Виктория Полушина
Конспект занятия тифлопедагога «Морские обитатели» в старшей группе для детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Морские обитатели».
Тип: Комплексное занятие.
Цель: Закрепить знания о морских обитателях, их месте обитания.
Задачи:
Образовательная:
1. Закрепить знания о морских обитателях.
Коррекционная:
1. Развивать зрительное восприятие
• Учить узнавать морских обитателей в различных модальностях (картинки, силуэты,
• Учить выполнять поэтапные последовательные действия при воспроизведении образца.
Публикация «Конспект занятия тифлопедагога „Морские обитатели“ в старшей группе для детей с нарушением зрения» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Работа тифлопедагога. Тифлопедагогика
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2017
2. Развивать навыки ориентировки в пространстве
• Упражнять в ориентировке на микроплоскости (фланелеграф,
• Упражнять в ориентировке на макроплоскости (на ватмане).
3. Активизировать прослеживающую функцию глаз, зрительно-моторную координацию рук.
Развивающая:
1. Развивать мыслительную деятельность, зрительное внимание.
Воспитательная:
1. Воспитывать навыки самоконтроля.
Оборудование:
Указка, раздаточные подносы, подставки, индивидуальные фланелеграфы, сеть, картина «Морские обитатели», картинки рыб, ракушки,
Карточки задания: контур рыб и чешуя, лабиринты, силуэтные изображения морских обитателей.
Пособия: «Прозрачные льдинки» Воскабовича, геоконд.
Предварительная работа: Беседа на тему «Морские обитатели».
Ход:
1. Вводная часть: (входим с детьми в оформленный музыкальный зал).
- Посмотрите ребята, где мы с вами оказались?
- На острове! (ответы детей).
- Потрогайте песок под ногами, ощутите тепло. А вы чувствуйте, какой приятный воздух, теплый? Посмотрите, здесь везде ракушки, мы даже можем послушать. Что вы слышите? (Дети прикладывают к уху ракушку и слушают шум моря).
- Ребята, посмотрите на море! Вы что-то видите? (дети смотрят на проектор)
- Нет (ответы детей)
- Возьмите монокли и посмотрите вдаль. Что это?
- Это бутылка (ответы детей).
- Это не просто бутылка, внутри есть послание, давайте я прочитаю: «На дне моря лежит корабль с сундуком сокровищ. Только достойные и отважные могут дойти до клада по данной карте».
- Вы согласны ребята отыскать клад? А как мы туда доберёмся? В воде нет возможности дышать.
- Можно поплыть на батискафе, подводном корабле (ответы детей).
- А вот и батискаф. (Изображение батискафа на презентации). Занимайте свои места. Я буду капитаном, а вы матросы. Вот вам головные уборы (педагог раздает). Улыбнитесь друг другу, пожелайте приятного путешествия. Лодка готова к погружению. На счёт 1, 2, 3 – погружаемся (дети с педагогом сидят на стульях).
2. Основная часть:
1. «Рыбки».
- Вот мы с вами оказались в морском царстве. Появляются первые обитатели и живут они в коралловых рифах. Так, что на нашей карте? В каком направлении плыть? (Сети) Где сети? (все подходят к сетям).
- Вот они (дети находят сеть).
- Смотрите, в этих сетях запутались рыбки. Когда они пытались распутаться – потеряли чешую. А когда рыбы теряют чешую – что ощущают? (ожог) Если не помочь – они погибнуть. Поможем ребята?
-Да. (ребята присаживаются за столы)
- Выложите им чешуи от самого тёмного к самому светлому, только не выходите за контур справа налево.
2. «Коралловые рифы».
- Молодцы! Так, что там на карте? (смотрят) Коралловые рифы. А почему так мало рыб ребята?
- Потому что здесь плавает акула (ответы детей).
- Что же его держит? Смотрите, акулята застряли в коралловых лабиринтах. Поможем выбраться? Иначе эта хищная рыба будет нападать на нас и других рыб. (Лабиринт – индивидуальная работа на фланелеграфах).
- Ребята, вы молодцы, коралловые рифы свободны. Теперь можно заселить рыб.
3. «Заселяем рыб».
- Смотрите, каждому по данной схеме необходимо выбрать рыбу. Выбрали?
- Да (ответы детей).
- Теперь я назову, где они должны проживать. Туда вы и заселите свою рыбу.
1. Рыба, найденная по схеме № 1 живёт в правом вверхнем углу.
2. Рыба, найденная по схеме № 2 живёт в правом нижнем углу.
3. Рыба, найденная по схеме № 3 живёт в левом вверхнем углу.
4. Рыба, найденная по схеме № 4 живёт в левом нижнем углу.
5. Рыба, найденная по схеме № 5 живёт посередине.
- Молодцы! Получилось всех заселить?
- Да (ответы детей).
4. «Водоросли».
- Пойдём дальше! Что в карте?
- Водоросли (ответы детей)
- Ребята, а вы почувствовали, что стало холоднее? Это мы на батискафе опускаемся всё ниже и ниже ко дну морскому. Здесь и темнее, и попрохладнее. Посмотрите внимательнее на водоросли, вы что-то видите?
- Да, в водорослях кто-то прячется. (ответы детей)
- И чтоб узнать, кто там прячется, помогут эти загадки. На столах есть множество рыб и морских обитателей, как только угадали загадку, забирайте себе картинку рыбы.
1. Этот серый великан
Выдул радужный фонтан.
И закрыв огромный рот
В море скрылся (кашалот).
2. Может плавать в океане,
Может ползать по саванне,
Панцирь в клетку, как рубаха…
Кто же это? … (черепаха).
3. Короткое тело покрыто шипами!
Шипами умело сразится с врагами.
Раздуется важно, как шарик. И всё ж…
Порою хоть страшно, плывёт (рыба-ёж).
4. Была объёмной, плоской стала,
Фигуру время поменяло,
И маскируется отлично!
Под стать морскому дну обычно.
(камбала).
5. Вы знакомы с Морячком
Ходит странно он бочком.
Пятернёй своей не слаб
Морячок - спешащий (краб).
6. Что за дивная лошадка?
Очень странные повадки:
Конь не сеет и не пашет
Под водой с рыбёшкой пляшет (морской конек).
7. Ползет наоборот,
Задом наперед,
Все под водой
Хватает клешней (рак).
8. Рыбка приплыла из сказки,
С золотистою окраской.
Можешь ей желанье молвить —
Вдруг попробует исполнить? (золотая рабка).
5. «Выложи рыб по величине».
- Справились! А теперь расположим этих морских жителей на фланелеграфе от самого большого до самого маленького. Но выкладывать надо с учётом карточек символов, учитывая направление и край фланелеграфа.
6. «Крабы».
- Молодцы, получилось! Каков наш дальнейший путь.
- На карте нарисован краб!
- Ребята, в водорослях спрятался краб! (На презентации) Он один и ему очень скучно. Давайте заселим дно морское крабами – друзьями по данной схеме. (Дети выкладывают краба их «Прозрачных льдинок» Воскабовича).
7. «Осьминоги».
- Дальше в путь! Здесь должны быть осьминоги, но их нет. А давайте мы сами этих морских жителей выложим на геоконде. Садитесь на свои места и выкладывайте по схеме.
- Молодцы ребята!
8. «Зрительная гимнастика» (обращаем внимание детей на презентацию).
- Ребята, посмотрите на наше море. Что вы видите?
- Морскую звезду (ответы детей).
- Наблюдайте за ней внимательно. Она будет передвигаться.
9. «Фотоснимки» (Силуэтное картинки).
- Осталось совсем немного и мы найдем затонувший корабль! Что дальше?
- Дно морское (дети смотрят на карту)
- А кто здесь обитает? (На презентации).
- Скат, змеи морские, креветка, морской удильщик, звезда (ответы детей).
- А теперь ребята, предлагаю сфотографировать морских обитателей. Только у меня старый фотоаппарат, который достался ещё от дедушки. И фотографии получаются чёрно-белые. Хотите себе такие фотографии?
- Да (ответы детей)
- Тогда садитесь за столы. Выложите силуэтные изображения морских обитателей на фланелеграфе точно так же как и на морском дне.
- Наконец-то и корабль! Видите, ребята! (Обращаем внимание на презентацию).
- Да!
- Здесь очень темно, предлагаю с помощью этих фонариками найти клад. Смотрите внимательно и ищите за каждой водорослью, под каждым камнем!
- А вот и сундук. Мы его с собой возьмем и на остров отнесём. Сели на свои места, досчитаем до 3 и вновь окажемся на острове! (Дети садятся за свои места и считают).
- 1, 2, 3!
3. Заключительная часть:
- Ребята, вам понравилось наше путешествие? Хотели бы ещё попутешествовать на батискафе?
- Берите свою награду – сундук с золотом! (Дети делят шоколадки - медальки).