Получи документы

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «В мире насекомых» в средней группе

ЕЛЕНА ГЕНЕРАЛОВА
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «В мире насекомых» в средней группе

Конспект занятие по ознакомлению с окружающим миром «В мире насекомых» в средней группе

Цель: формирование у детей представления о насекомых.

Задачи:

Образовательные: уточнить и расширить знания детей о насекомых, их внешнем виде, образе жизни; о пользе и вреде, приносимой ими природе.

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „В мире насекомых“ в средней группе» размещена в разделах

Развивающие: развивать мыслительную активность, умственные операции сравнения и обобщения, любознательность, внимание, память, речь. Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе. Расширение кругозора и экологических представлений.

Воспитательные: воспитывать потребность в общении с природой, любовь и бережное отношение к природе.

Материал: предметные картинки с изображением разных насекомых,

Предварительная работа: беседа о насекомых, чтение стихов, загадывание загадок про насекомых.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и совершить необычное путешествие на лесную полянку.

Воспитатель. Дети, вот мы и на полянке (воспитатель предлагает детям сесть на свои места). Кого мы можем здесь повстречать? ( ответы детей: зверей, птиц.)

Воспитатель. Но эти обитатели испугаются нас. Кого мы почти не замечаем? Но они всегда рядом с нами? (воспитатель подводит детей к ответу - «насекомые»)

На лугу трещит кузнечик,

В небе бабочка парит,

На цветке мохнатый, громкий,

Полосатый шмель жужжит.

Насекомые летают,

Скачут, ползают, парят,

Красотой нас удивляют,

Пользу так же принося!

Воспитатель. Муравей. Божья коровка, кузнечик. Бабочка, комар, муха, пчела, оса — это все насекомые.

Насекомыми — это беспозвоночные членистоногие животные. Которые прыгают, летают, ползают.

Насекомые - самые многочисленные и древние обитатели нашей планеты.

Они играют чрезвычайно важную роль в природе нашего края.

Насекомые – опылители : нужны для опыления растений.

Насекомые – санитары : для потребления растительных и животных остатков, для почвообразования.

Куда бы вы ни пошли: в сад, на луг, в лес - всюду вас будут окружать насекомые. В траве ползёт жучок, над цветами вьются пчёлы и бабочки, стрекочут кузнечики, шуршат крыльями стрекозы. Подойдёшь к речке — и там насекомые : носятся стайками блестящие жуки-вертячки, а под водой, загребая лапками как вёслами, охотятся жуки-плавунцы.

Воспитатель. А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Четвертый- лишний». Я называю слова, а вы скажите, что лишнее.

- Кузнечик, кошка, гусь, коза.

- Щука, сом, муха, пескарь.

- Бабочка, божья коровка, оса, сорока.

- Комар, лось, волк, медведь.

- Тигр, лев, сверчок, слон.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, чем питаются насекомые? (ответы детей)

Да, действительно, многие из насекомых поедают зелёные листья, стебли и побеги растений. Пчёлы, шмели, бабочки любят угоститься сладким нектаром цветов. Перелетая с цветка на цветок, они переносят пыльцу и опыляют растения, без этих насекомых не было бы на лугах ярких цветов.

Воспитатель. Дети, сейчас я вам покажу насекомых, которых мы можем увидеть на полянке. Хотите узнать, что это за насекомые?

Воспитатель. Я буду загадывать загадки, а вы старайтесь отгадать.

Одевает эта крошка

Платье красное в горошек.

И летать умеет ловко,

Это … (божья коровка).

Воспитатель. Какая она? (Показываю картинку)

Дети: красная, яркая

Воспитатель. Значит и мы и птицы можем ее заметить. Как же она защищается от врагов? Она выделяет горькую, желтую жидкость. Эта жидкость очень горькая и едкая на вкус с неприятным запахом.

Воспитатель. Какую пользу приносит божья коровка людям?

Дети: она уничтожает тлю

Воспитатель. Верно, для человека божья коровка проносит пользу, она поедает маленьких букашек - тлю. Тля высасывает сок из листьев деревьев, растений и растения погибают. Божью коровку называют санитаром садов и огородов.

Воспитатель. Отгадайте следующую загадку.

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

(Бабочка) (Показываю картинку)

Воспитатель. Что вы знаете о бабочке? Чем питается бабочка? Она питается соком растений, нектаром. Как она пьет нектар? Нектар она пьет хоботком. Можно ли ловить бабочек? Почему?

Дети: нет, мы можем поранить бабочку.

Воспитатель. Крылья у бабочки покрыты маленькими цветными чешуйками. Если мы схватим бабочку за крылья, то чешуйки облетят, и бабочка не сможет летать. Что с ней случится?

Дети: погибнет

Воспитатель. Как вы думаете, пользу или вред приносят бабочки для людей?

Дети: пользу, опыляют растения.

Воспитатель. Следующее насекомое.

Он работник настоящий,

Очень — очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом.

(муравей) (Показываю картинку)

Воспитатель. Муравьи живут большими семьями. Как называется их дом? Из чего строят?

Дети: Муравейник строят из веточек, хвоинок, соломинок, травинок.

Муравьи очень трудолюбивые насекомые. Каждый занят своим делом.

У них есть уборщики, добытчики, солдаты. Муравьи полезные насекомые. Они уничтожают вредных насекомых.

Воспитатель. Каких, насекомых уничтожают муравьи и чем они питаются?

Дети: муравьи едят гусениц, бабочек, жучков и других насекомых, раненых мелких животных. Муравьи помогают птицам очищать перья муравьиной кислотой.

Воспитатель. Они уничтожают тех насекомых, которые объедают листья и хвою деревьев. Их называют санитарами леса.

Воспитатель. Эта загадка про кого?

Прыгает пружинка —

Зеленая спинка,

С травы на былинку,

С ветки на тропинку.

(кузнечик) (Показываю картинку)

Воспитатель. Кузнечика мы заметим в траве? Почему?

Дети: Он зеленого цвета, в траве его не видно, он издает стрекотание, когда трет лапкой о крылышко. Питается кузнечик лисьими растений, мягкими семенами, мелкими насекомыми.

Воспитатель. А как мы можем узнать, есть кузнечик на полянке или нет?

Дети: мы услышим, как он поет)

Воспитатель. Чем он делает такие звуки? Он делает такие звуки крыльями.

Трет одно крылышко о другое и получается такая песня кузнечика. Мы говорим, что он не поет, а что делает?

Дети: стрекочет

Воспитатель. Питаются кузнечики листьями растений, мягкими семенами, мелкими насекомыми.

Воспитатель. Каких для человека полезных насекомых мы еще знаем? (Показываю картинки, дети называют и говорят, какую пользу приносят).

Дети: пчела — дает нам мед; стрекоза — уничтожает комаров, мух

Воспитатель. Дети, вы, наверное, устали давайте немного отдохнем.

Физкультминутка «Видишь, бабочка летает»

Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)

На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком.)

— Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)

Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)

За день, за два и за месяц. (Шагаем на месте.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)

Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)

Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)

Воспитатель. Ребята, А вы знаете вредных насекомых для человека? Назовите их.

Дети: муха, комар — переносчики заболеваний.

Воспитатель. Не все насекомые так безобидны.

Если тронуть муравья, то он больно укусит. При укусе он выделяет кислоту, которая сильно обжигает, это место долго болит. Какие насекомые тоже кусаются?

Дети: пчелы, осы.

Воспитатель: это действительно так.

Больно жалит пчела. Если при укусе осталось жало пчёлы, его надо удалить. И ещё : если вас ужалила пчела, постарайтесь вытерпеть и остаться спокойным. Не машите руками, перейдите в другое место.

Защищаться надо и от комаров, их укусы очень опасны. Для защиты надо пользоваться специальными мазями.

Дидактическая игра с мячом «Закончи предложение»

- Майский жук большой, а божья коровка (маленькая).

- У майского жука крылья короткие, а у стрекозы (длинные).

- У жука усы толстые, а у бабочки (тонкие).

- У шмеля спина широкая, а у водомерки (узкая).

- Шмель жужжит, а кузнечик (стрекочет).

- Гусеница ползает, а бабочка (летает).

- Пчёлы летают, а паук (ползает).

- Кузнечик умеет прыгать, а божья коровка (нет).

- Пчёлы живут в ульях, а муравьи (в муравейнике).

- Бабочка питается нектаром цветов, а паук (мухами).

Воспитатель. В природе всё взаимосвязано. Каждое насекомое, даже если оно опасное для нас, может приносить пользу окружающей среде. Давайте будем внимательны и осторожны при встрече с обитателями природы. А чтобы не ошибиться, мы с вами будем изучать детскую энциклопедию живых обитателей растительного и животного мира.

Рефлексия: вот и подошло наше путешествие к концу. А вам, ребята, понравилось наше занятие?

- Чем мы сегодня занимались?

- Что вам понравилось больше всего?

- С кем мы познакомились кроме бабочки?

- Чем вредны мухи и комары?

- Где живут муравьи?

- Какие виды насекомых вы запомнили?

- Ребята, какое настроение у вас, когда вы видите бабочек, божьих коровок и других насекомых?

- Какую жидкость выделяет божья коровка?

Молодцы, вы так много всего знаете!

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Зимующие птицы»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Зимующие птицы» Конспект занятия по ознакомление с окружающим миром в средней группе. Тема:«Зимующие птицы». Интеграция областей: познавательное развитие,.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «В лес по грибы» в средней группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «В лес по грибы» в средней группе Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «В лес по грибы» в средней группе Цель: Знакомство с грибами. Предварительная работа:.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Флаг России» в средней группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Флаг России» в средней группе Цель: познакомить детей с флагом России. Задачи: Образовательные: повторить знания о символическом значении цвета российского флага,.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Головные уборы»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Головные уборы» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. Тема: «Головные уборы» Задачи: Образовательная: расширять знания.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. Тема «Овощи»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. Тема «Овощи» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. Тема «Овощи» Цели и задачи: 1. Закреплять и уточнять знания детей.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Путешествие в Антарктиду»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Путешествие в Антарктиду» Доминирующая образовательная область: познавательное развитие Интеграция областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие,.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Русская матрёшка»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Русская матрёшка» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. Тема: «Русская матрёшка». Цель: воспитывать интерес к народному.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «В мире насекомых» в средней группе
Опубликовано: 13 декабря 2023 в 13:49
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД