие сбоку располагаю так, чтобы детям не было его видно. Зажимаю яйцо в кулак и просовываю небольшой платочек в отверстие. Раскрывая ладонь, показываю, что платок исчез, осталось яйцо. Снова прячу яйцо в кулак, дую в него и… вытягиваю платок).
1. История возникновения фокусов
Фокусы и другие виды иллюзионизма появились несколько тысячелетий до нашей эры. В древности этим искусством владели жрецы-маги. Древние храмы Египта, Вавилона, Рима, Греции были оборудованы достаточно сложной для своего времени техникой, которая творила «чудеса»: здесь были самовоспламеняющиеся жертвенники, плачущие статуи богов, и другое. Миновало время, и путешествующие артисты, раскрыв большинство секретов церковников, начали показывать фокусы на площадях и улицах.
В 20 веке появляются великие иллюзионисты: Братья Сафроновы, Гарри Гуддини, Девид Копперфильд. Главная задача современных фокусников, показать зрителям самые шокирующие и удивительные трюки (показ презентации).
2. Главный принцип работы фокусника - отвлечь внимание зрителей, заставить зрителя увидеть только то, что происходит у него на глазах. Оставить скрытым тайный механизм трюка — заветная цель любого фокусника.
Я вам предлагаю убедиться в этом. Сейчас я покажу вам фокус, где моим помощником будет… обыкновенная вода!
Демонстрация фокуса «Монетка на дне стакана»
Описание фокуса.
Возьмите монету и заранее приклейте ее снаружи к дну стакана. Покажите зрителям стакан с водой. В нем ничего нет. Не выпуская стакана из рук, предложите накрыть его платком. В этот момент можно произнести «магическое заклинание». Опустите стакан вниз и держите его так, чтобы зрители теперь смотрели на него сверху. Покажите любому желающему - в стакане оказалась монета. Мы-то знаем, что на самом деле она не в стакане, а снаружи. Пользуясь таким оптическим свойством, можно проделать ряд схожих и, тем не менее, отличающихся друг от друга фокусов.
Педагог-психолог: Дети, какое же особенное свойство воды помогло мне выполнить фокус?
Ответы детей (вода прозрачная, пропускает свет).
Педагог-психолог: Да, дети. Предлагаю вам тоже провести эксперимент с водой.
Опыт № 1
На листочке нарисуйте волнистую линию, затем посмотрите на нее через стакан с водой. Что произошло с линией?
Дети: Линия нам видится прямой.
Опыт № 2
На другом листочке начертите две стрелки, направленные в одну сторону. Посмотрите на них через стакан с водой.
Дети: Стрелки повернуты в другую сторону.
Педагог-психолог: Сейчас мы познакомились с разделом науки физики – оптикой, которая описывает свойства света и объясняет связанные с ним явления.
Оптическая иллюзия - это несоответствующее в действительности впечатление о видимом предмете или явлении. В переводе с латыни слово «иллюзия» означает «ошибка, заблуждение».
Бывают природные иллюзии (мираж, иллюзии движения - самые впечатляющие и самые труднообъяснимые. Вы смотрите на неподвижные объекты, и они начинают двигаться (слайд);
Перевёртыши — вид оптической иллюзии, в которой от направления взгляда зависит характер воспринимаемого объекта (слайд);
Невозможные фигуры - они маскируются под обычные объекты, и лишь при внимательном рассмотрении можно увидеть в них что-то неправильное (слайд).
Педагог-психолог: Я вам предлагаю создать свою иллюзию – иллюзию объема, нарисовать 3D рисунок «Рука под покрывалом» (объяснение и показ, как передать объем).
Рефлексия
Предлагаю детям продолжить фразу «Сегодня для меня было интересным…». Обмен впечатлениями.