Жучкова Маргарита Николаевна
Конспект занятия «В мире звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ «В МИРЕ ЗВУКОВ».
Материал. Зеркало на каждого ребенка, ширма, музыкальные инструменты, бумага, молоток, ножницы, пиктограммы.
Ход занятия
1. Оргмомент. Психогимнастика
Логопед; «Посмотрите на эти лица».
Детям показывают пиктограммы.
Логопед; «Какие они разные!»
Дети называют эмоциональное состояние человека: радостный, огорченный, печальный, сердитый. Мимические упражнения"’
Публикация «Конспект занятия „В мире звуков“» размещена в разделах
Логопед; «Изобразите злую Бабу Ягу, доброго волшебника, печальную Аленушку, огорченного Ивана-царевича. Возьмите зеркало оно поможет вам.»
2. Сообщение темы занятия
Логопед; «Сегодня мы будем слушать, узнавать и произносить звуки»
3. Развитие слухового внимания
Логопед; «Закройте глаза. Раз, два, три, четыре, пять — начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки»
Проводится игра «Тишина».
Логопед; «Что вы услышали? Вокруг вас множество звуков. Предметы могут звучать по-разному. Послушайте эти звуки».
Игра на музыкальных инструментах, резание бумаги, шуршание бумагой, постукивание молотком.
Логопед; «А сейчас отгадайте эти предметы по звучанию».
Действия выполняются за ширмой, а дети называют, что звучало.
Логопед; «Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой инструмент или предмет звучал. Чем мы слушали? (Ушами.) Уши — это важный орган нашего тела. Что надо делать, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда? (Нельзя кричать громко друг другу на близком расстоянии и класть в уши мелкие предметы. Нужно закрывать уши в холодную погоду.)»
4. Знакомство с термином «Речевой звук»
Логопед; «Вы уже слышали, как звучат разные предметы. Все живые существа тоже издают звуки. Послушайте стихотворение «Разные звуки».
Где-то собаки рычали:
— Р-р-р!
В стойле коровы мычали:
— Мммуу!
В комнате мухи жужжали:
— Жжж!
Мимо машины бежали:
— Тррр!
Гудели от ветра все провода:
— Зззнь!
Капала в кухне из крана вода:
— Динь! Перекликались в ночи поезда:
— Ууу! Ууу!
Листья на ветру шумели:
— Тсс!
Змеи в лесу шипели:
— Шшш!
А комары все пели:
— Ззз!
Непоседа мячик днем и ночью Успокоиться не хочет:
- Пам! Пам!
Куклы кашляют в постели -Днем мороженое ели!
— Кхх! Кхх!
Логопед; «Как перекликались поезда? (Ууу) Вы сегодня еще не сможете повторить все звуки, но мы обязательно научимся их произносить.
Звуки издают животные, а мы с вами — говорим. Человек обладает речью. Звуки речи соединяются, и получаются слоги, слоги образуют слова. Мы будем учиться слушать и произносить речевые звуки».
5. Физминутка. Пантомима «Прогулка». Ходьба с высоким подниманием колен.
Логопед; «Перешагиваем через высокую траву. Перепрыгиваем через лужу. Прыжки на двух ногах.
Посмотрите, какая красота! Выразим восхищение: о-о-о! Прислушаемся к шуму листьев. Вдруг подул ветерок.
Легкий выдох с округлением губ. Имитация сильного ветра и ветра во время бури.
Ветер утих. Будем собирать грибы. Мы по лесу шли, шли, подосиновик (подберезовик, боровик) нашли».
6. Произношение отдельных звуков.
Логопед; «Однажды на лесной полянке собрались зайка, мишка, лисонька, волк, белочка и ежик. Решили показать друг другу, как хорошо они умеют петь. Лисонька запела: а-а-а. Волк: у-у-у. Мишка: ы-ы-ы. Белочка: и-и-и. Ежик: э-э-э. Как пели звери?
Дети надевают маски. Повторение детьми «песенок» зверей с изменением силы и высоты голоса.
За зверей мы пропели разные звуки. Звуки речи звучат по-разному. Р-р-р, д-д-д (громко, п-п-п, т-т-т (тихо, ж-ж-ж (с голосом, ш-ш-ш (без голоса)».
7. Ознакомление с органами артикуляции.
Логопед; «Как вы думаете, что помогает нам произносить звуки? (Язык, губы). Правильно, мы произносим звуки ртом. Наш рот -- домик звуков.
В домике этом Красные двери, Рядом с дверями — Белые звери. Любят зверушки Конфеты и плюшки.
В каждом домике есть дверь, и даже не одна. Первая дверь -губы, вторая — зубы. Произнесите звук п-п-п. Этот звук произносим губами. Произнесите звук б-б-б. Этот звук тоже произносится. (губами). Произнесите звук л. Посмотрите, как прижался к губам наш язычок. В домике есть потолок. Это — нёбо. Пощелкайте язычком. Поднимите его за верхние зубы и постучите: д-д-д. Почувствовали, как язычок стучит по бугоркам? Это альвеолы.
Положите ладошку на горло. Произнесите: д-д-д-б-б-б. Здесь живет голос. Иногда он спит и его не слышно. Произнесите звук к. Вы услышали голос? (Нет). А теперь произнесите звук г. Голос проснулся, запел так громко, что стенка домика задрожала. Так что же нам помогает произносить звуки? (Губы, зубы, нёбо, язык, альвеолы.) Как надо заботиться о нашем рте? (Чистить зубы. Полоскать рот после еды. Не кусать твердые предметы.)»
8. Артикуляционная гимнастика
Логопед; «Чтобы красиво произносить звуки, надо научить губы, язык выполнять разные упражнения. Вытяните губы трубочкой, а теперь улыбнитесь.
Упражнения для губ и языка.
А еще надо научиться правильно дышать.
Упражнение на дыхание «мячик-ямка».
9. Итог занятия Логопед; «Что мы слушали? (Звуки.) Чем мы слушали? (Ушами.) Чем произносим звуки? (Ртом.)