Нина Пешкова
Конспект занятия в старшей группе «Как учились в Москве»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
занятия с детьми старшей группы
по теме: «Как учились в Москве».
Воспитатель первой
квалификационной категории
МДОУ № 15 «Ручеек»
Пешкова Н. В.
г. Усть-Илимск
Программное содержание: продолжить знакомить детей с традициями и культурой русского народа.
Материал: все необходимое для аппликации, лист ватмана, оформление под бересту, нарисованные буквы славянского алфавита, икона Кирилл и Мефодий
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Как учились в Москве“» размещена в разделах
Ход занятия.
Воспитатель рассказывает детям о старославянской азбуке :
- В далекие времена наши предки не знали грамоты, не умели читать и писать.
И вот явились на Руси два брата (показ иконы) Кирилл и Мефодий. Долго слушали они русскую речь и придумали буквы, составили из них азбуку. А прежде были они в Белоруссии, в Польше, на Украине, в Словакии, и для всех славянских народов подошла эта азбука. И назвали эту азбуку кириллицей в честь одного из братьев. Произошло это в 865 году (более 1000 лет назад).
Каждая буква в азбуке была особенной, имела свое имя:
«А» - это буква «аз».
«Б» - это буква «буки».
Дети читают: аз-буки. Воспитатель обращает внимание, что получилось слово «азбука».
«В» - это буква «веди» от слова «ведать, знать».
«Г» - это буква «глагол», от слова «глаголить» - говорить.
«Д» - это буква «добро», какое хорошее имя «добро», доброта – лучшая черта человека.
«Л» - это буква «люди».
«М» - это буква «мыслята».
«З» - это буква «земля».
«С» - это буква «слово»» и т. д.
Воспитатель предлагает послушать, как в старину учились дети :
«В старину учились дети –
Их учил церковный дьякон
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз и Буки,
В как Веди, Г – Глаголь,
И учитель для «науки»
По субботам их порол.
Вот какой чудной вначале
Наша грамота была.
Вот каким пером писали –
Из гусиного крыла.
Этот нож не без причины
Назывался «перочинным»,
Очиняли им перо,
Если не было остро.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки.
На славянском языке.
Так, из летописей старых
Знали дети москвичей.
О литовцах, о татарах
И о родине своей.
Н. Кончаловская.
- Всего в славянском алфавите 44 буквы – сестрицы. Конечно, вы уже догадались, что при письме и чтении использовались только начальные буквы из имени «буквы». В старину бумаги было очень мало, и была она очень дорогая.
- Как вы думаете, на чем писали? (Ответы детей). Писали на берест из коры березы.
Бересту снимали с дерева, варили ее, чтобы она была мягкой, обрезали со всех сторон (делали ровной). Буквы на бересте царапали острыми металлическими палочками, которые назывались «писала».
Гораздо позже появились чернила, люди стали писать гусиным пером.
- Давайте вспомним рассказ Л. Н. Толстого «Филиппок»
- Чем вам понравился Филиппок?
- Понравились ли вам учитель и дети, чем?
Воспитатель обобщает:
В старину было мало школ, и не все дети могли учиться, потому что из школы нужно было далеко идти. Не все дети имели теплую зимнюю одежду, да и по дому было у детей много работы. Грамотных людей очень уважали. Недаром говорили: «Красна птица пером, а человек умом». Все дети, которым удалось ходить в школу, учились с большим удовольствием и интересом.
В теплую погоду дети устраивали около школы веселые игры, мы тоже можем в них поиграть.
Игра «Зайчик»
Дети выбирают зайчика и становятся вокруг него и водят хоровод, а «зайчик» смотрит, где можно выскочить из круга и выбегает. Все дети припевают:
«Заинька, попляши, серенький поскачи,
Кружком, боком поверни. (2 раза)
Заинька в ладоши, серенький в ладоши
Кружком, боком повернись. (2 раза)
Есть зайцу, куда выскочить,
Есть серому, куда выскочить.
Кружком, боком повернись. (2 раза)
Ну, вот мы с вами поиграли, а сейчас продолжаем заниматься.
- Сейчас мы с вами напишем старославянскую азбуку. На чем будем писать? (На бересте).
- Давайте представим, что это наша береста (лист ватмана).
Каждый ребенок получает букву, нарисованную на листе бумаги, он должен украсить букву аппликацией или раскрасить краской, затем вырезать и наклеить на «бересту» (лист ватмана).
Во время работы воспитатель читает детям стихотворение:
«Буква к букве – будет слово,
Слово к слову – речь готова.
И напевна, и стройна,
Музыкой звучит она.
Пусть они приходят к детям,
И пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит!».
Воспитатель с детьми заучивает стихотворение. Дети заканчивают работу, называют буквы по памяти.
Итог занятия : Дети, что нового вы сегодня узнали на занятии?
(ответы детей). Молодцы! Вы не только познакомились со славянскими буквами, но и попытались их написать. А сейчас мы оформим коллаж с нашими работами.