Ирина МАЛИНОВСКАЯ
Конспект занятия в старшей группе «Морские млекопитающие» к Всемирному Дню защиты морских млекопитающих
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и природа» в старшей группе по теме «Морские млекопитающие» к Всемирному дню защиты морских млекопитающих
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Морские млекопитающие“ к Всемирному Дню защиты морских млекопитающих» размещена в разделах
- День китов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2024
Задачи: систематизировать представления о животных, обитающих в море, о целостности и уникальности природного сообщества «море». Расширить активный словарь детей словами «океанограф», «батискаф», «млекопитающие». Развивать внимание, память, мышление, воображение, речь. Привлечь внимание к вопросам защиты морских млекопитающих, предупреждение их истребления, сохранения их численности. Воспитывать интерес к природе, осознанно правильное отношение к объектам живой природы.
Материал: аудиозапись «Шум моря», презентация «Море – дом для морских животных», иллюстрации обитателей морей и океанов (животные, растения, рыбы, силуэты морских млекопитающих, плакат «Сохраним млекопитающих вместе!», глобус, мяч, тетради, ручки, клей.
Начало занятия:
1. Игра-приветствие «Вот оно какое море!»
Цель: активизировать мыслительную деятельность детей, мотивировать на предстоящую деятельность.
Звучит аудиозапись «Шум моря». Дети стоят в кругу и выполняют движения в соответствии с текстом:
Вот оно какое море! (разводят руки в стороны)
Разноцветно-голубое
Волнами шумящее, (выполняют волнообразные движения руками)
Чайками кричащее, (машут руками)
Чистое, солёное,
Тёплое, рифлёное. (выполняют волнообразные движения руками)
С небом обнимается, (обнимают себя руками за плечи)
Солнцу улыбается. (поднимают руки вверх, улыбаются)
Ход занятия:
1. Рассматривание модели Земли «Глобус»
Цель: углубить представление о глобусе как о модели земной поверхности, о том, что большая часть Земли покрыта водой.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть глобус и уточняет, что на глобусе обозначено синим цветом.
Воспитатель: Ребята, какие названия морей вы знаете? (Черное, Красное, Средиземное, Северное и т. д.) Сегодня я предлагаю вам отправиться в морские глубины. Изучают обитателей морей и океанов ученые-океанографы. Они отправляются в морские глубины на специальных аппаратах — батискафах или надевают специальные водолазные костюмы, чтобы можно было дышать под водой.
2. Рассказ воспитателя «Море – дом для морских животных» в сопровождении презентации
Цель: расширить представления детей о целостности и уникальности природного сообщества – море.
Воспитатель предлагает детям закрыть глаза, включает музыку и рассказывает под музыку.
Воспитатель: Море прекрасное, море сильное, море огромное. Оно восхищает и удивляет. Оно живое. Там, в глубине, в пучине вод, плывут по своим морским делам благородный дельфин, кит, хищница-акула, на его берегах обитаю тюлени, моржи, морские котики, морские слоны.
3. Игра с мячом «Ассоциации»
Цель: развивать логическое мышление, словарный запас, память, воображение.
Воспитатель: Каждый из вас представил себе свое море. Что вы увидели? Что вы услышали? Что вы почувствовали?
Воспитатель поочередно бросает детям мяч и просит закончить предложение.
Море огромное, как.
Море синее, как.
Море бескрайнее, как.
Море глубокое, как.
Море тихое, как.
Море красивое, как.
Море таинственное, как.
Море теплое, как.
Море беспокойное, как.
4. Дидактическая игра «Собери вместе»
Цель: закрепить обобщающее понятие «морские млекопитающие».
На столе перед детьми иллюстрации животных. Воспитатель предлагает детям отобрать картинки с изображением морских млекопитающих, рассматривает их вместе с детьми, уточняя, почему этих животных называют морскими млекопитающими. Воспитатель подводит итог.
Воспитатель: Дельфины, киты, тюлени, моржи, морские котики, морские слоны не являются рыбами. Они млекопитающие, потому что рождают детенышей и выкармливают их молоком. У них есть легкие. Они хорошо плавают, но должны подниматься на поверхность океана, чтобы дышать воздухом.
5. Словесная игра «Угадай по описанию»
Цель: закрепить представление об особенностях внешнего вида морских млекопитающих.
Воспитатель предлагает детям взять картинки с изображением какого-либо морского животного и рассказать о своем животном по следующей схеме (описание внешнего вида, особенности питания, действия).
Дети рассказывают.
Воспитатель предлагает остальным участникам игры угадать, какое животное описывает ребенок. В случае затруднения дети показывают свою картинку.
Воспитатель: А теперь поднимите картинку те, чье животное умеет дышать. Чье животное может жить в море? Чье животное способно расти? Чье животное имеет детенышей? Чье животное умеет видеть, слышать? Чье животное кормит детенышей молоком?
Воспитатель: Несмотря на то, что все животные разные, они похожи тем, что умеют видеть, слышать, чувствовать, питаться, расти, живут в море, имеют детенышей и кормят их молоком. Кто помнит, как называют таких животных? (млекопитающие).
6. Словесная игра «Загадай загадку»
Цель: закрепить представления о морских млекопитающих, развивать речь, упражнять в выделении характерных признаков животных.
Воспитатель предлагает детям выбрать картинку с обитателем моря и загадать загадку по алгоритму (ТРИЗ-технология).
Начинает воспитатель.
Воспитатель: Ныряет, но не аквалангист,
Быстрый, но не птица,
Живет в море, но не водоросли.
Дружелюбный, но не ребенок. (Дельфин.)
Выслушивают 5-6 детей.
Дети составляют свои загадки. При затруднении, воспитатель помогает им.
7. Физкультминутка с элементами пальчиковой гимнастики «Морской мир»
Цель: обеспечить смену видов деятельности и оптимальный двигательный режим.
Дети стоят врассыпную и выполняют движения в соответствии со словами текста:
В море бурном, море синем
Быстро плавают дельфины. (плавные движения кистями рук)
Не пугает их волна,
Рядом плещется она. (потирают ладони)
Проплывает мимо кит
И дельфинам говорит: (ходьба гуськом)
- Вы, дельфины, не шумите, (4 хлопка с наклоном головы влево)
Рыбку быструю ловите. (4 хлопка с наклоном головы вправо)
Раз, два, три, четыре, пять - (ходьба с хлопками в ладоши над головой)
Нужно рыбкам уплывать! (ладони соединили, выполняют плавные движения ими)
Рыбки плавали, плескались
В прохладной морской воде, (плавные движения руками, вытянутыми вперед)
То погружались, то всплывали,
То в песок зарывались. (приседания)
8. Доклады исследователей морских животных
Цель: расширить знания детей о жизни морских млекопитающих, стимулировать мыслительную активность.
Предварительно 1 – 2 ребенка проводили совместно с родителями домашние исследования самостоятельно выбранных морских млекопитающих. Воспитатель предлагает им сделать сообщения об этих животных.
Во время сообщения дети-слушатели фиксируют информацию в тетрадях, используя пиктографическое письмо. После сообщения воспитатель предлагает детям-слушателям задать вопросы, создает проблемные ситуации, стимулируя мыслительную активность дошкольников.
9. Игра с мячом «Веришь – не веришь»
Цель: закрепить представления об образе жизни морских млекопитающих.
Воспитатель поочередно бросает детям мяч и просит дать ответ на вопрос.
Веришь, что киты не могут дышать воздухом? (Не верю.)
Веришь, что тюлень питается рыбой? (Верю.)
Веришь, что у тюленя вместо ног ласты? (Верю.)
Веришь, что дельфины хорошо плавают? (Верю.)
Веришь, что моржи не могут кормить своих детенышей молоком? (Не верю.)
Веришь, что киты, дельфины, тюлени – это рыбы? (Не верю.)
Веришь, что морские животные имеют плавники и ласты? (Верю.)
Веришь, что у морских животных нет толстого слоя жира под кожей? (Не верю.)
10. Проблемный вопрос «Как человек связан с морем?»
Цель: расширить представления детей о вопросах защиты морских млекопитающих, предупреждения их истребления, сохранения численности.
Воспитатель: Ребята, а как человек связан с морем? (Человек отдыхает на море, любуется, изучает море, охраняет, работает на море и т. д.)
Воспитатель: Иногда танкеры, которые перевозят по морю нефть, попадают в шторм и нефть разливается на поверхности морской воды. Это создает угрозу для морских обитателей. Что делать, если произошла такая катастрофа? Как выйти из ситуации?
Рассуждения детей.
Воспитатель: Много лет человек охотился на морских животных, используя в промышленности ценные части их тела. Такие действия привели к тому, что морских животных стало очень мало.
11. Продуктивная деятельность детей - Плакат «Сохраним млекопитающих вместе!»
Цель: расширить представления детей об экологических праздниках, воспитывать интерес к изучению природы.
Воспитатель: 19 февраля отмечается Всемирный День защиты морских млекопитающих. В этот день проводятся различные акции в защиту морских млекопитающих. Предлагаю вам стать участниками такой акции и создать плакат «Сохраним млекопитающих вместе!».
Перед детьми лист ватмана с названием. Детям предлагается выбрать силуэты морских млекопитающих и наклеить их на плакат.
Дети выполняют задание.
Окончание занятия:
1. Ребята представляют плакат
2. Ребенок читает стихотворение Е. Швецовой:
Спасите вымирающих морских млекопитающих!
Китов, дельфинов, котиков
Спасите от охотников!
Коров морских повыбили
На свете ради прибыли –
Они ведь не кусаются
И плохо защищаются.
Киты, привычкам верные,
Не нападают первыми.
И, хоть они огромные,
Но в море очень скромные.
Сказать сегодня хочется:
Пусть люди позаботятся
О тех, кто в море плавает -
Сегодня это главное!
3. Вопросы к детям:
- О каких животных мы сегодня говорили?
- Почему этих животных называют млекопитающими?
- Почему морских млекопитающих надо защищать?