Алла Богданова
Конспект занятия в подготовительной логопедической группе «Пересказ рассказа «Осенние дожди»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной
Тема: Пересказ рассказа «Осенние дожди»
Задачи: Активизация словаря по теме «Осень» Совершенствование грамматического строя речи. закрепление анализа предложений.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной логопедической группе „Пересказ рассказа „Осенние дожди“» размещена в разделах
- Дождь, дождик, тучи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Развитие связной речи, мышления, памяти, творческого воображения, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением.
Воспитание доброжелательности, взаимопонимания, самостоятельности, любви и бережного отношения к природе.
Коррекционные задачи:
Коррекционные задачи:
- Закрепление навыка правильного произношения.
-Развитие фонематического восприятия.
-Совершенствование мелкой моторики, переключаемости движений.
- Развитие речевого дыхания.
-Выработка чётких координированных движений во взаимосвязи с речью.
-Активизировать подбор слов с учётом позиции звука.
-Расширение и активизация словарного запаса.
Предварительная работа: рассматривание картин, беседа с детьми об осени, наблюдения в природе. Чтение литературы по заданной теме.
Слова для закреплении: дождь осенний, моросящий дождь, зарядить, сыпать, маленькими капельками, настроение, слякоть, небо свинцовое, нудный дождь.
Ход занятия:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
Вступает в пестрый терем свой.
Дни стали короче
Длиннее стали ночи
Урожай собирают
Когда это бывает (осенью)
1. Артикуляционная гимнастика.
Ребята наш весёлый язычок отправился на прогулку в лес. Повторяйте за мной
Наступила осень, и в небе солнце светит, но уже не греет (открыть рот, облизывать губы по три раза сначала слева направо, потом справа налево). Деревья, нарядились в разноцветные сарофаны, вокруг видимо, не видемо разных грибов. Ой, какой красивый подберёзовик (покажите мне красивый грибок, держим до 10, срезаем грибок и складываем в кузавок). Прислушайтесь! Как приятно шуршит листва, пошуршим ш-ш-ш). Он шел не спеша по тропинке и слышал, как весело) пели птицы. «Ку-ку ку-ку», — куковала кукушка высоко на ели. Как куковала кукушка? (Звукоподражание.) «Д-д-д д-д-д», — стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков. Как стучал дятел? (Звукоподражание.) «Тви-тви, тви-тви», — быстро проносились ласточки над шумной речкой вдалеке. Все пело и оживало в осеннем лесу Долго ли, коротко ли, но вскоре привела тропинка Язычка на чудесную полянку (открыть рот, высунуть широкий язык и удерживать под счет до 5). Сел Язычок на пенек (улыбнуться, открыть рот, присосать язык к небу и удерживать под счет до 10) и огляделся (улыбнуться, двигать языком вправо-влево). На полянке расцвело много ромашек. Весенний ветерок (вдохнуть носом и плавно выдохнуть через рот, вытягивая губы вперед, как при звуке [у]; повторить 3 раза) наклонял их то в одну сторону, то в другую (рот открыть, язык тянуть сначала к левой щеке, потом — к правой; повторить 5 раз). Неподалеку Язычок заметил красивую бабочку. Она сначала кружилась в воздухе, а потом села на один из цветков (рот открыть, 3 раза облизать губы слева направо и задержаться на верхней губе; повторить упражнение 5 раз). Язычок долго любовался небесной красавицей. Он успел разглядеть, что у бабочки есть глазки, усики, длинный хоботок тонкие лапки. Скоро тучи закрыли солнышко и стало темнеть (рот открыть и медленно закрыть; повторить 5 раз). Бабочка покружилась над полянкой, словно прощаясь (5 раз медленно облизать губы справа налево) и взлетела высоко в небо. Язычок слез с пенечка и поспешил домой к маме с красивым букетом цветов.
Ребята, а в каком лесу гулял язычок? (осеннем)
Как вы думаете, о чём мы будем говорить (об осени)
2. Состовление предложений по картинке.
Ребята у вас на столе у каждого лежит картинка, посмотрите на картинку и составьте предложения.
Ветер срывает листочки с деревьев.
На улице моросит дождь.
Девочка собирает листья в букет. и. т. д.
Ребята скажите сколько слов в предложении : Девочка собирает листья в букет. Составьте схему предложения из счётных палочек.
-сколько слов в предложении?
-назовите первое слово?
- назовите второе слово?
-назовите третье слово?
Молодцы ребята
3. Загадки Осени
***
Висят на ветке
Золотые монетки. (Осенние листья)
***
Утром мы во двор идем-
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят. (листопад)
***
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (Осень)
***
Несет она нам урожай,
Поля вновь засевает,
Птиц к югу отправляет,
Деревья укрывает,
Но не касается елей и сосен,
Потому что это. (Осень)
***
Это кто такой садовник?
Полил вишню и крыжовник,
Полил сливу и цветы,
Вымыл травы и листы.
А как сумерки настали,
Нам по радио сказали,
Что и завтра он придет
И польет наш огород. (Дождик)
Ребята, а по каким признакам мы можем сказать наступила осень?
(Дни становятся короче, моросит дождь, листья желтеют и т д)
4. Подбери действие
Листья осенью (что делают) — желтеют, опадают и т. д.
Дождь осенью — моросит, идет и т. д.
Урожай осенью — убирают.
Птицы осенью — улетают.
Деревья осенью — роняют листья.
Листья осенью (какие) — желтые, красные, багряные, золотые.
Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)
Дождь осенью (какой) — холодный, моросящий.
Погода осенью (какая) — пасмурная, дождливая, хмурая, морозная (поздней осенью).
Деревья осенью (какие) — ранней — с разноцветными листьями, поздней — голые.
Звери осенью — готовятся к зиме, меняют шубки.
лиса, белка, горностай, заяц (не меняет окраску); белка, мышь-полевка, заяц, барсук (не делает запасы)
Вы у меня молодцы! Хорошо ответили на все вопросы.
5. Физминутка.
«Листочки».
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились – полетели
И на землю тихо сели.
* * *
Дождик осенний из туч моросит,
(броски расслабленными кистями рук)
Дерево, сбросив листочки, стоит
(руки вверх, пальцы направлены вверх (ветви деревьев)
Ветер осенний ветви качает
(плавно покачивают руками)
Листья под деревом ветер гоняет.
(присаживаются и «ворошат листья» под деревом, имитируя их шелест: «ш-ш-ш-ш…»)
6. Чтение рассказа
Я вам сейчас прочту рассказ который называется «Осенние дожди» автор Скребицкий.
Как вы думаете о чём будет говориться в этом рассказе (если об осени, а точнее как называется рассказ)
Слушайте внимательно постарайтесь запомнить.
Чтение рассказа : «Осенние дожди совсем не похожи на летние. Дождь осенний- моросящий. Как зарядит сыпать маленькими капельками на землю, так и будет идти день, два, три, неделю не перестовая. И тогда становится очень скучно. Под ногами слякоть, небо свинцовое, и моросит холодный, нудный дождь»
;Логопед. Давайте поговорим о том, что вы узнали из этого рассказа.
- С чего начинается рассказ?
-С какими дождями сравнивает автор осенние дожди?
Логопед :автор говорит, что осенние дожди совсем не похожи на летние.
Логопед. Какой осенний дождь?
Логопед Осенний дождь- моросящий.
Логопед. А что значит моросящий дождь?
Дети: Он сыплет мелкими, капельками, моросит.
Логопед Сколько дней может идти такой дождь?
Логопед : Моросящий дождь может идти и день, и два, и неделю.
Логопед Какое настроение вызывает такой дождь?
Дети: Становится скучно.
Логопед. Ещё поэты такую пору называют, унылая пора очей, очарованья.
Какие приметы перечисляет автор в конце рассказа?
Дети : Под ногами слякоть, небо свинцовое, и моросит холодный, нудный дождь.
Логопед : Что значит слякоть? Как вы понимаете это слово?
Дети: Слякоть – это грязь.
Вос: Верно. Или мокрая раскисшая земля.
А что значит свинцовое небо?
Дети: Это тёмно-серое хмурое небо.
Логопед. Как вы понимаете словосочетание нудный дождь.
Дети: Это дождь, который идёт уже давно и всем надоел.
Логопед : Правильно. Вы хорошо ответили на мои вопросы. Вы удивили и порадовали меня. Вы так много знаете! А теперь давайте пройдём на коврик и немного отдохнём.
7. Физ. минутка
Дождь
Капля - раз, капля - два,
Очень медленно сперва, хлопки руками на каждое слово
А потом, потом, потом -
Все бегом, бегом, бегом. бег
Стали капли поспевать,
Капля каплю догонять. хлопки руками на каждое слово
Кап-кап, кап-кап. свободные движения пальчиками
Зонтики скорей раскроем,
От дождя себя укроем. соединить руки над головой
Листопад
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад. взмахи руками
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят. повороты вокруг себя
8. Составление мнемотаблицы.
Логопед. Сейчас я ещё раз прочитаю вам рассказ, а вы внимательно послушайте его, а потом будете пересказывать. (читаю рассказ)
Логопед. Давайте составим план рассказа. С чего вы начнёте рассказ?
Дети: Мы расскажем о том, что осенний дожди не похожи на летние.
Логопед : О чём вы будете рассказывать дальше?
Дети: Скажем, сколько дней может идти моросящий дождь.
Логопед : Что вы опишите потом?
Дети: Потом мы опишем настроение, которое вызывает осенний дождь.
Вос: Чем вы закончите рассказ?
Дети: Мы перечислим приметы осени, о которых говорит автор.
Логопед : По ответам детей на доске нарисовать мнемотаблицу.
Ну что ж, вы составили хороший план и теперь легко справитесь с пересказом. Подумайте 1 минуту и начинай те пересказ по мнемотаблице.
Подведение итогов.
Молодцы мне понравилось как вы сегодня работали я очень рада за вас, вы меня порадовали сегодня.