наталья керимова
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Зарождение математики»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с математикой каменного века
Задачи: Познакомить детей с внешним обликом и бытом первобытного человека. Развивать у детей слуховое восприятие: умение ориентироваться на листе бумаги в клетку (графический диктант). Учить рассуждать, доказывать правильность ответа, продолжать учить пересчитываться в прямом и обратном порядке. Упражнять в составлении чисел в пределах 10 из двух меньших, учить определять число больше на 1, меньше на 1 названного. Формировать умение группировать геометрические фигуры по определенным признакам. Закреплять последовательность дней недели, времен года, Развивать внимание, глазомер. Развивать крупную и мелкую моторику рук. Развивать воображение, фантазию, логическое мышление, прививать любовь к животным и природе.
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе „Зарождение математики“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование
Костюмы древних людей для детей и воспитателя, иллюстрации жизни и быта древних людей, имитация костра (сухие ветки, пламя из цветной бумаги) в импровизированной пещере, шкуры животных, мольберты, простые карандаши, игра дартс, макет земли, карточки с геометрическими фигурами, пластиковые баночки по 2 шт. на каждого ребенка, фасоль, ноутбук.
Ход занятия:
Дети с воспитателем заходят в группу, здороваются с гостями. Вбегает другой воспитатель-путешественник во времени.
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Ну наконец-то я вернулась в наше время. Я отправилась в путешествие и потерялась во времени. Сколько - же я сил приложила, чтобы вернуться к вам. Я забыла заклинание. Но я вернулась. Я вернулась за вами и хочу вас пригласить в путешествие в далекое прошлое в эпоху неолита на 10.000 тыс. лет назад. В то время когда жили, … может, догадаетесь сами, откуда я прибыла?
Дети стараются отгадать…
- Когда жили пещерные люди.
Подходят к пещере.
Воспитатель: - Ну, вот опять заклинание пропало. Чтобы войти в пещеру нам нужно его отгадать. Но чтобы отгадать, нам надо выполнить несколько заданий. Вы готовы?
Дети:….
Воспитатель: - На столе лежат конверты с заданиями. Но они перепутаны. Нам надо разложить их по порядку (от 1 до 5)
Дети раскладывают конверты. Затем берут конверты по порядку и выполняют задания. На каждое выполненное задание получают часть заклинания.
1 задание: Чтобы получилось 10, надо к 6 прибавить….
2 задание: Реши задачку: Рыбаки поймали в море 4 больших рыбы, чуть позже они поймали ещё 5 средних рыб. Сколько всего рыб поймали рыбаки?
3 задание:Назовите число на один больше 9
4 задание: Назовите число на один меньше 6
5 задание: Счет от 1 до 10 и обратно.
В конце получилось заклинание «Сим-сим откройся!»
Дети говорят заклинание (звук падающих камней).
Воспитатель: -Пещера открылась. Ребята нам надо переодеться, чтобы быть похожим на пещерных людей.
Дети одеваются и проходят по проходу в пещеру.
Воспитатель: Вот ребята посмотрите, какую пещеру я вам нашла. Вам нравится? Я здесь все для вас приготовила. Рассаживайтесь вокруг костра. Ребята, сегодня нас с вами ждут удивительные приключения, и я поведаю вам интересную историю.
Давным-давно это было. На нашей зеленой и цветущей планете, где уже жили разные животные и птицы, появился человек. Откуда он появился? Произошел ли он от обезьяны, прилетел ли из космоса, мы не знаем. Но он все-таки появился. Вот какой он был (показ иллюстрации). Скажите, во что он был одет? (Ответы детей). Да, в те времена не было одежды, так как не было фабрик и заводов. Человеку приходилось все делать своими руками. Как вы думаете, зачем ему шкура? А вам для чего одежда? А как им жилось в это время? Древние люди, в те давние времена, жили человеческими стаями. И в каждой стае был вождь, старейшина. Пока взрослые члены стаи занимались охотой, дети учились у самых мудрых и опытных наставников. Сегодня я буду вашим вождем.
Воспитатель: - В это время мужчины занимались охотой, а женщины и дети собирательством. А на кого охотился человек? А говорить они умели? Но именно в это время человек уже стал рисовать. А на чем они рисовали? Чем рисовали? Что рисовали? Для чего они стали рисовать? Как называется этот вид искусства? А на чем рисуем мы? Чем рисуем? Что рисуем?
Посмотрите на нашу пещеру ребята в ней как то мрачно. Может нам её украсить? А как мы можем её украсить?
Дети: ….
Воспитатель: : Правильно! Можно её украсить наскальными рисунками. Скажите, что мог нарисовать пещерный человек?
Дети: ….
Воспитатель: Он рисовал то, что его окружало. Может, и мы порисуем, на скалах?
Дети….
Воспитатель раздает мольберты с листками в клетку и простой карандаш. Дети под диктовку начинают рисовать.
Графический диктант «Мамонт»
Воспитатель: Молодцы ребята! Расскажите, что вы нарисовали?
Воспитатель: Как вы думаете, пещерный человек знал, что такое математика? Ребята я хочу с вами поговорить, как пещерные люди познавали основы математики. Первобытные люди не знали счета и цифр. Первобытные племена подсчитывали количество предметов, сопоставляя им различные части тела, главным образом пальцы рук и ног. Если нужно было считать дальше, они пользовались пальцами рук и ног своих соплеменников. Древние люди добывали себе пищу охотой. На крупного зверя людям приходилась охотиться всем племенем. Чтобы добыча не ушла, ее надо было окружить, например: пять человек справа, семь с лева, четыре сзади. Даже в те времена, когда человек не знал таких слов, он мог показать числа на … пальцах рук.
Покажите, как они это делали?
Д/И «Покажи правильно»
Например: «На опушке леса охотник увидел быков, их было 1 рука и 2 пальца»,
У костра сидели охотники, их было 1 рука и 4 пальца.
Женщины собрали яйца, их было 2 руки.
Мужчины поймали рыбу, их было 2 руки, но 1 вырвалась и уплыла.
Женщины с детьми сделали бусы, их было 1 рука и 1 палец.
Мужчину пошли на охоту, их было 1 рука и 5 пальцев.
Женщины кормили своих детей, их было 1 рука и 3 пальца.
Мужчины принесли с охоты добычу- козлов, их было 3 пальца.
Женщины сшили из шкур одежду, шкур было 2 руки.
Мужчины сделали копья, их было 1 рука и 4 пальца.
Я предлагаю пойти на охоту, но убивать животных мы не будем, мы их будем спасать. С каждым выполненным заданием мы спасем одного животного.
Игра «Спаси животное» (убери лишнюю геометрическую фигуру)
Воспитатель: Ну, вот поохотились, вернулись обратно в пещеру. И тут люди, сидя вокруг костра стали радоваться, что вернулись с охоты все живые. А когда человек радуется, что он делает?
Дети:…
Воспитатель: Он танцует, поет, играет. А на чем мог игратьпещерный человек?
Дети: …
Воспитатель: Правильно ребята человек хлопал в ладоши, играл на палках. Создал шумовой инструмент. Я вам предлагаю сделать свой шумовой инструмент.
(Воспитатель раздает детям пластмассовые баночки,фасоль (каждому по 10 шт.).
Ребята у вас по 10 шт. фасоли, я предлагаю вам разделить их поровну и насыпать в каждую баночку. По сколько, штук засыпали в каждую баночку?
Звучит музыка барабанов, и дети под ритм начинают играть на своих инструментах. Далее встают и танцуют вокруг костра.
Воспитатель: Хорошо потанцевали? Вам понравился танец пещерного человека?
Дети: …
После того как животных стало меньше и охотится, стало трудно они постепенно стали приручать скот, возделывать поля; появилась торговля и тут уж без счета было уже ни как не обойтись. И самой древней математической деятельностью стал счет. Они стали делать зарубки на деревьях, завязывать узелки, складывать камешки. Кстати когда в древности человек хотел показать, сколько у него животных он брал мешок и складывал в него столько камешков сколько животных. От этого действия произошло слово – калькулятор. Скотоводам приходилось пересчитывать свои стада, земледельцу надо было знать, сколько земли засеять, время посева, чтобы получить хороший урожай. Но как это сделать, если нет календаря? Как им узнать время посева? Я предлагаю им чуточку помочь. Сделать им календарь. Конечно только с вашей помощью. Здесь у меня есть макет нашей земли. Какую форму имеет наша земля? Сколько времен года? Какие? Сколько месяцев в каждом времени года? Какие цвета подходят к временам года?
Дети по очереди наклеивают на макет по кругу 3 снежинки, 3 зеленых листочка, 3 солнышка,3 оранжевых листочка.
Воспитатель: Сколько дней в недели? Назовите? Давайте и обозначим для них и дни недели.
Дети по очереди наклеивают на макет по малому кругу 7 квадратиков с обозначениями дней недели.
Воспитатель: Молодцы ребята! Вот и заканчивается наше первобытное приключение. Я думаю, нам уже пора возвращается и не тревожить больше пещерных людей. Давайте снимем шкуры и снова станем мальчиками и девочками, живущими в нашем мире. Вам понравилось наше путешествие? Спасибо вам. Вы так много знаете, были внимательными, сообразительными, помогали друг другу, поэтому вы так хорошо справились со всеми заданиями, которые встречались нам во время путешествия. Я думаю, что вы всегда так будете стараться.
Что нового узнали?
Воспитатель с детьми проходят через пещеру.
До свидание, ребята!