Папки-передвижки

Конспект занятия в старшей группе «Я родом из Донского края»

Анна Провоторова
Конспект занятия в старшей группе «Я родом из Донского края»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Создание условий для познавательного развития старших дошкольников через ознакомление с историей Донского края.

Задачи:

Образовательные:

- формировать представление детей об истории своей малой Родины;

- закреплять знания о быте и укладе жизни казачьей семьи;

- формировать ценностные представления о семейных отношениях;

- закрепить знания о казачьей кухне;

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к истории своего народа;

- развивать и обогащать словарный запас казачьими словами и выражениями;

Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Я родом из Донского края“» размещена в разделах

- совершенствовать умение использовать диалектизмы в речи точно по смыслу;

- расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков;

Воспитательные:

- воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине, чувство гордости за свой народ;

- воспитывать уважение, бережное отношение к обычаям, традициям и нравственным ценностям казаков;

- воспитывать внимательное отношение и уважение к членам семьи, чувство уважения и почитания к старшим;

Словарная работа: Ввести в активный словарь детей слова: курень, казаки, плетень, горница, саман, чугунок, коромысло, ухват, узвар, нагайка.

Наглядный материал, оборудование: Убранство казачьего куреня с элементами быта; макет казачьего двора, обнесенный плетнем, детские казачьи костюмы; символика Всевеликого Войска Донского; игрушечные кони; рушник; солёное тесто для изготовления вареников.

Ход занятия:

Воспитатель: Вы бывали на юге России,

Где простор и бескрайняя ширь?

Поднебесье там синее, синее,

А в полях серебристый ковыль.

Вы бывали на юге России

Где станицы у самой реки?

Там рассветы такие красивые

И седлают коней казаки.

Дети входят в зал под казачьи напевы

Казак 1: Здорово дневали, земляки!

(После паузы).

Казак 1: Не понял! Здравствоваться не хотите, али не знаете как?

Казачка 1: Ну, полно, полно тебе, ишь разбушевался! Ну откуда им, современным людям, знать казачьи обычаи, если столько лет казаки были изгоями на родной земле.

Казак 2: Да, это точно, в наших семьях не было принято говорить о предках, редко у кого даже старинные семейные фотографии сохранились.

Казачка 2: А я более всего жалею из утраченного речь, язык, говор казачий. Он был настолько неповторимым, своеобразным,

Казачка 3: Выражения певучими, искромётными, - что современники не всегда смогут сегодня понять их смысл. Вот, например: «Чи я ня казачкя?»

Казак 3: Или: «Атец траву кося, ана исть ня прося».

Казачка 4: А слова, слова – то какие: жаних, вядро, страма, тяпло…

Казак 4: Кубыть, ноня, таперича, выспея…

Воспитатель: Отвечая на приветствие, казаки славили Бога тем самым, желая себе и другим, чтобы на сегодня все заладилось и задуманное свершилось. А теперь ты, Дима, поздравствуйся с народом ещё раз.

Казак 1: Здорово дневали, земляки!

Все: Слава Богу!

Воспитатель: А кто знает, как называется место, в котором мы живём?

Дети: Донской Край

Воспитатель: А почему возникло такое название?

Казачка 2: Потому что мы живём в Ростовской области, а наша главная река Дон.

Воспитатель: А что вы знаете о реке Дон? Какая она?

Казак 2: Река Дон – большая, широкая, полноводная с красивыми берегами.

Казачка 3: Она тянется далеко по всей нашей области.

Казак 3: По ней ходят корабли, теплоходы.

Казачка 4: По берегам расположены многочисленные деревни, сёла, города.

Воспитатель: Ростовская область находится на Донской земле, где всегда жили, живут и будут жить казаки. А в каком поколении вы помните наше родство, наши корни?

Казак 4: Да, интересно, кто мы? Откуда?

Воспитатель: А давайте-ка посидим рядком, да поговорим ладком о родной стороне, о жизни казачьей.

Дети садятся полукругом

Казак 1: Я знаю. Сам я – рожак станицы Обливская, мой далёкий прадед - сотник Обливский.

Казачка 1: Это он получил в 18 веке грамоту на землю в вечное владение из рук атамана Войска Донского за верную службу ратную?

Казак 2: Да. Прапрадед Димы привёз свою семью на голую землю на севере Донской области.

Казачка 2: Место было основано по-хозяйски, в живописной долине реки Чир, с травами по пояс.

Казак 3: Первый Обливский курень был четырёхкомнатным, саманным, под камышовой крышей.

Казачка 3: Посредине дома - русская печь с лежанкой и самое главное, с чудом кулинарии-с большим комелем, куда бабушка ставила рогачом чугунки.

Казак 4: Всё что выходило из этой печи, было необыкновенно вкусно и духовито: каши, блины с каймаком…

Казачка 4: Оладьи, вареники, пирожки и ватрушки, лапша, взвар из сухофруктов. Казачья кухня – неповторима и уникальна.

Казак 1: А мне показывали глиняную утварь моего деда. Особенно запомнились: коржаки, кувшины, горшки. Ложки были деревянными и обязательно расписными.

Казачка 2: В святых углах кухни и залы висели иконы, на стенах отдельно были расположены семейные фотографии.

Казак 3: В хате была прялка. Жужжание прялки приносило в семью спокойствие и уют.

Воспитатель: Да. В доме было много разных предметов, которые нужны были для ведения домашнего хозяйства. Вы все знакомы с названием предметов казачьего быта? А вот теперь я хочу проверить, как вы запомнили названье домашней утвари казаков. Сейчас я буду вам загадывать загадки, а вы их отгадывать и показывать карточки, которые я вам раздам.

Загадки:

1. Возле печи не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает.

Что схватит, отдаёт, сам в угол идёт. (ухват)

2. Книзу узок, верх широк.

Не кастрюля, а… (чугунок)

3. Кривой двух братцев понёс к Дону купаться.

Пока братцы купаются, кривой на берегу валяется (вёдра, коромысло)

4. Лохматый казак, посередине ушак.

По двору ходит, порядок наводит (веник)

5. Летала пташка промеж рта и чашки (ложка)

Не казак, а с усами.

На 4-х ногах, а не конь.

Песни распевает каждые его знает (котёнок)

6. Что на сковородку наливают, да вчетверо сворачивают (блины)

7. Для гостей дом отпускали в Дон.

Когда с воды подняли, всех гостей собрали (сети и рыба)

Воспитатель: Молодцы ребята, все загадки разгадали. А знаете, что у казаков мебель была проста, особенно ценился сундук, объёмный солидный, с откидной крышкой. Дима, а что обычно хранится в сундуке у казаков?

Казак 1: Обычно в сундуке у казаков хранится одежда.

Воспитатель: В хате здесь сундук стоит. Что же он в себе таит? Его так просто не открыть. Нужно ласково попросить.

Дети: Сундучок наш сундучок, приоткрой нам свой бочок! (воспитатель. открывает сундук).

Воспитатель: Смотрите, ребята здесь старинная казачья одежда. Шилась она вручную.

Казак 1: А ещё одежда была простой и удобной для того, чтобы казаку было легче садиться на коня (показ).

Казачка 1: Казачки носили кофточки с баской. Они имели длинные рукава

Казачка 2: Для пышности костюма носили нижние юбки.

Казак 2: У казаков на стоячем воротнике рубахи вшивалась красная или синяя окантовка.

Воспитатель: А вы знаете, что издавна на Дону, когда в семье рождался сын, казаки из родни приносили в дар (на зубок) патрон, пулю, лук, стрелу. С малого возраста казачонок верхом разъезжал по двору, а в 5 – 6 лет скакал уже в степи. Рукопашному бою учили с трёх лет, стрелять – с пяти.

Казачка 3: Если казаки одобряли какое-то решение, то кричали громко и дружно «Любо!» А ещё мы знаем, что у казаков есть свой гимн, флаг, герб и печать.

Воспитатель: А я сейчас проверю. Подойдите, пожалуйста, к столу и соберите символику Всевеликого Войска Донского.

Дети собирают символику из нескольких частей

Воспитатель: Почему вы считаете, что это флаг казачьего общества?

Казак 4: Флаг состоит из 3 продольных полос равной ширины.

Казачка 4: Синий цвет-это чистое небо и частая вода, жёлтый- цвет степи, красный-цвет крови, отваги и храбрости.

Воспитатель: А что изображено на гербе?

Казак 1: На гербе изображён бегущий олень, раненый стрелой.

Казачка 1: Казаки считали себя такими же сильными, свободными, как олень, никогда не сдаются врагу живыми.

Воспитатель: Вы правы. Настоящий казак должен быть сильным, смелым, ловким. Все эти качества он воспитывает с детства. Но и невозможно представить казака без коня, который является ему другом

Казак 2: Конь нередко спасал жизнь казаку. Если хозяин погибал, конь не подпускал к себе, тосковал, голодал несколько дней.

Воспитатель: И мы сейчас проверим, как наши казачата умеют держаться в седле и ездить верхом. Садитесь на коня. Становитесь в круг. В середине я положу платок. Вы должны под музыку скакать по кругу. И когда музыка оборвётся, схватить платочек. Кто сделает это первым, тот самый ловкий и быстрый.

Игра «На коне»

Воспитатель: Молодцы казачата, не подвели! А на Дону казаки игривые, а казачки говорливые. И сейчас я предлагаю сыграть нашим девочкам в очень интересную игру. Девочки, вы идёте под музыку по кругу. Музыка останавливается, и вы останавливаетесь тоже. Я набрасываю рушник кому-нибудь на плечи. На ком рушник, тот говорит: «Слово ты мне говори». Я буду называть слово по- казачьи, а вы мне его по – русски. Если ответ правильный, то все громко мы кричим какое слово?

Дети: «Любо!»

Игра «Забытые слова»

Слова: Командир-атаман; полотенце-рушник; дом-курень; балахон-платье; плётка-нагайка; здорово дневали – здравствуйте; хворать-болеть; цибарка – ведро; чувяки – тапочки; кочет – петух; вечерить – ужинать; бирюк – волк; корец – ковш; отец – батя; котелок – казан; говорить – гутарить; горница – комната; плетень – забор; ведмедь – медведь; цибарка – ведро.

Казак 1: Анна Юрьевна, а мне говорили, что в казачьей семье очень строго соблюдались традиции и обычаи.

Воспитатель: Да Дима. Это правда. Казакам с детства прививалось уважение к старшим. А какие законы знаете вы?

Казачка 1: Надо быть скромным и честным. Без согласия родителей не решался ни один вопрос.

Казак 2: К отцу и матери обращались только на «Вы».

Казачка 2: А ещё казачки - хорошие хозяйки. Любили чистоту и порядок, а самое главное, очень вкусно готовили. Казачья еда очень полезная.

Воспитатель: А вы знаете какие - ни будь казачьи блюда?

Казак 3: У нас в реке Чир водилось очень много рыбы. Казаки ловили и из неё варили уху, жарили, запекали.

Казачка 3: Из теста пекли пироги, готовили лапшу, борщ,

Казак 4: Компот из сухофруктов - узвар называется.

Казачка 4: Вареники с творогом, картошкой.

Воспитатель: Прекрасно. Как много вы знаете о казачьей кухне! И сейчас я предлагаю слепить со мной вареники с картошкой. Давайте наденем фартуки, косыночки (на столе лежит раскатанное тесто). Тесто на столе уже раскатано, поэтому берём формочки и вырезаем кружочки, чтобы вареники были одинаковы. В середину положим начинку и краешки крепко-крепко залепим, чтобы начинка не убежала. А пока вы лепите вареники, послушайте интересную сказку про вареники.

«В одной донской станице жила - была казачка. Решила она как-то вареников налепить да деток своих накормить. Кинулась, а муки- то нет. Пошла она к мельнику, низко поклонилась ему в пояс и попросила: «Мельник, мельник, дай мне муки - вареников налепить да казачат накормить». Мельник дал ей муки. Побежала она к речке: «Речка-матушка, дай мне водицы, хочу, вареников налепить да казачат накормить». Речка дала ей водицы. Хозяйка набрала водицы в крынку, поблагодарила речку и пошла к курочке: «Курочка-хохлатка, дай мне яичко, я вареников налеплю, у меня дома детки голодные. Дала курочка ей яичко. Пошла хозяйка домой, яичко помыла, руки сполоснула. Взяла сито, просеяла муку, яичко разбила, посолила, налила водички, помешала, насыпала муки и замесила тесто». Вот так казачке помогли, налепить вареники те, кто с ней рядом находится. Ну, вот мы и налепили вареники. А что с ними надо сделать?

Казак 1: Положить в чугунок и поставить в печь.

Дети кладут в чугунок вареники и ставят в печь

Воспитатель: А мы снимем фартуки и помоем руки. Ребята, вы молодцы, присаживайтесь на стульчики. И сейчас отгадайте ещё одну загадку.

Не атлет и не артист он.

Не летает в облаках,

Всё умеет, с ним не страшно

Он - простой, Донской…. казак!

Совершенно верно. И сегодня к нам в гости пришёл настоящий Донской казак.

Входит казак – Самир Амирасланов

Самир: Здорово дневали, земляки!

Все: Слава Богу!

Самир: Прослышал я, что здесь о казаках гутарять. А вы знаете кто такие казаки?

Казак 1: Это смелые, ловкие, сильные, решительные люди.

Казачка 1: Они любят свою Родину и готовые ее защищать.

Казак 2: Главным украшением казака считалось оружие: шашка, копьё, нагайка.

Самир: Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин о нагайке написал такие слова:

Был и я среди донцов,

Гнал и я османов шайку;

В память битвы и шатров

Я домой привез нагайку.

У меня в руках настоящая казачья нагайка. В старину обычно говорили : «Нагайкой владеешь - силу имеешь». У казаков есть такое современное слово «фланкировка»- это когда отрабатывают сложные движения, вращая нагайку. И сейчас я вам покажу несколько элементов фланкировки.

Фланкировка

Воспитатель: Казаки придумали много различных игр, которые помогали в приобретении различных навыков и умений. И сейчас я прошу всех встать в круг.

Самир: Ну что юные казачата, сейчас я проверю какие вы ловкие.

Игра с нагайкой

Воспитатель: А наши казачата не только ловкие, но умеют и песни распевать. А ну ребята, порадуем нашего гостя-казака!

Песня «Эх, казачата»

Самир: Любо, казачата, любо! Раз вы такие смелые, ловкие, трудолюбивые да и поёте хорошо, угощу я вас настоящей казачьей едой, которая и вкусная и полезная, сил прибавляет, настроение повышает. (Преподносит в горшке уху. Дети проходят за стол). Только есть, вы будите по-казачьи. Знаете как? Из одного чугунка черпать деревянными ложками по очереди, а кто без очереди, тому ложкой по лбу щелкнем. Ну а мне пора уходить. До свиданья, люди добрые!

Все: С богом!

Воспитатель: Ну что ребята. Вот мы и узнали откуда мы, где наши корни. Голос родной крови неподвластен времени – от каждого из нас тянется в прошлое, незримая нить.

Казак 1: И даже если не знать о ней, она напомнит о себе зовом далёких предков.

Казачка 1: Откуда я?

Все: С Дона!

Казак 2: Где высь и простор.

Казачка 2: Где поле широко работа красна.

Где песня далеко – далеко слышна…

Казак 3: Где каждый мальчишка с рожденья – казак!

Казачка 3: И здесь не поруган обычай святой:

Все: Горой на врага.

И за друга – горой!

Воспитатель: Знайте, ребята и помните - ваши родители, бабушки и дедушки являются носителями родовой памяти. Спешите узнать у них кто вы, где ваши корни. А пока у нас с вам есть одно общее, что объединяет и роднит…Все мы родом из…

Все: Донского края!

Дети: До свидания, люди добрые! (поклон)

Дети уходят.

Публикации по теме:

Использование информационных технологий в ДОУ. Представление презентации «Травы донского края». ФотоотчетИспользование информационных технологий в ДОУ. Представление презентации «Травы донского края». Фотоотчет В рамках Городского методического объединения в форме КВЕСТ «Использование инновационных, интерактивных форм в работе с дошкольниками,.

Конспект музыкального занятия «Птицы улетают в теплые края» в средней группе Конспект музыкального занятия «Птицы улетают в теплые края» Для детей средней группы Цель. Развитие песенного, танцевально-игрового творчества.

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Традиционная одежда донского казака и казачки»Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Традиционная одежда донского казака и казачки» Цель: Приобщать детей к культуре донского народа, к традициям, любовь к народному национальному костюму. Задачи: - Познакомить детей с традиционной.

Конспект занятия по кубановедению «Путешествие по тропинкам родного края» в старшей группеКонспект занятия по кубановедению «Путешествие по тропинкам родного края» в старшей группе Образовательная область: Познавательное развитие. Вид деятельности: Исследование объектов живой и неживой природы. Возрастная группа: Старшая.

Конспект занятия по познавательному развитию «Дикие животные Краснодарского края» в подготовительной к школе группеКонспект занятия по познавательному развитию «Дикие животные Краснодарского края» в подготовительной к школе группе Цель: развитие познавательного интереса к окружающему миру и накопление знаний о многообразии животного мира Краснодарского края. Задачи:.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Природа нашего края зимой» Цель: Закрепить знания детей о природе Ленинградской области. Воспитатель: Ребята, назовите страну, в которой мы живем. Дети: Россия. Воспитатель:.

Конспект занятия во второй младшей группе «Животные мордовского края»Конспект занятия во второй младшей группе «Животные мордовского края» Цель: Расширять и систематизировать знания и представления детей о диких животных наших лесов. Развитие связной речи детей Задачи: учить.

Конспект занятия «Животные моего края» в подготовительной группе Задачи. Дать представление детям о том, что лес, как большой дом, имеет несколько ярусов-этажей, каждый из которых дает кров и пищу разным.

Все мы родом из детства! Я родом из СССР!Все мы родом из детства! Я родом из СССР! Наступило время долгожданного отпуска. А это значит у родителей появился повод весело и с пользой провести время со своим ребенком. Вдоволь.

Конспект занятия «Знакомство детей с травянистым растением донского края-подорожник»Конспект занятия «Знакомство детей с травянистым растением донского края-подорожник» Конспект занятия в образовательной области»Познание» развитие кругозора и позновательно -исследовательской деятельности детей средней группы.

Автор публикации:
Конспект занятия в старшей группе «Я родом из Донского края»
Опубликовано: 22 апреля 2020 в 13:53
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия в старшей группе «Я родом из Донского края»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Провоторова (УИ 139785) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД