Приложение МААМ

Конспект занятия в старшей группе по художественно-эстетическому развитию «Ярославская народная кукла наших прабабушек»

Светлана Смирнова
Конспект занятия в старшей группе по художественно-эстетическому развитию «Ярославская народная кукла наших прабабушек»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект интегрированного занятия в старшей группе (5 лет).

Тема «Ярославская народная кукла наших прабабушек».

Основная образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

Интеграция образовательных областей:

«Художественно-эстетическое развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

Публикация «Конспект занятия в старшей группе по художественно-эстетическому развитию „Ярославская народная кукла наших прабабушек“» размещена в разделах

«Речевое развитие»

Цель: Изготовить ярославскую народную куклу прабабушек.

Задачи:

«Художественно-эстетическое развитие» :

1) сформировать знания детей о народной тряпичной кукле, ее значении в жизни людей;

2) реализовать самостоятельную творческую деятельность детей:

а) вызывать у детей интерес к изготовлению ярославской тряпичной куклы;

б) развивать творческие способности детей.

«Социально-коммуникативное развитие» :

1) развивать навыки общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослым;

2) развивать у детей чувство сопереживания, готовности помочь друг другу;

3) развитие самостоятельности, само регуляции собственных действий;

4) формировать позитивное отношение к труду:

а) учить работать с тканью;

б) приучать прибирать за собой рабочее место.

5) формировать основы безопасного поведения при работе.

«Речевое развитие» :

1) развивать связную, грамматически правильную диалогическую речь;

2) совершенствовать умение отвечать на вопросы;

3) расширять словарный запас детей.

Предварительная работа: беседы «Быт русского народа», «Чем играли наши бабушки», «Зачем нашим предкам были нужны куклы»; чтение произведений М. А. Пожаровой «Тряпичная кукла», И. Рюминой «Куклы наших бабушек», стихотворений о куклах В. Приходько, Т. Ладонщикова; проведение сюжетно– ролевой игры «У прабабушки в гостях»; рассматривание иллюстраций, посвященных жизни в «старину».

Материал и оборудование:

1. Нитки красные.

2. Ткань белая квадратной формы, прямоугольной формы.

3. Цветные лоскутки для украшения изделий.

4. Вата, пуговицы.

5. Схема изготовления куклы.

Ход занятия (25 мин.) :

I) Организационный момент. (1мин.)

II) Основная часть. (22мин.)

1) Беседа. (6мин)

Воспитатель: Это было давным-давно, жили были тогда ваши прадедушка и прабабушка. Жили они просто, небогато в крестьянской избе. (Воспитатель с детьми проходят к макету крестьянской избы, рассматривают всё вокруг). Воспитатель: Ребята, внимательно рассмотрите, что находится в доме. Подумайте и скажите, о чем мы с вами будем сегодня говорить на занятии?

Дети: Мы будет говорить о стариной посуде.

Воспитатель: Мы сегодня о посуде не будем говорить. Давайте я вам дам подсказку: отгадайте загадку

Ей меняю я наряды,

Спать кладу, гулять вожу,

Расчешу и если надо,

Бант красивый повяжу.

С чем же так играю я,

Подскажите-ка, друзья?

Дети: Кукла.

Воспитатель: Молодцы, правильно, это кукла. В русской деревне в каждом дому можно было увидеть множество кукол. Они сопровождали человека всю его жизнь. Скажите, а какие бывают куклы?

Дети: Пластмассовые, резиновые, бумажные.

Воспитатель: А какими куклами играли наши прабабушки в крестьянском дому?

Дети: Пластмассовыми.

Воспитатель: Пластмассовые куклы сделаны на различных фабриках по изготовлению игрушек. В деревне жили бедно, не могли себе позволить купить таких кукол. Подумайте и скажите из каких материалов дети сами делали кукол?

Дети: Дети делали себе кукол из тряпочек.

Воспитатель: Правильно. Когда ваши прабабушки были детьми у них были куклы самодельные. Посмотрите, перед вами игрушки – самоделки. Как вы думаете, почему они так называются?

Дети: Куклы делали сами дети.

Воспитатель: Правильно. Это значит, что их не покупали, а дети сами мастерили такие куклы для себя. Изготавливали игрушки из подручного материала: соломы, бересты, тряпки, мочало. Как вы думаете, что значит подручный материал?

Дети: Это материал, которых находится под рукой, рядом.

Воспитатель: Действительно так. Подручный, это значит материал, который всегда под рукой. Куклы в основном делались из мягких материалов – шерстяных, льняных тканей, ниток, хлопка. Сельские детишки вертели себе кукол из лоскутков и тряпочек, ничем не сшивая их. У фигурок имелись только головы и подолы; голову от туловища отделяли, перекручивая нитками. Волосы у игрушек могли быть из пакли, поверх которой повязывался платочек. Играли в такие игрушки до достижения возраста трех-шести лет. После шести уже не играли вовсе, переключаясь на более полезную в быту деятельность, например — плетение лаптей. Кукольная игра называлась по-сельски «дочки-матери», как и сейчас. Уходя из дома на весь день, родители оставляли детей на «попечение» кукол, зная, что детишки «при деле», и с ними ничего дурного не случится. Кукол своих деревенские девочки «кормили», умывали, общались с ними. Дети бережно относились к своим немудреным куклам. Куклы делились на 3 группы : обрядовые, куклы – берегини и игровые.

