Папки-передвижки

Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с природой «Путешествие с севера на юг»

Наталья Пупкова
Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с природой «Путешествие с севера на юг»

ПРИРОДА

«Путешествие с севера на юг»

Задачи. Обобщить материал о географических зонах нашей страны, формировать представление о разнообразии живой и неживой природы, о причинно-следственных связях и приспособленности живых организмов к жизни в разных условиях окружающей среды.

Предварительная работа. Воспитатель проводит экскурсию в лес (тундру, степь) и вместе с детьми вспоминает особенности природной зоны, в которой они живут. В уголке природы воспитатель показывает детям комнатные растения засушливых мест и влажных тропических лесов, напоминает, что в природе эти растения живут в разных природных зонах. Воспитатель вместе с детьми рассматривает иллюстрации разных географических зон в энциклопедиях о природе, географические карты, атласы. Дети приносят в группу фотографии тех мест, где они отдыхали, и рассматривают их вместе с воспитателем, обсуждают. Воспитатель обращает особое внимание на то, чем природа этих мест отличается от природы региона, где дети проживают. Можно сделать небольшую выставку фотографий «Природа нашей страны».

Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с природой „Путешествие с севера на юг“» размещена в разделах

Материалы, инструменты, оборудование. Фигурки или иллюстрации животных разных природных зон, например, белого и бурого медведей, верблюда, белки, кита (среди животных должны быть как животные, характерные для разных географических зон, так и обитатели региона, где находится детский сад); географическая карта, иллюстрации, на которых изображена природа России (Арктика, тундра, тайга, дубрава, степь). Воспитатель может подобрать их по собственному усмотрению, главное, чтобы на рисунках хорошо были заметны различия растительного и животного мира этих мест. Сумочки, в которые дети будут складывать разные вещи, напоминающие им о той или другой природной зоне, которую они «посетили» : льдинка из пенопласта (Арктика, кусочек мха (тундра, шишка любого хвойного дерева (тайга, желудь (широколиственный лес, сухая травинка (степь, лавровый лист или пакетик чая (субтропики). Небольшие бумажные изображения — символы растений и животных разных природных зон, которые прикрепляются к карте. Например, дуб и кабан для дубравы, ель и бурый медведь для тайги.

Содержание занятия. Воспитатель спрашивает детей, где они были летом. Кто из ребят был на море? В горах? В пустыне? В лесу? В тундре? Может быть, кто-нибудь ездил в другую страну? Похожа ли природа этих мест на ту, где живут ребята? Чем она отличается? Есть ли там деревья, кустарники, звери, птицы, насекомые, которых дети встречали в своем городе (поселке, в ближайшем лесу. (Дети рассказывают, сопровождая свой рассказ принесенными в группу фотографиями.)

Затем воспитатель показывает фигурки разных животных и обсуждает, кто из них обитает в местах, где живут дети, а кто нет, и почему. Например, показывает фигурку белого медведя и спрашивает: живет ли такой медведь в наших краях? Почему нет? (Белый медведь привык к холоду, ему нужны льдины, снег и море, в котором он добывает пищу. Если же белый медведь обитает в регионе, воспитатель подчеркивает, какие условия для жизни ему нужны.) Живет ли в наших краях кенгуру? Что случится, если белый медведь (кенгуру) попадут в наши края? Может ли кит плавать в нашем озере? (Нет, в нем пресная вода, нет пищи для него.) В приморских регионах воспитатель, наоборот, обсуждает, могут ли животные пресных водоемов обитать на морском побережье, в море. ( Дети вспоминают пройденный материал: у каждого животного есть свой дом, к жизни в котором он приспособлен.)

Воспитатель подводит детей к географической карте (карта должна висеть на стене не очень высоко, чтобы детям было удобно с ней работать.). Вместе с воспитателем они находят свой населенный пункт, отмечают его маленьким флажком или кружком. Затем дети отправляются в путешествие, во время которого пересекут на самолете всю страну с севера на юг. Сначала они летят на север от своего города или поселка. (Жители северных регионов нашей страны сразу могут отправиться на юг.) Они отыскивают на карте северный полюс, находят места, обозначенные белым цветом, вспоминают, что это — льдины и снега Арктики. Здесь всегда холодно, поэтому в этих местах могут выжить не все животные, а только те, которые приспособились к жизни в холоде. (Воспитатель вместе с детьми вспоминает о том, как приспособился к условиям Арктики белый медведь.) Дети рассматривают иллюстрацию природы Ледовой Арктики, вспоминают, какие животные там обитают помимо белых медведей (моржи, тюлени, есть ли растения. На карте к Арктике прикрепляется фигурка белого медведя. Воспитатель дает детям на память об Арктике «льдинку» — кусочек пенопласта.

Дети продолжают путешествие, двигаясь на юг. (Воспитатель по-казывает на географической карте, куда именно они отправляются.) Южнее находится тундра. Это тоже часть Арктики, только более теплая. Дети рассматривают иллюстрацию тундры и рисунки отдельных растений, животных. Воспитатель напоминает, что в тундре короткое лето и долгая, суровая зима, много снега, сильные морозы. А в земле даже летом остается лед. Он называется вечная мерзлота. Поэтому в тундре нет настоящих, высоких деревьев, к которым мы привыкли. Здесь растут лишь очень низенькие березки и ивы, много кустарничков и очень много мхов и лишайников. Травы, мхи и лишайники — пища северного оленя. Звери, птицы и люди собирают ягоды: чернику, морошку, голубику, бруснику. А еще — грибы, которых бывает очень много. В тундре живут звери, похожие на лисицу — песцы. Они питаются леммингами — небольшими мышками. Леммингов ловит и полярная сова. Она, как и тундровые куропатки, на зиму меняет свое оперение на белое. Живет в тундре и бурый медведь, который очень любит разные ягоды. (Дети вместе с воспитателем оставляют на карте бумажные фигурки с изображением полярной совы, мха или морошки.) Воспитатель раздает детям кусочки мха или лишайника — на память о тундре.

Воспитатель рассказывает, что, если двигаться дальше на юг, тундра сменится тайгой, показывает иллюстрацию этой природной зоны и просит детей сказать, чем она отличается от тундры. Тайга — это лес, в котором больше всего хвойных деревьев — елей, сосен, лиственниц. В Сибири, на Урале и в некоторых других местах растут кедровые сосны, пихты. Есть в тайге и березы, осины. А вот разных трав здесь не очень много, потому под елями очень темно. Здесь тоже много разных ягод (черники, брусники, грибов. Ягоды, грибы, семена хвойных растений едят многие звери и птицы. Дети вспоминают, кто живет в тайге. (Бурый медведь, заяц, белка, рысь, лиса, волк, бурундук, тетерев, глухарь, сова и многие другие животные.) К карте, в тундровой зоне, прикрепляют фигурки бурого медведя и ели. На память о тайге каждый ребенок получает еловую или сосновую шишку.

Воспитатель продолжает: «Если мы полетим еще южнее, мы увидим, как среди елей и сосен все чаще растут дубы, липы, рябины, клены». Дети уже знают, что леса, в которых растут и хвойные, и лиственные деревья, называются смешанными. Чем дальше на юг, тем теплее. Под крылом самолета тайга сменяется широколиственными лесами. Леса, в которых больше всего дубов, называются.

(дети вспоминают материал занятия о широколиственных лесах) дубравами. (Дети рассматривают иллюстрацию дубравы и ее обитателей, вспоминают, какие животные здесь обитают.) Воспитатель напоминает, что в дубравах много животных, которые едят желуди: бурый медведь, кабан, барсук, белка, лесные мыши. Много в таких лесах и разных насекомых. Весной здесь расцветают первоцветы: медуница, пролеска, немного попозже появляются ландыши. Осенью в широколиственных лесах собирают грибы. Дети оставляют на карте бумажное изображение кабана и дуба. Воспитатель раздает им на память о широколиственных лесах желуди.

Воспитатель рассказывает, что в местах, расположенных южнее широколиственных лесов, совсем тепло. Здесь много солнца, лето очень жаркое и длинное. А вот зимы здесь холодные. Часто дует ветер. Эти места называются. степями. Есть места, где степи чередуются с лесами. Они так и называются — лесостепь. В степях, как и в тундре, почти нет деревьев. Больше всего здесь трав, а значит, много и насекомых: бабочек, кузнечиков, пчел. Настоящих степей сейчас осталось очень мало, потому что на их месте люди выращивают пшеницу, кукурузу, гречиху и другие культурные растения. В степных заповедниках живут необычная степная птица — дрофа и степной орел. Они занесены в Красную книгу. Обитают здесь. (ответы детей) хомяки, сурки, суслики. Поскольку главные растения в степях — это. (ответы детей) травы, дети получают на память о степях сухие травинки. На карте прикрепляют фигурки степного орла и травинки (например, ковыля).

