Наталья Казакова
«Роспись нарукавников адыгским орнаментом». Конспект занятия в старшей группе по нетрадиционному рисованию в технике «батик»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по «Художественно-эстетическому развитию»
в старшей группе.
Тема «Роспись нарукавников адыгским орнаментом».
Цель: воспитание любви к родному краю через изобразительное искусство. Совершенствовать творческие способности детей посредством художественно-изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования, батик, на основе адыгского орнамента.
Публикация «„Роспись нарукавников адыгским орнаментом“, Конспект занятия в старшей группе по нетрадиционному рисованию в технике „батик“» размещена в разделах
- Батик и рисование по ткани
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нетрадиционные техники рисования
- Орнамент и узоры
- Орнамент и узоры. Рисование
- Республика Адыгея
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Программные задачи:
Образовательные:
познакомить с новой техникой рисования, батик, с бытом и традициями адыгейского народа; учить создавать адыгейский орнамент из отдельных, повторяющихся элементов.
Развивающие:
развивать у детей стремление к познанию культурных традиций своего народа через творческую деятельность;
развивать общую и мелкую моторику, воображение, внимание, мышление.
Воспитательные:
воспитывать аккуратность, эстетические чувства, интерес к творчеству адыгского народа, своему краю, золотошвейному творчеству.
Словарь: сае, орнамент, балях-нарукавная подвеска, газыри, батик.
Методические приемы: словесный, наглядный, практический.
Предварительная работа: беседы о родном крае, об истории национального костюма, о мастерах золотого шитья, Ознакомление с адыгейским орнаментом (книга «Адыгейский национальный орнамент»).
Материал: ИКТ, презентация, посылка, письмо, гуашь, шаблоны нарукавников из ткани (фетр, кисти, баночки с водой, салфетки, клеенки, подставки для кисточек.
Ход занятия
- Ребята, сегодня утром в детский сад почтальон принёс посылку. Хотите узнать, что в ней? (дети смотрят и достают заготовки нарукавников и письмо).
Воспитатель читает письмо.
(Здравствуйте, дорогие ребята, пишет вам художница Ася Еутых. В золотой кладовой скоро будет проходить выставка национального адыгского костюма, и я не успеваю расшить орнаментом все костюмы. Слышала я что вы хорошо рисуете и решила попросить помощи у вас – сделать орнамент на нарукавниках) .
В: поможем ребята?
Д: да.
В: а как мы можем помочь художнице (ответы детей)
В: я хочу пригласить вас на виртуальную экскурсию в золотую кладовую, это музей, который создала знаменитая народная художница Адыгеи Ася Еутых и познакомить вас с работами этой художницы (показ слайдов на экране).
В: национальная одежда – это неотъемлемая часть культуры. И чтобы больше узнать об адыгской культуре, нужно увидеть национальный костюм. Каждый народ славится своим национальным костюмом. Адыгейский костюм имеет давнюю историю, у него свои особенности, он очень красивый.
В: посмотрите на экран (показ слайдов адыгских национальных костюмов)
В: Адыгский костюм-это своеобразная книга, из которой можно многое узнать о традициях, обычаях, и истории своего народа.
Адыгейский национальный костюм очень живописен. О красоте его писали и русские и зарубежные авторы. Он соответствует внешнему облику, образу жизни и характеру труда народа. Одежда адыгов подразделялась на повседневную и праздничную. Она отличалась своеобразием орнамента, цветовой гаммой и символами. У наших предков была красивая, яркая, разноцветная и очень удобная одежда. Отличительные особенности костюма – присутствие традиционных атрибутов: шапки, пояса, нагрудника, нарукавных подвесок и вышивки ручной работы.
Мужская одежда была красивой и удобной, приспособленной к природным условиям и образу жизни мужчин того времени. Главной особенностью костюма являлась черкеска. Чаще всего она была тёмного цвета. Белые черкески были редкостью, их носили только богатые князья. Мужчины ходили всегда застегнутыми и подпоясанными узким поясом, на котором висел кинжал и шашка. На груди располагались газырницы – нагрудные карманы с мелкими отделениями, в которых хранились трубочки с зарядами для оружия – газыри. Черкеска для адыга была больше, чем одежда. Она была символом сильного, достойного и храброго воина.
В: ребята, а сейчас мы немного отдохнём и поиграем.
Физминутка
Я отважный, смелый, сильный, - шагают на месте
Посмотрите на меня, - разводят руки стороны
Вот папаха, вот черкеска. – руки к голове, к плечам
С газырями на груди. – к груди
Я без промаха стреляю, - поочередно руки вперед
Всех гарцовкой удивляю- - поскоки на месте
На коне почти летит
Храбрый юноша джигит. – руки вверх.
В: отдохнули, а теперь продолжим нашу экскурсию.
Главным компонентом костюма адыгской женщины является платье – сай. А отделка, вышивка, богатство ткани сае говорили о семейном и социальном положении девушки. Женщины носили одежду тёмных тонов, а девушки – светлых. Красоту женскому национальному костюму придавала орнаментальная вышивка золотой или серебряной нитью, а также головной убор.
Золотое шитье было традиционным занятием адыгских женщин. Исключительной красотой, изяществом и вышивкой отличается женский национальный костюм.
В: давайте рассмотрим, какие элементы используются в адыгском орнаменте.
Традиционным в адыгском орнаменте является изображение бараньего рога, ромба и растительные мотивы-трилистники. Вышивкой украшали рукава на кафтане, углы подола платья, нарукавные подвески, нагрудник.
В: ребята вам понравилась экскурсия?
Д: да.
В: сегодня мы с вами будем расписывать орнаментом один из элементов женской одежды – нарукавные подвески, балях. Рисовать мы будем на ткани, эта техника рисования называется батик. А перед началом работы, давайте разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика
На Кавказе любят пальчики шагают по столу
Музыку и пляски. пальчики танцуют
На конях джигиты пальчики скачут
Скачут без опаски.
На Кавказе любят кулачками стучим друг об друга
Делать украшенья.
Славятся чеканкой
Горные селенья.
На Кавказе любят имитация движений
«обрывания винограда»
Сладкий виноград.
Здесь хозяин гостю разводим руки в стороны
Как родному, рад.
Самостоятельная работа детей (во время работы помочь затрудняющимся детям)
В: какие красивые получились нарукавники с разными орнаментами. Я думаю художница Ася Еутых оценит ваши работы. Сейчас мы оставим их чтобы они высохли, а потом отправим в золотую кладовую.
Рефлексия.
Где мы с вами сегодня были? Что мы сегодня делали?
Что вам больше всего понравилось?
С какой техникой рисования вы сегодня познакомились?
Сегодня мы с вами совершили удивительное путешествие в историю национального костюма, узнали из чего он состоит, теперь мы знаем, каким орнаментом украшается национальный костюм.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12 «Тополек»
Конспект занятия по «Художественно-эстетическому развитию» в старшей группе.
Тема «Роспись нарукавников адыгским орнаментом»
Выполнила: воспитатель
Казакова Н. Ф.
г. Майкоп, 2024г.