Папки-передвижки

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи «Что мы знаем об осени»

Лякина Ирина Александровна
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи «Что мы знаем об осени»

Программное содержание:

Образовательные:

• Уточнять, обогащать и активизировать словарный запас.

• Закреплять знания детей об основных признаках и явлениях осени.

• Продолжать учить называть признаки осени, используя мнемотаблицу;

• Совершенствовать умение согласовывать существительные с прилагательными.

• Расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики;

• Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.

Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи „Что мы знаем об осени“» размещена в разделах

• Продолжать учить согласовывать движения с речью.

Развивающие :

Развивать речь детей.

Развивать правильное дыхание.

Развивать координацию речи с движением.

Развивать зрительное, слуховое внимание, воображение, мышление.

Развивать общую и мелкую моторику пальцев рук;

Развивать связную речь.

Развивать восприятие, художественно-творческие способности, эстетические чувства.

Воспитательные:

• Воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельный контроль за собственной речью.

• Воспитывать бережное отношение к природе.

• Формировать навыки самостоятельности, активности;

• - Формировать навыки сотрудничества.

Оборудование:

листья разных деревьев;

кленовые листья на нитке для дыхательной гимнастики

фонограмма композитора П. И. Чайковского «Октябрь» : его портрет.

слайды осенних пейзажей (на телевизоре)

репродукции картин С. Ю. Жуковский «Последние астры»; И. И. Левитан «Осень. Усадьба»; И. И. Левитан «Золотая осень»

мнемотаблица

акварель, альбомные листы,кисти, баночки с водой

магнитная доска;

ХОД

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.

Прошла по лугам,

По лесам, по полям,

Припасы она заготовила нам,

Упрятала их в погреба, в закрома,

Сказала: «За мною нагрянет зима»

Кто же это? (Осень)

За стол сейчас сядет тот, кто назовет, какая бывает осень (осень дивная, неповторимая)

Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.

Сегодня я хочу узнать, что вы знаете об осени, я для этого приготовила много игр и заданий. За каждое выполненное задание вы получите осенний листок. Вы готовы?

1 Сколько месяцев у осени? Назовите их.

А знаете, у всех осенних месяцев есть ещё и народные названия: сентябрь - хмурень. Как вы думаете, почему так он называется? (небо хмурое). Октябрь - грязник. Почему? (от частых дождей под ногами грязь). Ноябрь - листогной. Почему? (листья опали, гниют. В слове листогной спрятались два слова- листья и гнить.)

Первый листочек с березы он какой? (березовый)

2 ИГРА "ДОГОВОРИ ПОСЛОВИЦУ" я начну, а вы продолжите

Осень- погоды перемен (восемь)

Сентябрь пахнет- (яблоком, а октябрь… (капустой)

Ноябрь-ворота…. (зимы)

В ноябре зима с осенью….(боретя)

Перед отлетом всякая птица (стаится)

Второй листочек с рябины он какой? (рябиновый)

3 Беседа об времени года «Осень» с использованием мнемотаблицы.

• Давайте вспомним, какие изменения происходят осенью и расскажем по схеме:

• В погоде -

• - Какое бывает солнце, как оно светит и греет осенью?

(Осенью солнце светит, но греет слабо)

• - Что можно сказать про осеннее небо?

• (Небо осенью серое, пасмурное, хмурое. Осенью на небе появляются тучи.)

• - А какое предложение можно составить со словом «дождь»? (Осенью часто идут дожди).

• - Какой ветер дует осенью?

(Осенью дует сильный, холодный ветер.)

• 2. В растительном мире.

• - Какими становятся листья на деревьях осенью?

• - Как называется явление, когда опадают листья?

Осенью листья на деревьях становятся разноцветными, высыхают и опадают и деревья остаются голыми.

Осенью начинается листопад.

• 3. В животном мире.

• - Куда деваются птицы? Почему?

Осенью насекомые прячутся, птицам нечем питаться.

Осенью перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами.

• - Что происходит с животными?

Осенью животные готовятся к зиме, заяц и белка меняют окраску шерсти, медведь и ёж впадают в спячку.

• 4. В мире людей.

• - Как одеваются люди осенью?

Осенью люди одеваются теплее, надевают шапки, куртки, варежки, часто берут с собой зонты.

• - Что собирают люди осенью?

Осенью люди собирают урожай.

Осенью люди ходят в лес собирать грибы.

•. Что происходит осенью с днём и ночью? (день становится короче, ночь - длиннее)

• 2. Что можете сказать о птицах? (улетают в тёплые края) Почему? (потому что они перелётные).

• 3. Какие дожди бывают осенью? (дожди осень долгие, моросящие, частые).

• 4. что делают животные осенью? (готовятся к зиме, одни укладываются спать- медведь, ёж, барсук,; другие меняют шкурку - заяц (серую на белую, лиса - на тёплую шубку, белка- рыжую на серую, третьи -белка, ёж - делают запасы на зиму, медведь нагуливает жир и укладывается в спячку.

• 5. Чем занимаются люди осенью? (убирают урожай, делают запасы на зиму).

• 6. Что происходит с насекомыми? (они прячутся в старые пни, корни, некоторые умирают, оставляя личинки).

Третий листочек с клена он какой? (кленовый)

Раздать детям кленовые листочки на ниточке каждому

Дыхательное упражнение " подуем на кленовый листочек" - развитие силы и длительности выдоха.. Давайте подуем на листочек так, чтобы он закружился в воздухе - делаем вдох и дуем, не надувая щёк.

Сложили листики на поднос

Воспитатель: А что такое листопад? (это явление в природе - когда с деревьев падают листья)

Пальчиковая игра «Осенний букет» :

Ребята, давайте соберем осенний букет.

• Раз, два, три, четыре, пять-

• Будем листья собирать (дети сжимают и разжимают кулачки).

• Листья березы,

• Листья рябины,

• Листики тополя,

• Листья осины,

• Листики дуба (загибают поочередно пальцы)

• Мы соберем.

• Маме осенний

• Букет отнесем (сжимают и разжимают кулачки).

Предлагаю детям пройти на экскурсию в картинную галерею.

Осень прекрасное время года. С давних времен люди складывали стихи, придумывали песни, создавали картины, писали музыку, посвященную этому чудесному времени года.

Ребята, а как называют людей, которые пишут стихи, …. рисуют картины… музыку?

Стихи пишут – поэты. Картины рисуют художники, а музыку – создают композиторы.

Мы с вами знаем стихи об осени. Давайте попробуем подобрать к каждой картине подходящее стихотворение.

Е. Благинина «Улетают, улетели.»

«Приходи к нам осень в гости»

З. Федорова «Осень на опушке краски разводила».

Е. Трутнева «Стало вдруг светлее вдрое»

Лиза Лисова

Четвертый листочек с осины он какой? (осиновый)

А сейчас мы поиграем с тучкой и дождиком.

Разминка «Тучка»

Дидактическая игра «Продолжи мысль»

Дети сидят на ковре. Логопед начинает предложение, дети придумывают его окончание:

Я люблю осень, потому что …

Осень — унылая пора года, потому что …

Я сегодня пойду гулять, потому что …

Дети одевают куртки, резиновые сапожки, берут на прогулку зонтики, потому что …

Осень — хорошее время года, потому что …

Осень называют вечером года, потому что …

Птицы осенью улетают в теплые края, потому что …

Деревья осенью сбрасывают листья, потому что …

Осенью птицы улетают на юг, потому что…

Сели за столы на столах вода и краски.

Сегодня, я хочу познакомить вас с композитором П. И. Чайковский. (портрет).

Он создал музыкальный альбом о каждом времени года, который так и называется «Времена года». А, как вы думаете, сколько произведений в этом альбоме? Да, 12. А сколько произведений об осени? Да три. А как вы считаете, как они называются?

Сентябрь, Октябрь и Ноябрь.

Мы с вами начали выполнять работу из сухих осенних листьев. Сейчас я предлагаю закончить ее, нанести фон и слушать прекрасное произведение П. И. Чайковского «Октябрь»

Публикации по теме:

Фотоотчет о занятии по развитию речи в подготовительной к школе группе «Приметы осени»Фотоотчет о занятии по развитию речи в подготовительной к школе группе «Приметы осени» На этой неделе во время занятия по развитию речи мы с ребятами подготовительной к школе группы "Жемчужинки" говорили про приметы наступившего.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе «Что мы знаем о посуде?»Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе «Что мы знаем о посуде?» Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе. Тема «Что мы знаем о посуде?» Цель: расширить представление детей.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Профессии» Цель : закреплять знания о профессиях. Образовательные задачи: - расширение и уточнение представлений о профессиях людей; - учить составлять.

Конспект занятия по развитию речи «Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение» Программное содержание: Продолжать учить составлять сложноподчинённые предложения; Закреплять представления детей об осени, умение выразительно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи «Что мы знаем об осени»
Опубликовано: 17 марта 2024 в 20:06
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД