Получи документы

Конспект занятия в подготовительной группе «Богатыри марийского края»

Татьяна Эргубайкина
Конспект занятия в подготовительной группе «Богатыри марийского края»

Интеграция образовательных областей:

познавательное развитие:формирование представлений детей о марийских богатырях посредством народной сказки; ознакомление детей с историей названия реки Кокшага.

художественное – эстетическое: закрепление умения детей рисовать марийский орнамент, используя соответствующие цвета, называя элементы орнамента

социально– коммуникативное развитие: воспитание у детей интереса к истории своего народа, любви к родному краю.

речевое развитие:развитие грамматически правильной связной речи.

Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Богатыри марийского края“» размещена в разделах

Цель: формирование у детей представление о героическом прошлом марийского народа, великих богатырях марийской земли. Воспитание чувство гордости за богатырскую силу Марийского края.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная. Формы организаций: наглядные (демонстрация, словесные (беседа, художественное слово, рассказ, вопросы, пояснения, игровые (сюрпризный момент, драматизация сказки).

Дидактические средства: мультимедийная презентация «Богатыри земли марийской», видеофильм «Река Кокшага»

Методический материал: конспект, презентация, Художественные материалы для творческой работы: фигура богатыря из солёного теста, кисточки, гуашь, салфетки; маски птиц сорока, коршун, белый гусь, перо, верёвка

Оборудование:проектор, музыкальный центр, ноутбук.

Предварительная работа: рассказывание марийских народных сказок «Онар», «Чоткар», «Ннчыкпатыр», «Кокшапатыр», рассматривание картин, иллюстраций к марийским сказкам; ознакомление с марийским орнаментом, художественное творчество по аппликации и рисованию;

Ход образовательной деятельности:

Звучит музыка дети проходят в зал и встают полукругом.

Ведущая: Ребята, к нам пришли сегодня гости давайте поздороваемся с ними на марийском языке : Салам лийжешергакануна –влак!Я вам загадку загадаю о марийской сказке. Слушайте внимательно не перебивайте!

Красивая невеста, с серебряными зубами.

Светла, как звезда! Красива, как луна!

Кто она?

Дети:Пампалче. Под музыку появляется Пампалче

Пампалче: Поро кече, патыр-влак, да мотор дыр-влак! Вы догадались, что я сказала? Я назвала всех вас, простых мальчишек и девчонок, богатырями и красавицами, потому что пришла я к вам из сказки, а в марийских народных сказках из каждого мальчика обязательно вырастает богатырь, а из каждой девочки – прекрасная девушка. Я приглашаю вас сегодня отправиться в путешествие по марийским сказкам.

- Рассаживайтесь поудобнее на стульях и слушайте внимательно.

- Какие марийские сказки знаете вы?

Дети:Онар, Чоткар, Кокшапатыр, Нончыкпатыр.

Пампалче: кто такие богатыри земли марийской?

Дети: сильные, смелые, добрые защитники марийской земли, великаны.

Пампалче: сейчас я проверю, как вы знаете сказки о марийских богатырях. Приготовила для вас небольшую викторину о марийских богатырях? Я прочитаю отрывок из сказки, а вы назовете имя богатыря и название сказки.

«Не печальтесь, дети мои родные. Если будет вам тяжело, придите ко мне на холм и крикните громко:! Нас теснят враги!“ Я встану и помогу прогнать их. Но помните: звать меня надо в самый тяжёлый час, когда увидите, что врага одолеть сами никак не сможете. А меч мой и щит положите со мной».

Дети: Сказка о Чоткарпатыр.

Слайд Чоткарпатыр

Пампалче: правильно отгадали. Посмотрите на экран, вот какой Чоткарпатыр. Храбрый, могучий, отважный защитник марийской земли. Марийский народ не забыл своего богатыря. На холме между деревнями Нурмучаш и Усола Волжского района, где захоронен Чоткарпатыр, установлен памятный камень. Кто побывал на месте захоронения Чоткара?

Ребё нок: вместе с родителями я посетила место захоронения Чоткарпатыр и могу рассказать, что я там увидела.

Рассказ Лены Трофимовой и показ слайда

(Рассказ девочки, заранее подготовленый родителями, сопровождается показомслайда)

Давным – давно в далёком 13 веке на марийской земле жил Чоткар. Он был высокий, сильный, великий, могучий, за что его и прозвали Чоткарпатыр. Он освобождал марийские земли от татарских ханов. Проходил как –то Чоткар по родному краю – природа поразила его дивной красотой: лужайка, речка, лес, вековые дубы, многолетние сосны, ароматные липы, родник. Попросил он марийский народ, чтобы после смерти похоронили его на одном из высоких холмов, среди живописной природы. Но и после смерти обещал он помогать марийцам. А один плохой человек решил проверить, правда, или нет слова Чоткара. Подошё л он к холму и крикнул:»Чоткар, Чоткар,вставай, беда пришла, на нас напали». Встал Чоткар, оглянулся- кругом мирно и тихо. Расстроился Чоткар, лег обратно и больше уже не просыпался.

Но не забыли потомки своего богатыря. На том холме установили памятный камень с надписью «Душа Чоткара – в сердце мари» («Чоткарыншлышыж – марийынчонышто»)

Пампалче:Молодец, Лена, что посетила это памятное место и нам интересно рассказала. Продолжим наше путешествие. Следующий отрывок:

«Увидел он однажды на поляне людей. Они были очень маленькие и это рассмешило его. Решил показать их своей матери. Посадили всех людей вместе с лошадьми и телегами в свой карман и пошёл домой».

Дети:сказка об Онарпатыр.

Слайд Онарпатыр

Пампалче: кто знает стихотворение про Онарпатыр на марийском языке?

Ребё нок: я знаю стих и хочу рассказать.

Эл мучкошолын, мгыралт,

Эртеныткурым- влакмыняре!

Но кызытат эре шарнат

Марий кундемыштеОнарым.

Ик тукымдечынвесе дек

Шомак- влактолытсугыньсемын.

Онарулмашвиянмоткоч,

Нужна енлан – шанайдеме.

Пампалче: слушайте следующую сказку.

«Рос мальчик двенадцать дней, вырос в крепкого парня, на тринадцатый день говорит старику и старухе:

- Вы меня вырастили и выкормили, теперь я буду вас кормить. Пойду наймусь к кому-нибудь в работники».

Дети:это сказка Ннчык - патыр

Слайд НнчыкПатыр

Пампалче: из чего был сделан НнчыкПатыр

Дети:ннчыкпатырсделаниз теста

Пампалче: правильно из теста. Вот и я решила слепить для вас богатырей, но мне кажется чего-то здесь не хватает?

Дети: марийского орнамента

Пампалче: правильно. Орнамент служилдля марийского народа оберегом, предохраняла от болезней, от зла.

Пампалче:из каких фигур состоит марийский орнамент?

Дети:треугольник, ромб, полоски, ломанные линий.

Пампалче: какой цвет используем?

Дети:красный, желтый, зелёный.

Пампалче: куда наносится орнамент?

Дети: на рукава, на груди,по краю рубахи

Пампалче: а сама рубашка, какого цвета будет?

Дети: белая.

Пампалче: Почему?

Дети: потому что у марийского народа одежда белого цвета, цвет чистоты.

Творческая работа детей (звучит марийская музыка)

Дети присаживаются за столы и раскрашивают рубашкуНнчыкпатырсделанную из теста, марийским орнаментом. Рисунок наносят на край рубашки, на край рукавов, и нагрудную часть.

Пампалче:Красивая рубашка получилась у Ннчыкпатыр. Слушайте ещё отрывок сказки.

«В первую же ночь около колыбельки появился богатырь Кугурак. Он склонился над ребенком и сказал:

— Возьми, мою силу, а смелости научит тебя отец.

На вторую ночь к зыбке склонился богатырь Чоткар :

— Бери, мою ловкость, а доброту ты получишь от своей матери.

На третью ночь к зыбке явился богатырь Акпатыр :

— Я отдаю тебе мудрость, а любить нашу землю тебя научит народ».

Дети:сказка про Кокшапатыр

Слайд Кокшапатыр

Пампалче: сейчас я вам предлагаю внимательно посмотреть фильм.

Видеофильм «Кокшага»

Пампалче: о чём этот фильм?

Дети:о реке Кокшага

Пампалче: где она протекает?

Дети:рядом с городом Йошкар –Ола.

Пампалче: в честь какого богатыря названа река Кокшага?

Дети:названа в честь богатыря -Кокша - патыр

Пампалче:почему реку назвали в честь богатыря Кокша – патыр?

Дети: ему там устроили ловушку, и он провалился в воду.

Пампалче:ребята,я предлагаю обыграть отрывок из сказки Кокша - Патыр. Принесла вам маски птиц: коршун, сорока и гусь. (дети по желанию выбирают себе роль)Я буду рассказывать сказку, а вы по ходу сказки играете свою роль.

(КокшаПатыр завязаны руки и ноги верёвкой, сидит на стуле, в центре зала. Дети одевают маски на голову и отходят в сторонку).

Драматизация детьми отрывка со слов

Пампалче:долго ли, коротко просидел Кокша в колодце, но однажды на край сруба села Сорока-белобока. Обрадовался Кокша, просит Сороку:

КокшаПатыр: сорока-белобока! Передай моим родным, что я у Вараша в колодце. Пусть они выручат меня.

Сорока: глупых я не. Выручаю. Ты сам зашел в логово зверя.

Сорока улетает

Пампалче:Много ли, мало ли прошло дней, сел на край сруба Коршун.

КокшаПатыр: коршун! Коршун! Передай отцу-матери, что я брошен в колодец Вараша.

Вараш:не передам я это отцу-матери. Я дружу с Варашем и кормлюсь теми, кто брошен в колодец. Скоро придет и твой черед.

Вараш улетает.

Пампалче: а время идет и идет. Все больше и больше слабеет Кокша. И уж когда казалось, что нет надежды на спасение, сел на сруб белый Гусь.

КокшаПатыр: друг, выручи меня, Передай (Кокша обессилено поник головой)

Гусь: знаю, чего ты хочешь, Кокша. Глупая тараторка Сорока всем болтает, что ты у Вараша в яме, но ты же знаешь, что ей никто и никогда не верил. Не поверили и твои родители. Ведь прошло больше пяти лет.

КокшаПатыр:тебе поверят…

Пампалче:Гусь спустился в колодец, вырвал из крыла перо и подал Кокше. Тот смочил перо в кровавой ране и написал на белоснежном крылептицы свое имя. Итогда во всех лесных илемах узнали о страданиях Кокшапатыр и пришли ему на помощь.

Пампалче: молодцы, каждый из вас очень выразительно сыграл свою роль. Все мальчики нашей группы похожи на богатырей, они сильные, ловкие, умные, защитники девочек. Девочки вы со мной согласны? Давайте попросим мальчиков исполнить марийский танец.

Мальчики исполняют танец с волынками

Пампалче: вот и закончилось наше путешествие. Кто из богатырей вам запомнилсябольше. Чем запомнился?

Пампалче:Мне было очень интересно путешествовать. Вы много знаете о марийских богатырях. Молодцы. В марийской песне поётся марийский край – прекрасный край, и действительно он прекрасен. Среди лесов и полей раскинулись деревни и города. От деревни к деревне, из города в город пролегли тропинки и дорожки, которые манят пройти и проехать по прекрасному марийскому краю, по земле Онара. Земля Онара- земля могучего великана.

Исполняется Песня «Шочмомланде» сл. И. Осмин, муз. В Осипова

Литература:

1. Сказки лесов. Марийские народные сказки. Йошкар-Ола; 1972.

2. Чоткар патыр. Марийская сказка. Маргиз; 1949 г

3. Сергей Ибатов «Богатырь из теста» /Сергей Ибатов. - Йошкар -Ола; 1976г.

4. Ший пуяншийПампалче. Марий книга издательство. Й-Ола, 1991г.

5. В. Юксерн, Марийпатыр-влак (Марийские богатыри). Легенды. -Йошкар -Ола, 2007.

6. Фильм «Река малая Кокшага» [Электронный ресурс] режим доступа свободный https://www.youtube.com/watch?v=aSoQrA-A8kA

Публикации по теме:

Конспект НОД для детей подготовительной группы «Рассматривание картины В. Васнецова «Богатыри» Подготовила и провела воспитатель Киселева Евдокия Ивановна, г. Лиски Воронежская область. Цель. Развитие у детей связной речи. Задачи. Продолжать.

Конспект НОД по аппликации с элементами рисования в подготовительной группе «Богатыри земли русской»Конспект НОД по аппликации с элементами рисования в подготовительной группе «Богатыри земли русской» Тема :" Богатыри земли русской" Цель: расширить знания детей о героическом прошлом русского народа,о богатырях- защитниках Земли Русской.

Конспект НОД по рисованию «Птицы нашего края»» в подготовительной группеКонспект НОД по рисованию «Птицы нашего края»» в подготовительной группе Цель: Закрепить знания детей о воробье через творчество. Задачи: Образовательные: систематизировать знания детей о птицах, закрепить представления.

Конспект ОД по развитию речи «Сюжетный рассказ по картине В. М. Васнецова «Богатыри» в подготовительной группе детей с ЗПРКонспект ОД по развитию речи «Сюжетный рассказ по картине В. М. Васнецова «Богатыри» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по развитию.

Конспект ООД по рисованию в подготовительной к школе группе «Богатыри земли Русской» ко Дню богатырей на МAAMКонспект ООД по рисованию в подготовительной к школе группе «Богатыри земли Русской» ко Дню богатырей на МAAM Тема «Богатыри земли Русской»Цель: - Формировать представление о героических защитниках русской земли. Задачи: - Продолжить знакомство с.

Конспект ООД в подготовительной к школе группе «Богатыри земли русской» Цель: Формирование представления о героическом прошлом русского народа, великих русских богатырях – защитниках русской земли. Задачи:.

Конспект занятия по познавательному развитию «Дикие животные Краснодарского края» в подготовительной к школе группеКонспект занятия по познавательному развитию «Дикие животные Краснодарского края» в подготовительной к школе группе Цель: развитие познавательного интереса к окружающему миру и накопление знаний о многообразии животного мира Краснодарского края. Задачи:.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Богатыри земли русской».Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Богатыри земли русской». Цель: «Формирование представлений о героическом прошлом Древней Руси, о русских богатырях – защитниках земли русской». Задачи. Образовательные:.

Конспект занятия «Растения гор родного края» в подготовительной группе Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Растения гор родного края»Цель: Закреплять представление о многообразии растительного.

Конспект занятия «Животные моего края» в подготовительной группе Задачи. Дать представление детям о том, что лес, как большой дом, имеет несколько ярусов-этажей, каждый из которых дает кров и пищу разным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в подготовительной группе «Богатыри марийского края»
Опубликовано: 13 ноября 2020 в 20:41
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД