Мария Груздева
Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром «В гостях у Андомы горы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром «В гостях у Андомы горы»
Цель:
1. Продолжать знакомство детей с неживой природой, дать начальные сведения о горе: какая она, кто живет на ней, что растет, из чего она состоит.
2. Развивать познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы;
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром „В гостях у Андомы горы“» размещена в разделах
- Горы. Знакомим детей с горами
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
3. Воспитывать эстетические чувства: учить видеть красоту горы и любоваться ею.
Словарная работа:
Активизировать словарь детей за счет слов: геологи, крутая, высокая.
Материал к занятию : карта Вытегорского района; презентация «В гостях у Андомы горы», «Животные и растения Андомы горы».
Предварительная работа:
- рассматривание разноцветной глины на занятиях и в свободное время;
- собирание коллекции глины.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, начинаем занятие. Пожалуйста, будьте внимательными и активными. Вас ждет много интересного!
Воспитатель показывает картинку Андомы горы, и спрашивает у детей: «Дети, как вы думаете, что это такое?»
Дети: Гора
Воспитатель: Да, это гора. Сегодня на занятии вы узнаете, что такое гора, что встречается на ней, какой бывает гора в разное время года.
Воспитатель показывает карту Вытегорского района и рассказывает, что на ней можно найти.
Воспитатель: Давайте ее рассмотрим. Почему она раскрашена разными цветами? (Коричневый – это гора, синий - озера, реки, зеленый - это леса, поля).
- Правильно, молодцы. Кто нам покажет гору на карте? (Ребенок показывает на карте гору).
Воспитатель: Ребята, а что такое гора? (Ответы детей)
Гора – это участок земной поверхности, сильно возвышающиеся над окружающей местностью.
Воспитатель: А как вы думаете, зачем нужна гора? (Она нас спасает от ветров и ураганов) .
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как образовалась Андома гора? (Предположения детей)
Андома-гора — одно из уникальных мест нашего края. Небольшой участок побережья, протяженностью всего три километра, является ландшафтным, минералогическим и палеонтологическим заказником. Находится Андома гора примерно в 40 километрах от нашего города.
Обрывистый берег, поросший местами еловым лесом и ольшаником, очень красивый вид на бескрайние просторы Онего, устье реки Андомы и таежные леса до самого горизонта. Здесь есть целебный шунгит и друзы кристаллического кварца, панцири обитателей древних морей, — рыб и моллюсков и окаменелые папоротники, которым около 400 миллионов лет.
Древнейшие отложения девонского и кембрийского периодов образовали на обрывистых берегах причудливые полосы всевозможных оттенков – светло-серого и голубого, желтого, красного и даже темно-фиолетового. Ледник превратил эти слои в причудливо-абстрактные картины. По разноцветным глинистым склонам Андомы горы можно читать историю планеты на 350-400 миллионов лет назад. Эти глины славятся своими смягчающими и очищающими свойствами, из-за большого содержания в них солей и минералов древнего моря они еще обладают мощным целительным эффектом.
Воспитатель: Ребята, скажите, горы могут нам что – нибудь рассказать о себе? (Ответы детей).
Воспитатель: Горы всегда поражали человека своим величием, труднодоступностью и непредсказуемостью, и в тоже время они притягивали человека. Многие наши поэты слагают стихи.
Послушайте стихотворение Леонида Николаева:
Андома гора – в душе раздолье,
Андома гора – кругом приволье,
Андома гора – внизу Онего,
Тот не знает красоты, кто здесь не был.
Андома гора – наш заповедник,
По преданью жил здесь проповедник.
Он свои края в молитвах славил,
Память добрую он людям по себе оставил.
Эта горка – памятник природы,
В ней тысячелетия – не годы.
И я с восхищением взираю
Как рождалася веками здесь кора земная.
А над той горою чайки вьются,
О ее подножье волны бьются,
А когда посмотришь ты на склоны –
Видишь старые траншеи нашей обороны.
На Андомской горе пять деревушек,
Встретишь здесь зимой одних старушек.
Летом, как природа оживает,
К бабушкам со всех краев внуки приезжают.
А кругом горы леса, болота.
Смотришь вдаль на озеро, а что там?
Белый лайнер, волны рассекая,
По серебряному следу солнце догоняет.
Озеро внизу как на ладони,
И барашки волн там ветер гонит.
Рыбаки на лов уйдут бригадой,
Коль поймают они рыбу – будут рады.
Андома гора – в душе раздолье,
Андома гора – кругом приволье,
Андома гора внизу Онего,
Тот не видел красоты, кто здесь не был.
- Ребята, как описывает поэт горы? Что он увидел? (Ответы детей).
Физкультминутка.
А сейчас все дружно встали,
Отдохнули на привале. .
Вправо, влево повернись!
Руки вверх и руки вниз,
Руки в бок, и на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку.
Молодцы вы, ребятишки!
Воспитатель: А сейчас мы отправимся в путешествие на Андому гору.
Презентация – «В гостях у Андомы горы».
Воспитатель: Какая красота. Вам понравилось?
Воспитатель: Ребята, как вы думаете почему гора разноцветная (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, потому что она состоит из разных слоев накопленных тысячелетиями.
Воспитатель: А вы знаете из чего она состоит? (ответы детей)
Ребята, по слоям ученые (геологи) могут многое узнать о горе: из чего она состоит, когда образовалась гора и что ее разрушает.
Воспитатель: А вы знаете, что разрушает гору? (Дождь, сильный ветер, человек, озеро).
Воспитатель: Ребята, а вы можете назвать животных и птиц, которые живут на горе? (Волки, рыси, ежи, сороки, вороны, ястребы).
- Молодцы, а что растет на горе? (Кустарники, деревья, грибы, ягоды).
- У меня есть картинка-пазл. Давайте ее соберем и посмотрим, что у нас получится. Дети собирают пазл-картинку.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие на гору? (Да).
- О чем же нам рассказала Андома гора? (Андома гора – памятник природы, высокая, крутая с зеленым лесом, на ней живут разные животные и птицы; у подножия горы располагается Онежское озеро).
- Ребята, сегодня мы много говорили с вами о горе. А вы знаете, что на горе нужно быть внимательным и осторожным. Вы можете мне сказать, почему нужно быть внимательным и осторожным и как нужно вести себя на горе? (Не шуметь, внимательно смотреть под ноги, нет ли обрыва и можно ли подойти к краю горы; если разожгли костер, то его нужно потушить; не мусорить, не посещать гору без взрослых).
- Молодцы. Вы сегодня много узнали нового и вспомнили, что знали.