Конспект занятия в старшей группе «Русская печка, потешь сердечко»

Нина Архипова
Конспект занятия в старшей группе «Русская печка, потешь сердечко»

Цель: Формировать элементарные представления о быте, традициях русского народа, развивать познавательный интерес к истории Родины.

Программное содержание:

Познакомить детей с назначением русской печи и домашней утвари.

Развивать интерес к народному фольклору: использовать в своей речи пословицы и поговорки, закреплять знание русских народных сказок, умение отгадывать загадки, исполнять частушки.

Обогатить словарный запас детей, формировать грамматически правильный строй речи, умение поддерживать непринужденную беседу, отвечая на вопросы воспитателя.

Воспитывать патриотизм, уважение к русским традициям, истокам русской культуры.

Словарная работа: посиделки, самовар, чугунок, ухват, печь, сундук, сковородник, утюг, глиняный горшок.

Предварительная работа

- Беседа по темам «Без печи хата не хата», «Устройство печи», «Печная утварь».

- Чтение русских народных сказок.

- Рассматривание иллюстраций с изображением предметов быта и домашней утвари.

- Заучивание пословиц и поговорок.

- Знакомство с народными играми, песнями, частушками.

Атрибуты: сундук, прялка, ведра, макет печки, дрова, чугунок, глиняный горшок, ухват, сковородник, платки, костюмы в русском народном стиле.

Ход занятия:

Дети в народных костюмах заходят в зал под мелодию «Ах, вы сени» становятся полукругом.

Бабушка Варвара: (в народном костюме)

Здравствуйте!

Мир вам, гости дорогие!

Вы явились в добрый час-

Встречу теплую такую

Я готовила для вас.

Хлебосольством и радушьем

Знаменит родной наш край

Здесь для вас и сказки русские

И медовый каравай.

Приглашаю вас к себе на посиделки с играми, да с потехами, шутками, да прибаутками, с хитрыми загадками. А пока проходите в избу мою.

Знаете ли, ребята, куда вы попали? А попали вы в далекое прошлое.

Эта комната называется- изба. Посмотрите, как в избе моей чисто, половички постелены, на столе все прибрано, в избе тепло. Тепло вам у меня? А почему у меня тепло, как вы, думаете?

Ответы детей: (в избе стоит печка, когда ее истопят, в избе становится тепло)

Бабушка Варвара: В старину, бывало, главной в доме была русская печь. Затрещит мороз, завоет ветер, а у печки тепло и уютно. Обращались люди к печке, как к живой:

Ребенок:

Ой, ты печка, сударыня,

помоги нам боярыня

Ты свари, испеки и спаси

В дом богатства принеси.

Бабушка Варвара: Почему люди ласково обращались к печке, называли ее матушкой?

Дети: Печка обогревала жилище людей, лечила, на печке можно было сушить одежду и даже в печке мыться, а еще она была деревенской кормилицей, в ней и хлеб пекли и еду готовили.

Бабушка Варвара: Ребята, а вы знаете стихи о том, как печка людям помогала?

Дети рассказывают стихи о русской печке.

1. Рады видеть вас у печки

Без нее мы как без рук

В ней и жарить, в ней и парить

И зимой с ней как весной

2. Русской печки нет добрее,

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет,

Деток спать она уложит.

3. В доме каждому нужна

Печки добрая спина.

С русской печкой нам не грустно,

А тепло всегда и вкусно.

4. Ты бери ухват и горшок тащи,

Где дрова горят – затомились щи…

Сварит, сжарит, испечет –

В каждом доме ей почет!

5. Мы не спим на печи,

Мы не сидим на печи,

А едим из печи

Кренделя да калачи

Бабушка Варвара: Встанет поутру хозяйка и начинает растапливать печь. А вы знаете как топят печку?

Дети: Чтобы истопить печку, нужны дрова. Самые лучшие дрова- березовые, да дубовые. От них и тепла больше и дыма меньше.

Бабушка Варвара: Дрова должны быть сухими, поэтому раньше их складывали для просушки в высокие колодцы.

Вот и я приготовила две вязанки дров («нечаянно» рассыпаю)

-Просто так и для утехи, начинаю я потеху,

Выходите поиграть, свои косточки размять.

Дети играют в игру «Колодец» (Чей колодец выше, да ровнее, тот и выиграл)

Бабушка Варвара: А знаете ли вы, какие предметы помогали приготовить еду в печи? Давайте мы сейчас с вами вспомним.

Я буду загадки загадывать, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.

Бабушка Варвара:

«Он как круглая кастрюля

Он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголек

Кашу сварит…»

Дети: Чугунок.

Бабушка Варвара: Конечно, же чугунок, что можно было готовить в чугунке?

Дети: В чугунке готовили рассыпчатые каши и ароматные щи.

Бабушка Варвара: Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник.

Слушайте про него загадку. «Чугунок был очень рад, что схватил его…»

Дети: Ухват.

Бабушка Варвара: Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие чугунки со щами и вкусной кашей.

Давайте мы попробуем справиться с чугунком и ухватом.

Игра «Перенеси чугунок ухватом» (один ребенок ставит чугунок в печку –другой-вынимает)

БабушкаВарвара: Но не только в чугунке готовили пищу в старину. У чугунка был соперник. Угадайте, кто?

«Книзу узок, вверх широк, это глиняный ….»

Дети: Горшок.

Бабушка Варвара: Как в старину люди использовали горшок?

Дети: Горшок был сделан из глины. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло.

Бабушка Варвара: У меня, ребята, к вам еще одна загадочка есть:

Прячет бабушка там вещи

Сапоги, кафтан, сюртук,

Вы мне дружно подскажите

Этот шкаф зовут ….

Дети:(сундук)

Бабушка Варвара: Давайте заглянем в него. Что наши бабушки хранили в сундуке?

Дети: Раньше у наших бабушек не было никаких шкафов и все вещи им приходилось хранить в сундуках.

Бабушка Варвара: А наш сундучок, оказывается, волшебный, сколько красивых платков лежат в нем. Раньше девушки очень любили в платки наряжаться, да и сейчас наши девушки очень любят платочки носить. Посмотрите, каждый платок имеет свой неповторимый узор. Красны девицы, выходите, да свой танец с платками покажите.

Танец с платками (исполняют девочки в народных костюмах)

Бабушка Варвара: В избе у меня еще много других старинных предметов. Какие еще знакомые предметы вы здесь видите?

Дети:

Утюг (таким утюгом гладили белье наши бабушки, в него клали горячие угли, он нагревался, только тогда им можно было гладить.

Рубель (с помощью этого приспособления можно было тоже гладить белье (показать)

Самовар (самовары были только у самых богатых людей, чай пили с вареньем и медом

Сковородник (вынимать из печки сковороду)

Прялка (наши бабушки пряли пряжу и вязали из нее носки)

Бабушка Варвара: А я, ребята, ведь тоже жила когда-то в такой избе. Бывало, в детстве, любила я читать сказки на теплой печке до самой темноты. А вот какие сказки я читала в детстве, вы сейчас угадаете.

Каждому ребенку раздаются пазлы. Дети на полу собирают картинку, называют сказку.

«Гуси-лебеди»

«Волк и семеро козлят»

«По щучьему велению»

«Маша и медведь»

«Заюшкина избушка»

«Колобок»

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

«Теремок»

Бабушка Варвара: Молодцы, дети, много вы сказок знаете и во всех этих сказках русская печка людям помогала.

Наши дети знают много пословиц о русской печке, одни из них хвалят печь, другие- учат добру и дружбе,

Дети:

1. Печь- всему голова

2. Матушка печка- горячее сердечко

3. Что есть в печи- все на стол мечи

4. В холодной печи- не пекут калачи

5. Когда в печи жарко - тогда и варко.

6. Без печи хата не хата.

7Печка - наше солнышко.

8 Печь нам мать родная.

Бабушка Варвара:

Раньше ни один праздник не обходился без веселых песен и задорных частушек, Давайте повеселим гостей задорными частушками.

Частушки (исполняют дети):

1. Эх, девчонки-хохотушки, запевайте-ка частушки,

Запевайте поскорей, чтоб порадовать гостей.

2. Эх, топни нога, топни правенькая

Я плясать пойду, хоть и маленькая.

3. Шире круг, шире круг, дайте круг пошире,

Не одна иду плясать, нас идут четыре.

4. Не хотела я плясать, стояла и стеснялася,

А гармошка заиграла, я не удержалася.

5. Я надену бело платье, буду в нем красавица,

Пусть лентяи не подходят, пока не исправятся.

6. По деревне я шла и Ванюшку видела,

Под кустом сидел и плакал, курица обидела.

7. Я плясала в три ноги, потеряла сапоги,

Оглянулася назад- сапоги мои лежат.

8. А у нас во дворе квакали лягушки

А я с печки босиком думала подружки.

9. Если б не было воды, не было бы кружки,

Если б не было девчат, кто бы пел частушки.

Бабушка Варвара: В давние времена люди верили, что в каждой избе за печкой живет домовой. А вы, ребята, знаете кто такой домовой?

