Татьяна Яковлева
Конспект занятия в старшей группе «Береза — символ земли русской»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
-Закрепить знания детей о лиственных и хвойных деревьях;
Задачи:
-Расширять словарный запас детей;
-Учить при описании событий указывать место и время действия; -Учить понимать оттенки значения слова;
Предварительная работа:
-Заучивание стихов о природе;
- Заучивание народных изречений о природе;
- Рассматривание картин русских художников о природе;
- Изготовление панно «Березка» аппликативно.
Оборудование:
- Мольберт;
- Выставка детских рисунков;
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Береза — символ земли русской“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
- Оборудование и инструменты (губка, салфетка, пластмассовая тарелка, альбомные листы).
Ход занятия:
- Звучит русская народная песня «Березка». В группе оформлена выставка картин с изображением березы, детских рисунков, аппликаций и т. д.
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам, отправится на экскурсию в лес. Вы согласны? (Ответ детей)
Но прежде чем отправиться на экскурсию ответе, пожалуйста, на несколько вопросов.
- Какие деревья можно встретить в лесу?
- Какое дерево считают символом русской земли? (береза)
- Где растет береза? (в лесу, парке, сквере, во дворе)
- Что нужно сделать, чтобы вырос лес? (беречь и оберегать лес - высаживать саженцы, не ломать деревья, не жечь костры).
- Что не следует делать в лесу? (ломать ветки, деревья; жечь костры; вырезать буквы на деревьях; разорять гнёзда; разрушать муравейники; включать громко музыку; разбрасывать мусор)
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам вспомнить народные изречения о природе:
- Земля- заботу любит.
- Возвращай земле долг- будет толк.
- Много снега- много хлеба, много воды- много травы.
- Сломать дерево не долго, вырастить годы.
- Срубил кусты- прощай птицы.
Воспитатель с детьми рассматривает таблицу.
Вот и мы сейчас с вами высадим саженцы.
Установка на успех:
Воспитатель дает каждому ребенку саженец (воображаемый, предлагает согреть его своим теплом.
-наклон вперед – копаем лунки для посадки саженцев.
- какое высокое вырастет деревце? Дети вытягиваются вверх, показывают высоту.
- надо полить землю. Качаем воду насосом, поливаем деревце.
- превращаемся в дерево. Оно было такое маленькое (дети на корточках обхватывают себя руками, стало медленно расти, вытягиваться. Ветер качал его. Гнул в стороны, вперед, назад, но оно росло и выросло.
Звуковая, дыхательная гимнастика.
Подул тихий ветерок (дети тихо произносят у-у-у);ветер усилился (У-У-У)
- Вот мы и очутились с вами в большом лесу который сами же и посадили.
В-ль: Ребята отгадайте загадку и вы узнаете о каком дереве мы сегодня с вами поговорим.
- Она весну встречает – сережки надевает.
Накинута на спинку зеленая косынка,
А платьице в полосочку.
Ты узнаешь….? (березку)
-Ребята! Может и вы знаете, стихотворение о березе?
Березка.
Эта модница лесная
Часто свой наряд меняет:
В шубке белой – зимой,
Вся в сережках – весной,
Сарафан зеленый – летом,
В день осенний – в плащ одета.
Если ветер налетит,
Золотистый плащ шуршит.
Проводится Д/И «как живут растения», «развитие растений».
Воспитатель вместе с детьми рассматривает березу на картинке, и предлагает найти ее имя. (белоствольная красавица, невеста, веселка, тонконогая девчушка).
Кого березкой удивишь? Это дерево настолько привычно, что мы порой и не замечаем его. Выгляните в окно, и увидите березку.
В одном из своих писем А. С. Пушкин писал: «Мы приехали на место, и первый предмет, поразивший меня, была береза. Сердце мое сжалось!». Как много этим сказано! Сколько в ней прелести, неотделимой от природы нашей Родины. Радостное, нарядное дерево.
- Какие два цвета русской природы береза забрала в свое одеяние?
(белый- белизну заснеженных полей, и зеленый – зелень лугов)
И как эти цвета ей к лицу! Еще березка добра к людям. В стародревние времена люди нарекли березку деревом четырех дел :
- какие это четыре дела?
(1 дело – мир освещает, 2 дело – чистоту соблюдать, 3 дело – крик утешать, 4 дело – больных исцелять)
-А что же это значит, может расшифруем все 4 дела. :
( мир освещает :самая светлая – березовая лучина; чистоту соблюдать : березовый веник – в бане чистоту соблюдал; крик утешать: скрипели колеса телеги, смазывали березовым дегтем; больных исцеляет: от всяких болезней лечили настоем березовых почек)
Гимнастика для глаз.
Отойдём от берёзки подальше, закроем глазки, откроем широко глазки и посмотрим на нашу берёзку.
Мы сейчас с вами немного походим возле нашей березки.
Дыхательная гимнастика
Хоровод «Береза»
Береза моя, березонька. (Дети идут хороводом, взявшись за руки)
Береза моя белая, (Меняют направления движения)
Стоишь ты, березонька, (Встали, подъем рук вверх, вдох)
Посредь долинушки, (Опустили руки, выдох)
На тебе, березонька, (Подъем рук, вдох)
Листья зеленые, (Опустили руки, выдох)
Под тобой, березонька, (Подъем рук, вдох)
Трава шелковая. (Опустили руки, выдох)
В-ль- Мы с вами знаем что деревья дышат, питаются, растут (рассматривание таблицы)
Воспитатель задает вопросы: Как питается, дышит растение? (Ответы детей, рассказ по моделям)
Ни одно дерево не может сравниться с березкой по обилию семян, их легкости, семена крошечные- в этом тайна распространения стремительно березы- шагать по земле впереди других деревьев.
- Как шагает береза по земле?
(Подул ветер, полетело семечко, словно самолетик. Так шагает береза по земле.)
Береза – поводырь русского леса.
Проводится Д/и «Деревья, плоды, листья)
Воспитатель: А сейчас я предлагаю нарисовать нашу березку. Но нарисовать не простым способом, а нетрадиционным. (рисование пальчиком).
Но посмотрите ребята вокруг, что мы ведем? (Ответы детей- веточки березы). Правильно веточки березы, я предлагаю вам их собрать и поставить в вазу. Наблюдать за ними на протяжении длительного времени, и свои наблюдения вносить в календарь.
Продолжая работу над дневником наблюдения за веточками в вазе.
Превосходно!
Ну а сейчас можно приступать к рисованию.
Но прежде надо размять наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Эти пальчики щипают, (соединить пальчики обеих рук)
Эти пальчики гуляют,
Эти – любят поболтать,
Эти – тихо подремать,
А большой с мизинцем- братец (соединить на обеих руках ми-
Могут чисто умываться зинец и большой палец)
Дети рисуют.
Анализ занятия.
- Чем вам понравилось сегодняшнее занятие?
- Все ли у вас получилось?
- Как ты думаешь почему у тебя получилось не все так как ты задумал?
Воспитетель: Умницы! Я знаю что в следующий раз у вас все получится!