А) (Воспитатель показывает куклу) Обрядовые куклы делались по разным поводам, для разных случаев. Самая первая кукла называлась ласково «Нянюшка», ее делали при рождении ребенка и развешивали их над детской колыбелькой. Главная черта куколок – чистый лик, без носа, рта и глаз. Этой куклой не играли, она была оберегом и ее передавала бабушка внучке, дедушка внуку. Б) (Воспитатель показывает куклу) Посмотрите это кукла-оберег Лихоманка. Она оберегала от лиха, то есть от всяких бед и болезней, лихоманку вешали над печкой. А вот еще куколки день-ночь, они оберегали дом. Ребята, а что такое ОБЕРЕГ?

Дети: Оберег – это предмет, который оберегает человека от несчастий, защищает от болезней, охраняет дом.

Воспитатель: Правильно. А что такое БЕРЕГИНЯ?

Дети: Кукла оберегает человека.

Воспитатель: Берегиня – это традиционная кукла-обереги. Главная задача куклы заключалась в защите от напастей, она должна была оберегать всех домочадцев от болезней и злых духов. Когда делали куклу всегда приговаривали: «Никогда не болей, будь здоров. Расти сильным, крепким да удалым. Слушай отца-батюшку да родную матушку. Будь добр и пусть встречаются добрые люди. Пусть живет-поживает, да добра наживает». Согласно народным традициям, куклу-берегиню наряжали, но никогда ей ни рисовали лицо. По народным поверьям кукла с лицом приобретала душу и могла навредить. Как вы думаете, как называлась кукла без лица?

Дети: Кукла безлицая.

Воспитатель: Таких кукол называли «безликая». Раньше лицо у куклы называлось ликом. В наряде куклы всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья и радости. Еще древние считали, что красный цвет обладает охранительным действием, оберегает от сглаза и травм. В) Последний вид: куклы наших прабабушек назывались ИГРОВЫЕ. Люди умели не только делать куклы, но умели отдыхать и играть в разные игры. Вот была такая игра – Маланья. Давайте поиграем.

2) Физкультминутка (1 мин.) :

У Маланьи у старушки

(хлопки в ладоши)

Жили в маленькой избушке

(сложить руки углом, показать избушку)

Семь сыновей.

(показать семь пальцев)

Все без бровей,

(очертить брови пальцами)

Вот с такими ушами,

(растопырить ладони, поднести к ушам)

Вот с такими носами,

(показать длинный нос двумя растопыренными руками)

Вот с такими усами,

(очертить пальцами длинные «гусарские» усы)

Вот с такой головой,

(очертить большой круг вокруг головы)

Вот с такой бородой.

(показать руками большую окладистую бороду)

Они не пили, не ели

(одной рукой поднести ко рту «чашку», другой – ложку»)

На Маланью все глядели,

(держа руки у глаз, похлопать пальцами как ресницами)

И все делали вот так…

(ребенок показывает любое движение).

3)Показ куклы. (4мин.)

Воспитатель показывает детям куклу.

Воспитатель: Посмотрите, какими куклами давным-давно играли ваши прабабушки. Это наша ярославская тряпичная кукла. Делали куклу из тряпочек и лоскутков, такую куклу могли себе позволить даже в самой небогатой семье, причём делались куклы из старых обрезков не из бедности, а потому, что было поверье, что поношенная материя хранила родовую силу. Для изготовления куклы нам понадобится ткань белая, ткань декоративная разноцветная, нитки красные. Прежде чем начать мастерить куколку, обращу внимание на несколько особенностей. При изготовлении таких кукол нельзя было пользоваться режущими и колющими предметами, чтобы не пораниться. Поэтому ткань и нитки нужно было не резать, а рвать. Все детали соединяются между собой, при помощи ниток и узелков. Основа куклы состоит из двух частей: головы, которая вставляется в туловище-скалку. Особенностью ярославских кукол наших прабабушек было, что у кукол нет рук и ног, не нарисовано лицо. На вопрос «Почему кукла без лица, говорили, чтоб не вселялась злая сила. Кукла не может стоять – её туловище короче платья. Голова куклы, ниткой разделена на лицевую и затылочную часть, в этом так же прослеживается ярославская традиция. В лицевую часть можно вставить пуговку или монетку. Волосы – нитки, привязываются к голове и заплетаются в косу. Из одежды – платье и платочек. Вот такая куколка!

4) Подготовка к изготовлению куклы (2мин)

Воспитатель: Хотите сами попробовать сделать тряпичную куклу. Тогда проходим к столу, садимся на стулья. С подноса берем ткань: белую, цветную, вату, пуговицу и нитки, всё это кладем рядом с собой на стол.

Воспитатель: Перед тем как приступить к работе, давайте разогреем наши ручки. Проведем пальчиковую гимнастику.

5) Пальчиковая гимнастика. (1мин.)

Пальчиковая гимнастика

Наша куколка гуляла

(шагают по столу средний и указательный пальчики)

И играла, и плясала,

(шагают по столу безымянный и средний пальчики)

До чего ж она устала -

(шагают по столу мизинчик и безымянный пальчики)

Забралась под одеяло.

(ребенок кладет одну руку на стол, а другой закрывает ее)

Воспитатель: Молодцы ребята. Хорошо пальчиковую гимнастику сделали.

6) Технология изготовления куклы. (8 мин.)

Воспитатель: А теперь потрем ладошки! Чувствуете сколько тепла в наших руках, сколько энергии? Теперь тепло наших рук и нашу положительную энергию мы передадим нашим куклам.

Воспитатель:

1) на ладонь кладём квадрат белой ткани, в середину квадрата помещаем ватный шарик и пуговицу;

2) формуем головку, туго затягиваем, скручиваем, получается столбик и закручиваем ниткой; голову куклы, ниткой разделяем на лицевую и затылочную часть; завязываем 3 узелка, нить обрываем;

3) берем ткань прямоугольной формы и перевязываем туловище;

4) берем квадрат разноцветной ткани, кладем перед собой лицевой стороной; кладем ровно по центру нашу куколку – будем делать сарафанчик; накрываем куколку одной стороной ткани, затем другой;

5) получается, что головка прячется внутри юбочки; закрепляем юбочку также ниткой, завязываем на три узелка; опускаем юбочку; повязываем на головке «по-деревенски» кукле платочек, для этого берем треугольник разноцветной ткани;

Кукла готова!

III) Итог занятия. (2 мин.)

Воспитатель: Что вы узнали сегодня нового на занятии?

Дети: Мы узнали, чем играли наши прабабушки.

Воспитатель: Какую куклу вы изготовили?

Дети: Тряпичную ярославскую куклу наших прабабушек.

Воспитатель: Испытывали ли вы трудности при ее изготовлении?

Дети: Куклу быстро и легко готовить, но трудно завязывать узелки.

Воспитатель: Где вам это может пригодиться?

Девочка: Я сделаю такую куклу для моей младшей сестренки.

Девочка: Я подарю такую куклу прабабушке на 8 марта!

Дети: На Масленицу можно будет изготовить тряпичную куклу.

Воспитатель: Девочки, мне очень понравилось какие куклы у вас получились. Молодцы! Спасибо, наше занятие окончено.

Публикации по теме:

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Маленькие изобретатели» .

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) в старшей группе «Воспоминание о лете» Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Воспоминание о лете» Составила: воспитатель Нуриева Зайля Интеграция образовательных областей:.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Чудесная радуга» МКДОУ «Новониколаевский детский сад №3» Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию. «Волшебные рыбки» в старшей группеКонспект НОД по художественно-эстетическому развитию. «Волшебные рыбки» в старшей группе Цель: Закрепить и расширить знания о морских обитателях. Задачи Образовательные: Закрепить знания детей о морских рыбах Обучать оформлению.

Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому развитию (лепка) «Зайчик» в старшей группе «Пчелки»Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому развитию (лепка) «Зайчик» в старшей группе «Пчелки» 21.12.2016 Воспитатель Белькова Л. В. Тема занятия: Лепка "Зайчик" Основная образовательная область: "Художественно-эстетическое развитие".

Конспект по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Кукла-Пеленашка»Конспект по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Кукла-Пеленашка» Конспект по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Кукла-Пеленашка» Цель: познакомить детей с народной рукотворной игрушкой,.

Конспект занятия по познавательному и художественно-эстетическому развитию «Ипуть-река» в старшей группе Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 г. Суража Брянской области Конспект интегрированной.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию с детьми старшей группы «Бабочки порхают над цветами»Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию с детьми старшей группы «Бабочки порхают над цветами» Цель: Развитие творческих способностей и познавательных интересов дошкольников. Задачи: Развивающие задачи: Развивать у детей воображение,.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе. Лепка «Весёлый снеговик»Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе. Лепка «Весёлый снеговик» Интеграция ОО:"Социально-коммуникативное", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Физическое.

Конспект занятия в старшей группе по «Художественно-эстетическому развитию» Тема: «Натюрморт с арбузом» Цель: развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства. Задачи: Образовательные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в старшей группе по художественно-эстетическому развитию «Ярославская народная кукла наших прабабушек»
Опубликовано: 1 августа 2017 в 07:02
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия в старшей группе по художественно-эстетическому развитию «Ярославская народная кукла наших прабабушек»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Смирнова (УИ 635091) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД