Получи документы

Конспект занятия «Оренбуржье — край любимый» в подготовительной группе

Наталья Кузнецова
Конспект занятия «Оренбуржье — край любимый» в подготовительной группе

Цель:

Формирование у воспитанников целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края, чувства собственного достоинства, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры общения.

Задачи:

Обучающие:

- Развивать познавательный интерес к изучению родного края.

- Формировать знания о природных богатствах края.

- Формировать у воспитанников любовь к родной земле.

- Способствовать социализации воспитанников.

Развивающие:

- Развивать личностные интегративные качества: наблюдательность, ответственность, активность, интерес к изучаемому материалу.

Публикация «Конспект занятия „Оренбуржье — край любимый“ в подготовительной группе» размещена в разделах

- Развивать творческие способности детей.

- Развивать популяризацию краеведческих знаний;

- Развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желания сохранять и приумножать богатства края.

Воспитательные:

- Формировать активную жизненную позицию через изучение природы родного края.

- Воспитывать правильное понимание истинных человеческих ценностей через духовные, нравственные, патриотические, эстетические и трудовые представления у воспитанников.

Методические приемы:

беседа-диалог, наглядно-демонстрационный метод, художественное слово, отгадывание загадок, игровые, подведение итогов.

Оборудование: карта Оренбургской области, фотографии с изображением городов Саракташ, Соль-Илецк, п. Сакмара, п. Новосергеевкаи их достопримечательностей, корзина с шишками, Презентация «Богатства Оренбургской области»; образцы пуховых платков; аудиозапись песни

«Оренбургский пуховый платок»(композитор Г. Пономаренко, «Край родной» (муз. Д. Кабалевского, слова А. Пришельца, колокольный звон.

Предварительная работа:

Чтение книг, разучивание стихов о родном крае.

Рассматривание иллюстраций, фотографий.

Проведение тематических занятий.

Оформление выставки рисунков, фотографий.

Ход занятия:

Дети под музыку «Край родной» (муз. Д. Кабалевского, слова А. Пришельца) входят в группу.

Воспитатель: - Ребята, в какой области мы живем? Конечно в Оренбургской. А вокруг города Оренбурга, который является областным центром нашей области, раскинулись бескрайние земли, степи, поля, луга, леса и много-много городов, сел, деревень. Это все называется Оренбургская область. Она очень большая, такая, что на ее территории запросто смогли бы разместиться целых три небольших государства: Дания, Швеция и Голландия.

Хотите больше узнать о нашей Оренбургской области? Для этого нам надо отправиться в путешествие. На каком транспорте удобнее передвигаться?

Дети: - На машине, на автобусе.

- Посмотрите, это карта Оренбургской области. (Показ слайда №2).Вот здесь находится Оренбург, а вокруг него расположены районы. Что же такое районы? В нашем детском саду есть много групп : младшая, средняя, старшая, подготовительная, а все вместе называются «Детский сад №14 «Золотая рыбка». Вот и на карте мы видим много районов, а все вместе называется Оренбургская область. Каждый район имеет свое название, некоторые из них вы, наверное, слышали: Шарлыкский, Абдулинский, Акбулакский и много других, всего их больше 30. И каждый район чем-то славится. Ведь живут в них замечательные люди.

Воспитатель: Садимся в автобус и отправляемся в ближайший к нам Саракташский район. (Показ слайда №3). Здесь живут лучшие пуховницы, которые вяжут известные на весь мир пуховые платки и паутинки.

Встречает детей ребенок (Даша А. в роли пуховницы, жительницы Саракташа) и читает стихотворение :

Саракташский район

Шлет глубокий поклон.

Затуманились зарницы,

Воют ветры-степняки.

Вяжут, вяжут пуховницы

Оренбургские платки.

Ах, платочек мой, платочек

Весь в узорах уголочек.

В зимний день, в студену пору

Оренбургский наш мороз

Расчудесные узоры

На платочек перенес.

Воспитатель: - Потрогайте платки, какие они? / ответы детей: легкие теплые, мягкие, пушистые, красивые/. Композитор Г. Пономаренко написал музыку к замечательной песне «Оренбургский пуховый платок».

/СЛУШАНИЕ «ОРЕНБУРГСКИЙ ПУХОВЫЙ ПЛАТОК» Г. ПОНОМАРЕНКО/

Воспитатель: - А еще в Саракташе есть большой православный комплекс, где много церквей, храмов, даже есть церковная гимназия. Хотите посмотреть?

(показ слайда № 4, 5) Есть здесь и колокольня или звонница. В большие церковные праздники звонят колокола, их очень много, все они разные по величине и каждый имеет свой голос. Сначала призывно и размеренно бьет большой колокол, как бы призывая остальные. Затем включаются колокола поменьше и вот подключаются маленькие колокольчики и звучит колокольный перезвон. (Слушание аудиозаписи колокольного звона)

Воспитатель: - Мы побывали в Саракташском районе, а теперь приглашаю всех в автобус, мы отправляемся дальше.

- Есть в Оренбургской области Бузулукский район. (Показ слайда №6)

Он славен своим сосновым заповедником. Среди широких и привольных степей зеленым оазисом раскинулся Бузулукский бор. (Показ слайда № 7,8)

Воспитатель: Бузулукский бор возник на песчаных дюнах и гривах в бассейне реки Боровки в послеледниковое время. Около шести-семи тысяч лет назад здесь появились сначала островные сосновые и березовые леса. Впоследствии возник сплошной сосновый лесной массив с подлеском лиственных растений. Можно считать, что чистый сосновый бор сформировался около трех-четырех тысяч лет до наших дней. В то время климат был более влажным. В бору существовало большое количество глубоких озер, топких трясин и опасных зыбучих «окон». Об этом свидетельствуют сохранившиеся карты бора XIX века, где нанесено множество водоемов. Позднее — во второй половине XIX века и в начале XX века — в связи с хищническими порубками, лесными пожарами, рядом засушливых лет и другими причинами произошло массовое пересыхание водоемов, что привело к некоторым изменениям природных условий бора.

Ни один лесной массив в нашей стране не подвергся такому детальному изучению. Более ста лет в нем ведется правильное лесное хозяйство. Освоение Бузулукского бора относится к концу XVIII века. С 1852 года здесь начали искусственно разводить лес, а с 1843 года испытываются различные формы рубок. Около 300 печатных работ посвящены исследованиям, проведенным в бору.

Первым ученым, обратившим внимание на бор как мощное лесное сообщество, был крупнейший лесовод Г. Ф. Морозов. Чтобы вывести бор из тяжелого и запущенного состояния, он ценою огромных усилий добился основания в 1903 году Борового опытного лесничества.

Достопримечательностью бора являются две сосны в возрасте 300–350 лет в 118–119 квартале Борового-Опытного лесничества. Одна из этих сосен имеет высоту более 30 метров и диаметр 145 сантиметров.

Федор Г., в роли лесника, приглашает нас поиграть в игру «Кто быстрее соберет шишки» :

Вам привет сегодня шлет

Бузулукский весь народ.

В Бузулукском бору

Шишек я наберу.

Заповедник наш большой,

Сосны там стоят стеной.

Прямо в руки ребят

Шишки с веток летят.

Проводится игра «Кто быстрее соберет шишки». Воспитатель: - Ребята, вам понравилось в Бузулуке? Давайте скажем спасибо леснику за интересную игру, а мы отправляемся дальше в Новосергеевский район, который славится молочными продуктами. (Показ слйдов № 9, 10)

Ангелина Т. (в роли молочницы, на ней одет белый халат) читает стихотворение :

Новосергеевцы спешат

Всех порадовать ребят

Маслом, сыром, молоком,

Сладким, вкусным творожком.

Наши коровы

Ухожены, здоровы.

И душевно так мычат,

Словно спеть они хотят.

Воспитатель: - Спасибо, молочница. Наши ребята очень любят молочные продукты. Что вы знаете о пользе молочных продуктов для роста и развития детей? (ответы детей) А нам пора ехать дальше, дорога нас ждет не близкая, а продолжим свое путешествие по степным районам области на коне:

Физминутка «Конь»

Конь меня в дорогу ждет, (руки за спиной сцеплены в замок)

Бьет копытом у ворот, (ритмичные поочередные поднимания согнутых в коленях ног)

На ветру играет гривой

Пышной, сказочно красивой, (покачивания головой, затем наклоны в стороны)

Быстро на седло вскочу,

Не поеду — полечу, (подскоки на месте)

Цок — цок — цок,

Цок — цок — цок, (руки полусогнуты в локтях перед собой)

Там за дальнею рекой

Помашу тебе рукой. (подскоки на месте)

Воспитатель: - Вот и добрались мы до Соль-Илецка. (Показ слайда № 11)

Здесь расположено целебное озеро Развал.

Воспитатель: - Много веков назад на месте озера была соляная гора Туз-тубе (в переводе с казахского — крыша соли). В результате многовековой разработки гора была разобрана. На ее месте образовался котлован глубиной 18 метров. (Показ слайда № 12). В 1906 году воды реки Песчанки прорвались в него и образовали озеро. Дном озера и его берегами являются пласты соли. Этот перенасыщенный раствор называется рапой. Озеро связано с подземными водами. На западном берегу в летнее время можно видеть маленькие ручейки — роднички. Соленая вода из них поступает в озеро. Периодически озеро Развал уходит в шахту, затем снова возвращается. Последний уход был несколько лет назад. У северного берега образовалась трещина шириной 8 - 10 метров и длиной 100 - 150 метров. Вода ушла в шахту № 1. Прошли годы, шахту полностью затопили, и вода вновь вышла на поверхность. Озеро Развал имеет площадь около 7 гектаров, длина его 300 метров, ширина 25 метров, глубина -12 - 18 метров. В зависимости от времени года, наличия осадков, развития карстовых явлений, размеры, концентрация солей и глубина озера колеблются.

На восточном берегу озера имеется пляж из мелкозернистого песка в смеси с солью. (Показ № 13)

Крутой западный берег отступает от озера па 3 - 5 метров. Высота его достигает 8 - 10 метров. Берег имеет беловатый цвет из-за соли. (Показ слвйда № 14)

Это остатки соляной горы Туз-Тубэ, которая возвышается над поверх-ностью месторождения. Северный берег за последние годы спланирован и сделаны трапы - переходы к озеру для удобства купающихся. Озеро относится к редким водным бассейнам, является государственным заказником и подлежит охране.

А еще в Соль-Илецком районе растут замечательные сладкие сахарные арбузы. (Показ слайда № 15)

Соль-Илецкие арбузы

Очень любят карапузы.

Их не просто собирать,

Кто нам будет помогать? (предлагаю детям под музыку имитировать движения сбора арбузов)

Воспитатель: - Спасибо Соль-Илецкому району, а нас вновь ждет автобус и мы отправляемся в Сакмарский район.

А чем он славится Сакмарский район (Показ слайда № 16) – догадаетесь, когда отгадаете загадки:

***

Растет она – в земле,

Известна – в целом мире.

Частенько на столе

Красуется в мундире.

- картошка –

***

Что за скрип? Что за хруст?

Это что ещё за куст?

Как же быть без хруста,

Если я …

- капуста -

***

Красная девица

Росла в темнице,

Люди в руки брали,

Косы обрывали.

- морковь –

***

Хотя я сахарной зовусь,

Но от дождя я не размокла,

Крупна, кругла, сладка на вкус,

Узнали вы, кто я? …

- свекла –

***

Сразу этот овощ по цвету узнают,

Синим господином все его зовут.

С кожурой блестящей и продолговат,

Угостить он взрослых и детишек рад.

- баклажан -

***

Он бывает, дети, разный –

Желтый, травяной и красный.

То он жгучий, то он сладкий,

Надо знать его повадки.

А на кухне – глава специй!

Угадали? Это…

- перец –

Воспитатель: - Кто догадался, ребята, чем богат Сакмарский район? (Показ слайда № 17)

Дети: Овощами.

Артем Н. расскажет нам, чем богат Сакмарский район.

Из Сакмарского района

Привезли мы овощей.

И капусту, и картошку

И для супа и для щей.

Итог занятия :

Воспитатель: - Нам пора возвращаться. Садитесь в автобус и поехали.

Сегодня мы узнали лишь о нескольких районах Оренбургской области. Кто назовет эти районы?

Дети: - Мы сегодня узнали о Саракташском, Бузулукском, Новосергеевском, Соль-Илецком, Сакмарском районах Оренбургской области.

Воспитатель: Мы узнали, чем славятся эти районы. Что вам больше всего понравилось? Кто из вас назовет достопримечательности районов? (ответы детей)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Север край неповторимый». Конспект интегрированного занятия по краеведению в подготовительной группе«Север край неповторимый». Конспект интегрированного занятия по краеведению в подготовительной группе Задачи: Образовательные: -Закрепить знания детей об особенностях природных условий тундры и об особенностях северного оленя. -Формировать.

Фотоотчёт об интегрированной НОД по ФЦКМ в подготовительной к школе группе «Фрукты и овощи. Сбор урожая в Оренбуржье»Фотоотчёт об интегрированной НОД по ФЦКМ в подготовительной к школе группе «Фрукты и овощи. Сбор урожая в Оренбуржье» Цель:Расширять представления детей об овощах, особенностях их произрастания и о пользе витаминов,своевременной уборке овощей и фруктов.

Конспект беседы «17 сентября — День освобождения Брянщины». Детское творчество по теме «Брянщина — мой любимый край»Конспект беседы «17 сентября — День освобождения Брянщины». Детское творчество по теме «Брянщина — мой любимый край» Конспект беседы «17 сентября - День освобождения Брянщины». Детское творчество по теме "Брянщина-мой любимый край" Цель: расширить представление.

Конспект НОД по рисованию «Мой любимый сказочный герой» в подготовительной группеКонспект НОД по рисованию «Мой любимый сказочный герой» в подготовительной группе Тема. «Мой любимый сказочный герой». Рисование карандашами. Задачи. Учить детей передавать в рисунке образы сказок, характерные черты полюбившегося.

Конспект занятия по рисованию «Мир вокруг нас. Домашние животные. Мой любимый котёнок» в подготовительной группеКонспект занятия по рисованию «Мир вокруг нас. Домашние животные. Мой любимый котёнок» в подготовительной группе Интеграция ОО:" Социально - коммуникативное развитие", Познавательное развитие ", Речевое развитие ", " Художественно - эстетическое развитие.

Конспект занятия по рисованию к 23 февраля «Папочка, любимый мой!» с детьми подготовительной группыКонспект занятия по рисованию к 23 февраля «Папочка, любимый мой!» с детьми подготовительной группы Интеграция ОО: "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие".

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Мой любимый пёс Барбос»Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Мой любимый пёс Барбос» Интеграция ОО: " Социально - коммуникативное развитие ", " Познавательное развитие ", " Речевое развитие ", " Художественно - эстетическое.

Мой любимый родной крайМой любимый родной край Каждый из нас природу родного края любит по своему, как – то особенно. Но любовь эта у всех одна – нежная, безмерная… Леса, поля, озера,.

НОД в подготовительной группе по патриотическому воспитанию «Край родной навек любимый!» .

Конспект занятия по ИЗО деятельности «Наш край — Кузбасс» в средней группеКонспект занятия по ИЗО деятельности «Наш край — Кузбасс» в средней группе Занятие по ИЗО деятельности «Наш край Кузбасс». Фотоотчёт Средняя группа. Цель: Знакомство с профессией шахтёр. Задачи: Воспитывать уважение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Оренбуржье — край любимый» в подготовительной группе
Опубликовано: 28 февраля 2020 в 18:44
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД