галина земко
Конспект занятия по экспериментированию формированию знаний о свойствах воды «Капелька в гостях у малышей» в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в младшей группе по экспериментированию
«Капелька в гостях у малышей»
Цель: вовлечь детей в элементарную исследовательскую деятельность, формировать представления детей о свойствах воды с помощью практических действии.
Публикация «Конспект занятия по экспериментированию формированию знаний о свойствах воды „Капелька в гостях у малышей“ в младшей группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Задачи:
1. Образовательные:
- познакомить детей со свойствами воды (вода-это жидкость, она течёт, прозрачная, может принимать любую форму.
- уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни.
2. Развивающие:
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, мышление, речь, кругозор и любознательность; активизировать и обогащать словарный запас детей по теме, умение высказывать свое мнение, рассуждать, сравнивать, делать выводы;
- формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, умение работать в группе.
3. Воспитательные:
- воспитывать бережное и экономное отношение к воде, аккуратность при работе с водой;
- способствовать созданию у детей радостного настроения.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Целевые ориентиры: может по просьбе взрослого рассказать о предметах, отвечает на простейшие вопросы во время экспериментальной деятельности, владеет основными движениями при выполнении упражнения «Сколько знаем мы дождей», «Весёлые рыбки»
Предварительная работа:
Чтение рассказов и стихов о воде, наблюдение и рассматривание воды во время водных процедур, в бассейне, во время прогулки (за дождем).
Оборудование: инвентарь для опытов: куколка-капелька,ведерко, бутылка, ваза, пустые стаканы, молоко, варенье, ложечки, тазики, тарелка, салфетки, губки, разноцветные кораблики из бумаги, аквариум с рыбкой, аудио- запись.
Обогащение словаря: льётся, прозрачная, бесцветная, жидкая.
Непосредственная образовательная деятельность.
Дети стоят в кругу. Звучит музыка (звуки дождя).
Педагог: - «За окошком кто шумит?
-Тук-тук-тук!
-Кто по стёклышку стучит?
-Тук-тук-тук!
Может это птички?
-Нет,нет,нет!
-Может ребятишки?
-Нет,нет,нет!
-Может капельки дождя?
-Да! Да! Да!»
Педагог:- Слышите, начинается дождь. Что нужно взять с собой, чтобы не промокнуть?
Дети: - зонтик.
Педагог: - Ребята, посмотрите, какой у меня красивый зонтик!
Воспитатель раскрывает зонтик (внутри Капелька).
Педагог:- Бегите скорей ко мне!
Дети подбегают. Воспитатель обращает внимание на Капельку.
Педагог: - А ты кто?
Капелька : - Здравствуйте ребята!
Я водяная капелька,
Я очень вам нужна,
Покапаю, покапаю-
Получится вода.
-Я заблудилась! Вместе с другими капельками дождя, я упала на ваш волшебный зонтик!
Педагог: - А где же ты живёшь, Капелька?
Капелька :- Я живу там, где много- много воды.
А где водичка, там всем хорошо. Радостно рыбкам плавать в воде, растениям хорошо расти, а деткам купаться и пить воду. Вода нужна всем, а ещё вода может делать чудеса.
Педагог:- Капелька, я сейчас расскажу и покажу, какая волшебная бывает вода.
Дети садятся на стульчики.
Практическое экспериментирование.
Опыт 1. (Вода жидкая, льётся)
Педагог:- Я вам сегодня принесла в леечке водичку.
Педагог:- Как вы думаете, можно ли налить воду в баночку?
Дети:- Да!
Педагог:- Давайте перельём воду из лейки в баночку.
(Воспитатель переливает воду из лейки в банку).
-Посмотрите, как она льётся. Что делает водичка?
- Повторите – вода льётся!
Дети:- вода льётся.
Педагог: Видите, какая водичка. Её можно переливать, она жидкая, она льётся.
Опыт 2: «Форма воды» (Налить немного воды на плоскую тарелку).
Педагог:- А теперь я налью водичку в тарелку.
- Что случилось с водой? Она растеклась по тарелке.
-Вода не имеет формы, так как она жидкая и растекается.
- Но если мы нальем воду в бутылку, чашку, вазу, то вода примет форму того сосуда, в который налита.
(Воспитатель выполняет действия).
-Водичка жидкая и не имеет формы.
-Вода может быть как тарелочка, чашечка, бутылочка и как наша Капелька.
Опыт 3. «Вода прозрачная»
Педагог:- А теперь немножко поиграем. У меня две баночки: с водой и молоком.
-Ребята посмотрите, что у меня в этой баночке? (Вода)
- Опустим туда ложечку. Видно ложку?
-Почему вы ее видите? (Вода прозрачная, поэтому видно ложку).
Педагог: – Правильно, чистая вода прозрачная.
-А сейчас мы опустим ложку в молоко. Видно ложку? (нет)
- Молоко не прозрачное, а вода прозрачная.
-Водичка у нас ещё и волшебница.
Опыт 4. (Вода может менять цвет)
Педагог:- Давайте посмотрим, что будет, если мы размешаем в воде варенье /краску/? (Вода окрасилась, помутнела)
- Вот какая волшебная вода – может менять цвет.
Педагог:- Ребята, а вы знаете, кому нужна вода? (нам с вами, животным, рыбкам, растениям).
-А есть животные, которые живут только в воде. Кто это?
Педагог:- Посмотрите, что я вам сегодня принесла!
(Воспитатель обращает внимание на аквариум, наблюдают, как рыбки плавают в нем).
- Как называется домик для рыбок?/ аквариум/
Педагог:- Что мы я налила в аквариум, чтобы рыбке жилось хорошо?
Дети:- водичку.
Педагог:- Какая водичка в аквариуме?
Дети: водичка в аквариуме чистая и прозрачная.
Педагог: - Правильно, через неё мы можем увидеть рыбок.
Педагог:- Могут ли рыбки жить без воды?
Дети:- нет, без воды они погибнут.
-Давайте поиграем с рыбкой!
Физкульминутка.
Рыбка плавает в водице,
(Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.)
Рыбке весело играть.
(Хлопают в ладоши)
Рыбка, рыбка, озорница,
(Грозят пальчиком)
Мы хотим тебя поймать.
(Делают хватательное движение обеими руками)
Рыбка спинку изогнула,
(Руки над головой, прогибаемся в спине)
Крошку хлебную взяла.
(Приседаем)
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла.
Педагог: Молодцы, какие весёлые рыбки!
Капелька : - Как всё интересно. Ребята, а вы знаете, что водичка состоит из таких же маленьких капелек, как я? На что это похоже? /на дождик/
Воспитатель демонстрирует картинку дождя.
- А вот интересно ребята, откуда берётся дождик?
- Как вы думаете? (С неба капает, из туч).
-Правильно, из тучки. А вы знаете, как он появляется в тучке? (Нет.)
-Ребята, сейчас мы узнаем тайны волшебного дождя. Воспитатель приглашает детей к столу, где стоят тазики.
-У нас на столе лежат губки – это будут наши тучки. Возьмите их в руку и почувствуйте, какие они на ощупь? (Сухие и лёгкие).
-А в тазиках у нас вода, это – реки, моря, океаны из которых тучка пьет водичку. Опускаем в воду свои тучки, тучка наполняется. Посмотрите, как много капелек воды собралось в губке!
-Теперь скажите, какая тучка стала? (тяжёлая, мокрая).
- А сейчас поднимите свою тучку-губку и отожмите, из тучки польётся дождь.
- Вот так, ребята, соберутся капельки вместе в тучке, а когда им становится тесно, убегают из тучки на землю, падают дождем.
-Вот так и наша Капелька попала к нам на землю.
-Положите губки на стол и вытрите руки салфеткой.
Рефлексия.
Капелька : - Ребята, мне пора возвращаться домой в Водное царство.
Педагог: - Давайте расскажем, что мы сегодня узнали о воде. ( Ответы детей: она прозрачная, жидкая, льётся, что водичка всем нужна - рыбкам, растениям и нам с вами).
Капелька : - Молодцы! Какие умные ребята! Мне было интересно с вами. У меня для вас есть сюрприз! Я вам хочу подарить разноцветные кораблики, чтобы вы тоже поиграли и повеселились. До свидания, дети!
Дети: Спасибо! До свидания! Дети самостоятельно запускают их в тазиках и играют с ними.