Дети: Домовой очень редко показывается людям, но иногда, говорят, случалось. И кто его видел, как будто говорили, что похож он на маленького старичка с бородкой, он следит за порядком, охраняет дом от всего плохого. Он не любит ленивых и сам помогает хозяйке заниматься домашней работой.

Бабушка Варвара: Вот и у меня за печкой живет домовой, зовут его Кузей.

(Из-за печки достать игрушку домового, показать детям)

Бабушка Варвара: Перепутались вот у меня все клубочки и Кузя просит вашей помощи, давайте поможем ему разобрать их.

Дети сматывают клубки в Игре «Клубочки»

Бабушка Варвара: Смотрите-ка, ребята, а у Кузи еще узелок есть. (смотрим, что в узелке) А в узелке – деревянные ложки. Для чего раньше нужны были деревянные ложки?

Дети: Ложками ели. А теперь на ложках можно играть как на музыкальных инструментах.

Бабушка Варвара: Кузя предлагает нам поиграть на ложках.

-Ну-ка, добры молодцы, позабавьте красных девиц.

Мальчики играют на ложках «Ах, вы сени, мои сени»

Бабушка Варвара: Играми, да плясками сыт не будешь, славится наш народ гостеприимством, да угощением знатным, и я сегодня хочу угостить вас хлебом пшеничным, который испекла в русской печке: «Будьте все здоровы, каравай уже готовый»

Ребенок:

Угощаем, угощаем

Круглым пышным караваем

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Каравай мы Вам подносим

Поклонясь, отведать просим.

(Угощает всех гостей хлебом)

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе «Русская матрешка» Цель: Воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки. Задачи: Коррекционно-образовательные:.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме «Пасхальная неделя. Русская народная игрушка — кукла-оберег» Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме «Пасхальная неделя. Русская народная игрушка – кукла-оберег» Цели: • Расширять.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе «Русская изба»Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе «Русская изба» Цель: Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях. Задачи: 1. Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской.

Конспект НОД по музейной педагогике в старшей группе «Как появилась русская изба?» Технологическая карта НОД по музейной педагогике Тема: «Были дебри да леса, стали в дебрях чудеса…», или «Как появилась русская изба?».

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Русская матрёшка» .

Конспект НОД в старшей разновозрастной группе детского сада «Русская матрёшка» .

Конспект занятия по развитию речи с элементами театрализации в старшей группе «Русская матрёшка» Конспект занятия по развитию речи с элементами театрализации в старшей группе: «Русская матрёшка» Воспитатель : А. А. Песенко Задачи: 1.

Конспект занятия по развитию речи в старшей-подготовительной группе «Русская народная сказка «Хаврошечка» Конспект занятия по развитию речи. Тема: "Русская народная сказка "Хаврошечка" Воспитатель старшей-подготовительной группы Орлова Н. В. Цель:.

Конспект занятия в старшей группе на тему «Русская матрешка» Цель: познакомить детей с русской народной игрушкой – матрешкой, с мастерами – изготовителями этой игрушки, вызвать к ней интерес. Задачи:.

Конспект занятия в старшей группе «Русская изба» Конспект занятия в старшей группе «Русская изба». Подготовила воспитатель Титкова Н. Н. Задачи: Продолжать знакомить детей с бытом, утварью.

Библиотека изображений:
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Конспект занятия в старшей группе «Русская печка, потешь сердечко»
Опубликовано: 30 апреля 2018 в 14:47
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 октября. Международный день хлеба

Хлеб – наш самый важный продукт. Его можно кушать по нескольку раз в день, и он никогда не надоест! Хлеб присутствует в традиционных национальных кухнях всех народов мира. О его значимости говорит то, что...

16 октября. День колоса на МААМ

«Зерно в землю пало — колосом стало» – такой путь каждый раз проходит маленькое зернышко, чтобы стать колосом. У всех народов хлебные колосья считаются символом плодородия и достатка. Колос, полный спелых...

Фотоотчет тематического дня «День чистых рук» в младшей группе
Сегодня, 15 октября отмечается всемирный День чистых рук. Целью его является привлечение внимания к правильному и частому мытью рук. Так как именно...
Конспект осенней прогулки в подготовительной группе наблюдение за богомолом
Цели: Расширять знания и представления об особенностях внешнего вида богомола; Воспитывать внимательное и бережное отношение ко всему живому. Задачи:...
Фотоотчёт об игровой ситуации «Лунтик в гостях у малышей»
Фотоотчёт об игровой ситуации «Лунтик в гостях у малышей» В нашем детском саду уже прошли осенние утренники во вторых младших группах, остальные...