Воспитатель объясняет, что когда у нас в стране говорят, что едут отдыхать на юг, то обычно имеют в виду берег Черного моря. Туда отправятся и дети. В этих местах теплое и влажное лето (как в теплице, да и зима теплая. Называются такие места субтропики. Здесь особая природа — растут пальмы, лавровое дерево и даже чай. Много растений с крупными, яркими, очень красивыми цветками. Здесь можно встретить дикобраза. В море плавают медузы и разные рыбы. Дети прикрепляют к карте у берега Черного моря изображение пальмы и дикобраза. Воспитатель раздает им на память о субтропиках лавровые листья.

Воспитатель спрашивает детей, а как можно назвать места, где они живут, — тундра, тайга, степь и т. п.? Почему дети так думают? Какое в этих местах лето (жаркое или прохладное? Зима? (Теплая или очень холодная, суровая.) Часто ли идут дожди? В заключение воспитатель еще раз показывает на карте весь путь, который пролетели дети с севера на юг, и просит их назвать животных и растения, которые они прикрепили к карте. Отвечая на вопросы, дети используют и памятные подарки.

После занятия. Дети самостоятельно рассматривают географическую карту, энциклопедии, атласы, отыскивая информацию о разных зонах нашей страны. Занимаются с материалом — подарками, которые они получили на память о путешествии, и вспоминают, к каким природным зонам они относятся. Если в группе есть макеты разных ландшафтов, играют с ними, рассматривают фигурки животных и изображения растений.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с природой в старшей группе «Птичий мир» Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с природой в старшей группе «Птичий мир». Шустрова Людмила Юрьевна. Воспитатель 1 квалификационной.

Конспект интегрированной НОД по ознакомлению с природой в подготовительной группе «Лебёдушка»Конспект интегрированной НОД по ознакомлению с природой в подготовительной группе «Лебёдушка» Образовательная область: «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие». Интеграция областей: «Познание»,.

Конспект занятия по ознакомлению с природой для детей подготовительной группы «Природа вокруг нас» МБОУ «Панфиловская СОШ» Конспект занятия по познавательному развитию (ознакомление с природой) для детей подготовительной.

Конспект занятия по ознакомлению с природой «Природа вокруг нас» для детей подготовительной группы МБОУ «Панфиловская СОШ» Конспект занятия по познавательному развитию (ознакомление с природой) для детей подготовительной.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Животные севера» Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных в условиях севера зимой. Задачи: 1. Продолжать знакомить детей с животными.

Конспект занятия по ознакомлению с природой и развитию речи в средней группе «Путешествие в весенний лес» Конспект занятия по ознакомлению с природой и развитию речи в средней группе. Тема: «Путешествие в весенний лес». Воспитатель: Геращенко.

Конспект занятия по ознакомлению с природой «Путешествие в весенний лес» (вторая младшая группа) МБДОУ «Чебурашка»п. Плесецк Архангельская область Воспитатель: Загоскина Лариса Геннадьевна Конспект занятия 2 младшая группа «Путешествие.

Конспект занятия по ознакомлению с природой в младшей группе «Мы сажаем лук» Конспект занятия по ознакомлению с природой во второй младшей группы «Мы сажаем лук» Задачи: Образовательные: 1. Расширять и углублять представление.

ООД по ознакомлению с природой для детей подготовительной группы «Путешествие в мир растений» Цель: формировать представления детей о том, что растения нуждаются в охране и заботе. Воспитатель: Послушайте, пожалуйста, стихотворение.

«Путешествие в зимний лес». Конспект занятия по ознакомлению детей с природой Цель: поддерживать эмоциональное настроение детей, преодоление трудностей на протяжении всего занятия. Задачи: Обучающие: - закреплять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с природой «Путешествие с севера на юг»
Опубликовано: 29 мая 2019 в 22:00
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД