ольга беннун
Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с иллюстрацией»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе
по художественно – эстетическому развитию (рисование) на тему: «Знакомство с иллюстрацией»
Панина Ольга Александровна
Воспитатель Д/С №52. п. Ильинский Раменский г. о.
Цель:
познакомить детей с видом изобразительной деятельности - иллюстрацией (на примере иллюстрации Чижикова В. А. к сказке «Вини пух и все, все, все» в обработке Б. Заходера)
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Знакомство с иллюстрацией“» размещена в разделах
Задачи:
-учить внимательно рассматривать иллюстрацию;
-воспитывать у детей интерес к иллюстрациям, к автору
- учить находить связь между содержанием картины и текстом,
- учить детей выделять выразительные средства (цвет, штрих, линия);
-учить выделять композиционные признаки
-повышает уровень художественного восприятия детей,
- обогащать словарный запас: иллюстрация, пластичность.
-способствует появлению интереса и желания рассматривать иллюстрации
-вызывает эмоциональный отклик
-воспитывать бережное отношение к книгам
Предшествующяя работа: чтение книги Б. Заходера Винни Пух и все, все, все»
Используемый материал: Иллюстрация к произведению. Книга с иллюстрациями и книга-сборник без иллюстраций. Подборка иллюстраций, выполненных Чижиковым В. А. к книге «Вини пух» на отдельных файлах, на которых изображены сюжеты их рассказа с короткими выдержками из текста для пояснения.
Ход занятия:
Дети могут сидеть произвольно на ковре (либо на стульчиках) полукругом вокруг воспитателя.
Рядом с воспитателем мольберт (в начале занятия пустой)
-Ребята, сегодня к нам в гости пришли две подружки- две книжки. (Воспитатель показывает детям две закрытые книги)
-Одна из книжек очень опечалилась. Она говорит, что у нее чего-то не хватает.
-Дорогие книжки, не ссорьтесь! Сейчас мы разберемся.
Воспитатель начинает медленно листать перед детьми книгу с иллюстрациями, а затем книгу без иллюстраций.
- В чем же разница, ребята? (в одной книге есть картинки, а в другой их нет)
-Вы правильно заметили! Посмотрите, как много их в книжке! Какие они? (красивые, цветные)
-Только в книгах картинки называются специальным словом ИЛЛЮСТРАЦИИ! Давайте все вместе скажем это сложное новое слово. (дети повторяют).
-Но не во всех книгах есть иллюстрации. В книгах для детей их много, а в книгах для взрослых почти совсем нет.
-Смотря на иллюстрацию, мы лучше представляем себе то, о чем говорится в книге. Например, мы можем увидеть как выглядит сказочный персонаж (волк, лиса, чудище). Или как выглядит дом и цветник вокруг него. Иллюстрация - это говорящая картинка. Рисуют их художники. Чтобы рисунок смог что-то сказать, используют разные приемы.
-Посмотрите, что я вам сейчас покажу.
Прикрепляет на мольберт иллюстрацию (Винни Пух)
- Как вы думаете, для какой сказки эта иллюстрация? (винни пух)
-Правильно. Вы сразу догадались, потому что художник точно изобразил ка отрывок из рассказа о маленьком медвежонке.
- Этого замечательного художника зовут Виктор Александрович Чижиков.
Показывает портрет художника.
Он нарисовал огромное количество иллюстраций к детским книжкам, чтобы вам было интереснее читать и представлять героев.
-Мы с вами читали это замечательное произведение. Ребятки, а кто нибудь догадался, о чем идет речь? Глядя на рисунок? (дети отвечают)
Правильно. Это как раз тот эпизод, когда медвежонок отправился на поиски хвоста для своего друга ослика ИА.
-Вот послушайте.
Винни шагал мимо сосен и ёлок, шагал по склонам, заросшим можжевельником и репейником, шагал по крутым берегам ручьёв и речек, шагал среди груд камней и снова среди зарослей, и вот наконец, усталый и голодный, он вошёл в Дремучий Лес, потому что именно там, в Дремучем Лесу, жила Сова.
Сова жила в великолепном замке «Каштаны». Да, это был не дом, а настоящий замок. Во всяком случае, так казалось медвежонку, потому что на двери замка был и звонок с кнопкой, и колокольчик со шнурком. Под звонком было объявление:
ПРОШУ НАЖАТЬ ЭСЛИ НЕ АТКРЫВАЮТ
А под колокольчиком другое объявление:
ПРОШУ ПАДЁРГАТЬ ЭСЛИ НЕ АТКРЫВАЮТ
Вот и мы сейчас отправимся ненадолго в лес
Физкультур минутка.
Дерево качается
Где-то в облаках, (Покачивание туловищем влево-вправо)
Облака качаются
На его руках. (Руки поднимаем вверх)
Эти руки сильные
Рвутся в вышину,
Держат небо синее,
Звезды и луну.
только в лес мы все зашли,
Появились комары.
Руки вверх – хлопок над головой,
Руки вниз – хлопок другой.
Ходьба на внешней и внутренней стороне ступни с покачиванием влево-вправо.
Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем.
Руки за голову кладем
И вразвалочку идем.
Прыжки с ноги на ногу по «камешкам».
Снова дальше мы идем,
Перед нами водоем.
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем мы смелее:
Раз-два, раз-два –
Позади уже вода.
Ходьба с подниманием рук.
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем
-Как вы думаете, что нужно для создания иллюстрации?
-Краски
-Правильно. А какие виды красок вы знаете?
- акварель и гуашь.
- Эта иллюстрация выполнена акварелью. Посмотрите, бумага как бы просвечивает через краску. Акварелью легче сделать переход от одного оттенка к другому.
-Посмотрите, какие цвета использовал художник?
-Зеленые.
Правильно. Он использовал разные оттенки зеленого. Какие оттенки?
- от светлого до темно - зеленого.
Если дети затрудняются ответить, то воспитатель сам отвечает.
- А почему он использовал такие оттенки зеленого?
- потому что медвежонок зашел в дремучий лес.
- Правильно. Все растения изображены в зеленых оттенках. Художник изображает заросли, деревья, и только вверху рисунка проглядывает солнышко. Это говорит нам о том, что дело происходит днем. Солнце изображено светлым пятном.
- Как вы догодались о каком отрывке произведения идет речь?
- потому что там нарисован Винни Пух и домик Совы.
-Правильно. Как изображен медвежонок?
- он забавный, кругленький. Смешной…
-Удалось художнику изобразить его таким как написано в рассказе?
-да
-Посмотрите на домик Совы. Его художник изобразил необычным дуплом, а придумал сказочную форму замка. Наверное, он подсмотрел как танцует балерина решил придать ему пластичность. Линии не прямые, а изогнутые. Пластичные. Он как бы взмывает ввысь к облакам из-под земли.
Показывает плавные линии.
-Посмотрите какие причудливые окошки. Они не ровные, а тоже немного изогнуты, разных размеров.
-Жилище совы тоже на переднем плане, потому что в данном отрывке говорится о том, что Винни пошел к сове.
- А какие яркие краски использовал художник?
-оранжевый
- Правильно. Как вы думаете зачем?
- чтобы показать бабочку, чтобы показать лето
-Правильно. Да вы настоящие художники!
- Вернемся к нашим подружкам! Не ссорьтесь по пустякам.
Вы обе замечательные и нужные. Одна для взрослых, а другая для детей.
Идите к себе на полочки и живите дружно.
-Ребята, вам понравилось рассматривать иллюстрации?
Они как волшебные говорящие картинки! книги нужно беречь, относиться аккуратно.
-Что вы сегодня узнали нового?
Картинки в книжках называются Иллюстрации.
Линии Пластичные.
В завершении занятия воспитатель может рассмотреть с детьми остальные иллюстрации, выполненные тем же художником, чтобы дети запоминали технику выполнения для сравнения в дальнейшем с работой других иллюстраторов.