Екатерина Легких
Конспект занятия в средней группе «В мире волшебных слов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: воспитывать уважение друг к другу, к старшим, посторонним; формировать у детей понимание того, что волшебные слова делают человека тактичнее, честнее, воспитаннее; формировать у детей понимание того, что вежливость является важным составляющим качеством воспитанного человека; обучать детей формулам выражения вежливой просьбы, благодарности.
Ход занятия :
Публикация «Конспект занятия в средней группе „В мире волшебных слов“» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
Воспитатель: Добрый день! Здравствуйте, дети! Давайте возьмемся за руки и скажем друг другу: «Добрый день!». А теперь скажем нашим гостям: «Добрый день!» Молодцы! Мы с вами поприветствовали друг друга, а как еще можно приветствовать друг друга? (привет, добрый день, здравствуйте)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что означает слово «здравствуйте»? (Ответы детей). «Здравствуйте» - очень древнее слово, русские люди в старину при встрече снимали шапку, кланялись в пояс, желали доброго здоровья. Слово «здравствуйте» означает «будь здоров». Приветствовать можно по-разному: привет, доброе утро, добрый вечер, кивком, жестом руки, рукопожатием. Как вы думаете, слово «привет» можно всем говорить?
Дети: Нет, только другу.
Воспитатель: А, как можно приветствовать взрослых?
Дети: Надо сказать: «здравствуйте».
Воспитатель: Что же обозначает слово «здравствуйте»?
Дети: Когда мы говорим слово «здравствуй», мы желаем здоровья.
Воспитатель: Вот какое волшебное слово «Здравствуйте», сейчас мы послушаем стихотворение об этом слове : (читает ребенок)
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться
- Доброе утро!
- Доброе утро!
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Улыбчивым лицам
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро
Длится до вечера.
Воспитатель: Ребята, это слово живет в волшебной стране. Она так и называется «Страна волшебных слов». А вы хотите туда попасть?
Дети: Да! Хотим!
Воспитатель: Тогда беритесь крепко за руки и закройте глаза. Зазвучит красивая мелодия и мы окажемся в волшебной стране.
Под музыку воспитатель переворачивает доску, где изображены домики, облака, солнышко без лучиков и ствол дерева.
Воспитатель: Вот мы и на месте, но кажется что-то случилось в волшебной стране, что здесь не так?
Дети: Нет лучиков и листочков на дереве.
Воспитатель: Надо помочь жителям этой страны.
Я предлагаю сделать лучики из волшебных слов. И тогда наверняка у нашего деревца распустятся листочки. Первым лучиком будет слово «Здравствуйте».
Стук в дверь. Приходит Незнайка.
Незнайка: Здравствуйте, ребята! (Проходит к детям, дети здоровают-ся.) Ой, ребята, сколько у вас разных игрушек, коробочек, кукол! А вот и карандаши, и краски, и пластилин есть. Вот это да! И что? Играть со всем этим разрешают?
Дети. Да, разрешают.
Незнайка: Везет же вам, ребята! Как здорово, когда всего много и всем можно играть, рисовать, лепить, строить. А Кнопочка такая вредная, мне ничего не дает. Я у нее краски хотел взять, а она мне их не дает.
Воспитатель: Незнайка, а как ты думаешь, почему Кнопочка не захотела тебе краски дать?
Незнайка: Ой, ну что тут думать-то! Она, наверное, думает, что я рисовать-то не умею, вредина.
Воспитатель. Ах, Незнайка! Дело тут совсем в другом! Скажи нам с ребятами, как ты краски у Кнопочки просил?
Незнайка: Как? Да очень просто! Я ей говорю: «Дай, я хочу рисовать».
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, правильно Незнайка краски у Кнопочки просил?
Дети. Нет, неправильно.
Незнайка: Как это неправильно? Все я правильно просил. Я всегда так прошу. Да! А однажды я даже плакал и громко кричал: «Дайте мне краски! Я хочу!»
Воспитатель. Да, Незнайка, что-то ты не то делаешь. Ребята, вы видите, в какой затруднительной ситуации он оказался? Давайте ему поможем. Оставайся, пожалуйста, с нами. Сейчас ребята тебе помогут. Только веди себя тихо, слушай внимательно, не вертись.
Воспитатель. Ребята, вспомните, с каким рассказом В. Осеевой мы познакомились недавно?
Дети. С рассказом «Волшебное слово».
Незнайка: А что это за слово такое? А разве есть такое?
Дети. Да.
Воспитатель. Ребята, о каком слове идет речь в рассказе?
Дети. О слове «пожалуйста».
Воспитатель. Вспомните, как это слово нужно говорить?
Дети. Тихим голосом и глядя прямо в глаза.
Незнайка: Так просто! И после этого слова Кнопочка даст мне краски?
Дети. Конечно, даст. Давайте это слово будет вторым лучиком нашего солнышка.
Незнайка: Ой, ребята, как вы мне помогли. Я это слово теперь всегда буду говорить только Кнопочке.
Воспитатель. Подожди, Незнайка, мы что-то тебя не поняли. Ты что же, слово «пожалуйста» будешь говорить только Кнопочке?
Незнайка: Да. А кому же еще его говорить? Только ей одной. Но зато она мне все свои игрушки давать будет.
Воспитатель. Эх, Незнайка! Ничего-то ты не понял. Ребята, подскажите, кому еще можно говорить «пожалуйста».
Дети. Маме, папе, друзьям, бабушке, воспитателям и т. д., всем людям, кому захочешь.
Воспитатель. А теперь давайте потренируемся. Представим следующие ситуации.
… пришел вечером домой из детского сада и тебе так хочется, чтобы мама прочитала тебе сказку. Как ты маму попросишь? (Мамочка, прочти мне, пожалуйста, сказку).
…ты прибежал к бабушке на кухню, а бабушка печет пирожки. Тебе так захотелось пирожка. Как ты попросишь? (Бабуля, угости меня, пожалуйста, пирожком).
Ты нечаянно толкнула кого-то, как нужно извиниться? (Простите меня, пожалуйста).
Воспитатель: А давайте закрепим это волшебное слово.
Игра на внимание «Пожалуйста»
По моей просьбе вы исполняете определенные движения, но только тогда, когда я произнесу волшебное слово «пожалуйста», если я не произнесу волшебного слова «пожалуйста», то движения вы не выполняете.
(Воспитатель во время игры предлагает самые разные команды.)
Воспитатель. Незнайка, теперь-то ты понял, что слово «пожалуйста» нужно говорить всем, а не только Кнопочке?
Воспитатель: А мы знаем еще одно волшебное слово, «Спасибо».
(ребенок читает стихотворение)
За что мы говорим «Спасибо».
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы
Кому сказали сколько раз.
Спасибо с улыбкой сказать так несложно,
Но нет его в мире порою дороже.
Воспитатель: Говоря спасибо, мы благодарим кого-то за то, что для нас сделали. Это слово станет третьим лучиком.
Незнайка: Ой, ребята, спасибо вам! Я скорее поспешу к Кнопочке и попрошу у нее краски правильно, уж очень я рисовать хочу. Я нарисую наш с Кнопочкой портрет и пришлю его вам по почте.
Воспитатель: Мы с ребятами рады были помочь тебе, до новых встреч!
Дети: До свидания!
Воспитатель: А слово «До свидания» означает, что мы еще увидимся. Хорошее слово, правда? Давайте его тоже сделаем лучиком нашего солнышка.
Воспитатель. Ребята, волшебных слов очень много. Давайте поиграем в игру.
«Потерялось словечко»
(на каждый ответ мяч передается из рук в руки).
-Я бросаю мяч каждому из вас, а вы мне в ответ называете волшебное слово. (Спасибо, благодарю, будьте добры, будьте любезны, доброе утро, добрый день, спокойной ночи, прошу прощения, пожалуйста, до свидания, извините, здравствуйте.)
1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… («Спасибо») -O- -O-
2. Зазеленеет старый пень, когда услышит… («добрый день»)
3. Если больше есть не в силах, скажем маме мы… («Спасибо»)
4. Нечаянно мы толкнули Витю и все сказали… («Извините»)
5. Когда нас бранят за шалости, говорим… («Простите, пожалуйста»)
6. Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь… («Здравствуйте»)
7. Во всех странах на прощанье говорят всем … («До свидания») 8. Мы ложимся спать. Что скажем?
9. Мы сели завтракать. Что после скажем? 10. К нам пришли гости. Что скажет им?
11. Нам сделали подарок. Что скажем? 12. Мама будит нас с утра. Что ей пожелать? 13. Встретили маму подружки. Что скажем ей?
Воспитатель. Молодцы! Сегодня мы с вами говорили много волшебных слов. И чтобы наше солнышко засияло еще ярче, предлагаю добавить лучики со словами «Извините» и «Добрый день». А сейчас давайте поможем нашему деревцу «Добрых сердец» распустить листочки.
Воспитатель достает из коробочки сердечки с вежливыми и невежливыми словами, дети решают какие повесить на ветки.
Воспитатель: Каким чудесным стало наше деревце, как тепло и светло ему расти под нашим солнцем, ребята, вы большие молодцы! Я думаю жители волшебной станы очень маленькие. Поэтому мы не видим их, но они благодарят нас за помощь.
Итог: Воспитатель: Слова «До свиданья!»,
«Спасибо!», «Простите!»,
«Пожалуйста!», «Здравствуйте!»
Щедро дарите.
Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым,
В автобусе, в парке,
В садике, дома.
Слова эти очень,
И очень важны,
Они человеку,
Как воздух, нужны.
Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти нужно с улыбкой дарить.
Воспитатель. Есть одна хорошая пословица : «Ласковое слово не трудно молвить». И самое главное, слова эти надо говорить приветливо, с нежностью, только тогда эти слова будут волшебными.