Августина Егоровна Адамова
Конспект занятия в подготовительной группе «Тайны звука. Опыты со звуками»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной группе
Технологическая карта НОД кружка «Хочу все знать»
НОД: экспериментирование
Тема: «Тайны звука. Опыты со звуками»
Воспитатель: Адамова Августина Егоровна
Группа : подготовительная
Образовательная область: познавательное развитие.
Цель: учить различать свойства звуков и делать простые опыты;
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Тайны звука, Опыты со звуками“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
Задачи: познакомить детей со следующими свойствами звука :
Звук распространяется в воздухе во все стороны;
Звук можно принять из какого-нибудь определенного направления;
Источником звука может быть любой предмет;
Воздух помогает распространять звуки;
Ухо умеет воспринимать и распознавать звуки.
Оборудование:
Тип НОД: изучение нового материала и закрепление.
Методы организации НОД: игровые, практические
Ожидаемый результат:
Знать: свойства звуков;
Уметь: делать простые эксперименты и опыты с помощью взрослого;
Применять: полученные знания в игре, повседневной жизни.
Этапы Средства Деятельность воспитателя
1. Вводная часть. Организационный момент Звучит веселая музыка Приветствие
Скажем «Здравствуйте! гостям» (Ребята посмотрите сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся)
Игра «Замри и слушай»
Дети закрывают глаза, а педагог издает звуки с помощью известных им предметов (музык. инструменты, топот ног, хлопок, скрип двери и. т. д)
2. Основная часть
Воспитатель:
• почему все звучит?
• Какие из услышанных звуков можно отнести к музыкальным? (металлофон, колокольчик, пианино)
• А что можно сказать про топот ног, хлопок, скрип двери? (это шумы, бытовые звуки)
• Почему мы слышим эти звуки? Что такое звук?
Воспитатель: предлагает изобразить голосом: как звенит комар? (з-з-з) Как жужжит муха? (ж-ж-ж)
Затем каждому предлагается тронуть струну инструмента, вслушаться в его звук и потом, ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук.
Воспитатель: Что произошло? Почему звук прекратился?
Дети: звук продолжается до тех пор, пока колеблется струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает.
Воспитатель: Правильно! Молодцы!
Воспитатель: ребята — это что? (показывает деревянную линейку).
• Есть ли голос у деревянной линейки?
Дети: дают различные ответы, выводы.
Воспитатель: как можно услышать голос (звук) линейки?
Детям предлагается извлечь звук с помощью линейки (один конец линейки прижать к столу, а по свободному хлопать ладонью)
Воспитатель:
• Что происходит с линейкой? (дрожит, колеблется)
• Как прекратить звук? (остановить колебания линейки рукой)
• Почему все звучит? (колебания предметов)
Воспитатель: правильно! Молодцы!
Воспитатель: почему человеку нужно 2 уха, а не один?
Дети: дают свои ответы
Воспитатель: давайте проведем опыты звуком и найдем ответ на этот вопрос: за счет изменения восприятия звуков правым и левым ухом.
Воспитатель: а для этого нам понадобятся:
• Трубочка;
• Две воронки;
Как будем делать? Соединим воронки трубой.
Воспитатель: 2 ребенка выходят и берут концы трубочек, приложим воронки к ушам. 1 ребенок говорит в воронку шепотом, а 2 ребенок должен услышать. Потом меняются.
• Так зачем человеку два уха? (чтобы слышать)
• А как вы думаете, как можно усилить звук? (сильнее выдувать воздух, петь или говорить громко)
Опыт с расческой.
Это что? (показывает расческу). Есть ли голос у расчески?
Ответы детей (высказывают свое мнение)
Воспитатель: правильно! Молодцы! Зубчики расчески дрожат от прикосновения и издают звук. Он тихий и слабый.
• Как можно усилить звук? Сделать громче?
Воспитатель: ставим расческу одним концом на стул. Повторяем опыт. Звук стал громче. Колебания передаются стулу и он усиливает звук. Прикладываем конец расчески к столу. Звук стал еще громче. Чем больше предмет, тем громче звук.
Опыт с бумажными рупорами.
Воспитатель: раньше капитан на корабле, отдавая команды, использовал рупор для усиления голоса. Так как рупор от голоса начинает дрожать, команды звучат громче.
• Кто из вас хочет показать, как меняется голос?
Двое детей берут рупоры (бумажные, уходят в разные стороны концы комнаты, сначала говорят свое имя без рупора, затем в рупор.
• Ребята если вы заблудитесь в лесу, то, как можно усилить голос? (приложить руки в рупор ко рту и покричать «Ау!») и тогда кто- нибудь вас обязательно услышит и отзовется.
Опыт переговорное устройство из бумажных стаканчиков.
Что нам понадобится:
• Бумажные стаканчики;
• Нитка;
• Канцелярские скрепки;
Заранее готовить: шилом проколоть дно стаканчиков; отрезать нитки нужной длины (1м – 1.5м);
Воспитатель: давайте приступим к работе (дети работают в паре).
1. Возьмите 2 стаканчика и веревку нужной длины.
2. Проденьте нить в отверстие одного стаканчика и закрепите с помощью скрепки – просто привязав ее к ней таким образом, чтобы скрепка оказалась внутри стаканчика. То же самое проделайте со вторым стаканчиком так, чтобы между ними была натянута нить.
3. Теперь возьмите переговорное устройство и попробуйте поговорить, один говорит в стаканчик другой в это время прикладывает стаканчик к уху и слушает. Убедились? Ваше переговорное устройство действительно работает!
Научное объяснение:
Когда вы говорите в стаканчик, тем самым создаете звуковые волны, которые свою очередь ударяются о дно стаканчика, заставляя его вибрировать. Движение этих колебаний передается нитке и срабатывает «принцип домино». Частицы нитки передают колебания, или другими словами звуковые волны, по нитке другому стаканчику, сначала звук доходит до дна, потом к воздуху внутри стаканчика, а потом к уху.
3. Итог НОД Ребята, о чем вы сегодня узнали? Что мы делали? Понравилось ли вам играть, делать опыты?
Вы, ребята сегодня молодцы!
.