Ольга Нескребина
Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром «Уж небо осенью дышало…»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной группе
Образовательная область «Познавательное развитие»
«Уж небо осенью дышало…»
Цели: Расширять представления детей о характерных признаках осени; учить находить их в природе; уточнив представления об изменениях, происходящих осенью в жизни растений; продолжать учить различать некоторые деревья; воспитывать познавательный интерес, бережное и эстетическое отношение к природе, чуткость к восприятию красоты осеннего пейзажа; обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус, прослушивая произведения П. И. Чайковского (цикл «Времена года»); Воспитывать воображение, внимание и память, дружеское отношение к своим сверстникам, желание играть вместе; Развивать мелкую моторику рук.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром „Уж небо осенью дышало…“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
Интеграция областей: Познавательное развитие, Социально – Коммуникативное развитие, Речевое развитие, Физическое развитие, Художественно- эстетическое развитие.
Предварительная работа:
Беседы об осени;
Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И. Соколов-Микитов, «Лес осенью» А. Твардовский, стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;
Разучивание стихов и поговорок об осени;
Пение песен об осени и слушание музыки;
Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев;
Работа с пластилином и нанесение на основу (пластилинография);
Наблюдение за деревьями на прогулке;
Поделки, аппликации из природного материала;
Заготовка ствола березы из белого пластилина.
Материалы и оборудование:
Иллюстрации с изображением смешанного леса.
Заготовка ствола березы на основе.
Пластилин коричневого, красного, желтого и оранжевого цветов, доски, стеки, салфетки.
Кукла лесовичка из кукольного театра.
Запись музыкального произведения П. И. Чайковского цикл «Времена года» (сен-тябрь, октябрь, ноябрь).
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам пришли гости, давайте с ними поздоро-ваемся. -Здравствуйте, гости! Здравствуйте, дети! Каждый день надо начинать с хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым мы встанем в круг.
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
И работать мы начнем.
У нас сегодня необычное занятие. Проходите и садитесь на стульчики. Послушайте, как звучит красиво музыка. Какие слова можно подобрать к этой музыке? (задумчивая, яркая, замечательная) А какое время года она вам напоминает? (осень)
Слушание (звучит музыка)
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какое сейчас время года? (осень) (намр).Давайте вместе расскажем стих о осени
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди,
И нет просвета,
Затерялось где-то лето.
Ходит осень, бродит осень,
Ветер с клёна листья сбросил.
Под ногами коврик новый,
Жёлто-розовый кленовый.
А какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь,октябрь,ноябрь)
А какой бывает осень? (ранней, поздней, золотой)
А давайте вспомним приметы осени. Отвечайте полными предложениями. Птицы улетают в теплые края. Часто идут дожди, пасмурно, холодно. Люди одевают теплую одежду (сапоги, куртки, шапки). С деревьев опадают листья - начался листопад. Какими становятся листья? (желтыми, красными, оранжевыми, коричневыми). Осенью в садах и огородах собирают урожай.
-Да, действительно осень. Осень – удивительное, очаровательное время года. Она удивляет нас изобилием красок, пышным убранством. Об осени можно сказать много красивых слов. А какие слова вы знаете об осени? Бросьте мне на ладошку (игра: «слово на ладошке»). Осень, какая?
- Разноцветная, золотая, капризная, пестрая, яркая, золотистая.
-Многие поэты любили это время года и воспевали в своих стихах. Алтана и Ваня нам расскажут стихи которые они приготовили. (дети читают стихи)
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется.
Мария Ходякова
Опустел скворечник- Улетели птицы,
Листьям на деревьях Тоже не сидится.
Целый день сегодня Всё летят, летят.
Видно, тоже в Африку Улететь
Ирина Токманова
Как авторы говорят об осени?
воспитатель: Я предлагаю вам, посмотреть какой бывает лес!
(звучит музыка, показ слайдов)
Воспитатель: Давайте теперь отправимся в сказочный осенний лес. Прежде чем отправиться, предлагаю вам поиграть в игру «Да или нет». Я буду вам задавать вопросы, а вы должны слушать внимательно и правильно отвечать на мои коварные загадки.
Осенью растут цветы? (нет)
Осенью растут грибы? (да)
Тучки солнце закрывают? (да)
Колючий ветер прилетает? (да)
Туманы осенью плывут? (да)
Ну, а птицы гнезда вьют? (нет)
А букашки прилетают? (нет)
Урожай все собирают? (да)
Птичьи стаи улетают? (да)
Часто-часто льют дожди? (да)
Достаем ли сапоги? (да)
Можно детям загорать? (нет)
Ну, а что же надо делать?
Куртки, шапки одевать? (да)
Ну, дети, вы меня порадовали, отвечали дружно, правильно, сумели повторить все приметы осени. Можно отправляться в путь. А, чтобы мы с вами не замерзли, нам надо…. (одеться)
(звучит музыка.)
Сюрпризный момент
В лесу появляется старичок- лесовичок. (воспитатель на руку одевает кукольного Лесовика)
Воспитатель: Здравствуйте дедушка! Кто же вы такой?
Лесовик: Здравствуйте, ребята! Я старичок - лесовичок. Живу в лесу и охраняю его. Я вас долго ждал, скучно мне в лесу, хочу с вами поиграть, проходите вот на эту полянку.
Воспитатель: С удовольствием. Ты знаешь, Лесовичок, чтобы не скучно было идти на полянку, ребята знают очень много разных движений. Да и размяться надо.
Физкультминутка. «Как живешь?»
Лесовик: У меня в лесу много деревьев. А вы знаете, как они называются?
Игра "Назови деревья"
Лесовик: Чем деревья похожи между собой? (у всех деревьев есть ствол, корень, ветки)
А чем отличаются друг от друга? (У одних деревьев есть листочки, их называют лиственными, а у других иголочки - хвойные, а ещё они отличаются по цвету коры (береза).
Лесовик: Ребята, есть такая пословица: "Возле леса жить - голодным не быть" Чем можно полакомиться в осеннем лесу? (ягоды, грибы)
Лесовик: Ребята, а вы загадки любите отгадывать? У меня тут припасены кое-какие.
Загадки
1. Лежала между ёлками подушечка с иголками.
Тихонечко лежала, потом вдруг убежала. (ёж) (зара)
2. Кто на ветке шишку грыз и бросал объедки вниз.
Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (белка) (кермен)
3. Он в берлоге спит зимой под большущею сосной.
А когда придет весна, просыпается от сна. (медведь) (аю)
4. Угадай-ка, что за шапка, меха целая охапка.
Шапка бегает в бору, у стволов грызет кору? (заяц) (туула)
Лесовик: Молодцы ребята! Лесных зверей знаете. Мне понравилось с вами иг-рать.
Воспитатель: Лесовик, а ребята много про осень стихов знают.
В. Шуграева «Осень» читают Нина и Рита.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
А ещё, ребята начали рисовать картину, да не просто красками, а разноцветным пластилином. Но еще не закончили ее.
Лесовик: А разве такое бывает, чтобы рисовать пластилином?
Воспитатель: Давайте все вместе вернемся в детский сад и ты все увидишь. (Показывает на картину, где нарисован только ствол березы)
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем и покажем Лесовику, как нужно правильно рисовать пластилином.
Как вы думаете, что можно добавить, чтобы картина получилась завершенной? (Ответы детей).
Какой у березки ствол? (Шершавый, белый с черными пятнышками). Как мы катаем «колбаски»? Как можно скрутить «колбаски» в «спиральку»? Как будем катать шарики для листиков? Что нужно сделать, чтобы из шарика получилась монетка, ведь листочки березы осенью похожи на золотые монетки?
Сейчас мы сделаем заготовки веточек и листиков осенней березки. Дети выполняют работу, воспитатель помогает при затруднении. (Звучит музыка)
Пальчиковая гимнастика
Долго, долго мы лепили (Встряхиваем кистями перед собой)
Наши пальцы утомились.
Пусть немного отдохнут (сжать и разжать пальцы рук)
И опять лепить начнут
Коллективная работа «Соберем осеннее дерево»
Вот сколько всего у нас получилось! Ребята, а теперь мы соберем из ваших заготовок осеннее дерево путем налепливания веток и листьев на основу. (Дети подходят и собирают дерево. Воспитатель помогает).
Посмотрите, какое красивое осеннее дерево получилось! Мы эту картину подарим Лесовику. Когда он заскучает в своем лесу, то, посмотрев на эту картину, вспомнит как ходил к нам в гости и играл с нами. Ему сразу станет весело. (Ответы детей)
Лесовик: Ой, ребята, разве можно такую красоту отдавать? Давайте вы оставите ее у себя и родителям покажите, а я буду к вам в гости приходить. Часто – часто, каждый год! Буду играть с вами и веселиться. И вы ко мне в гости приходите. А теперь мне пора. Нельзя лес без присмотра оставлять. До свидания!
Дети: До свидания!
Понравилось вам наше путешествие? Ребята, а почему у нас все получилось?
А сейчас давайте нашим гостям споем песню «Осень»
В конце занятия, фото на память.