Конспект интегрированного занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе «Русская матрешка»

Ольга Шишкина
Конспект интегрированного занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе «Русская матрешка»

Цель: Воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Упражнять в образовании относительных прилагательных, антонимов прилагательных. Учить согласовывать существительные с числительными. Закреплять навык счета слогов в словах. Упражнять в образовании родственных слов, родительного падежа существительных. Учить составлять рассказ о матрёшке по опорной схеме.

Коррекционно-развивающие:

Развивать у детей: интерес, творческие способности и фантазию через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.

Развивать внимание, память. Мышление, графические навыки.

Воспитательные:

Воспитывать познавательный интерес к истории и культуре России, к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства.

Сохранять и сберегать здоровье путём проведения пальчиковой гимнастики, массажа, зрительной гимнастики. Учить взаимодействовать и договариваться между собой.

Предварительная работа:

Познакомить детей с историей происхождения русской матрёшки, дать представление о том, как, из чего народные мастера делают матрёшек; рассказать о характерных особенностях, материале, внешнем виде, деталях игрушки матрёшки.

Словарная работа:

Матрёшка, народная игрушка, деревянная, расписная, сарафан, фартук, мастер, мастерица.

Оборудование:

Рисунок матрёшек с разными эмоциями (радость, грусть, злость, удивление, спокойствие). Картинка двух матрёшек для образования антонимов. Карточки по числу детей с контурным изображением двух матрешек: образец и неполный рисунок, где не хватает каких-то деталей, простые карандаши. Четыре картинки Загородских матрешек с предметами в руках (с курицей, куклой, хлебом, балалайкой). Маленькие шоколадные матрёшки для подарка по числу детей.

Ход занятия

Организационный момент. Психогимнастика.

Дети заходят в группу, садятся на свои места.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Отгадайте мою загадку, и вы поймете о ком, мы сегодня поговорим и с кем поиграем.

Дети смотрят на слайд - деревянная лошадка, пирамидка, кукла, паровозик.

Воспитатель: Эта игрушка деревянная, но не лошадка. Разбирается, но не пирамидка. Имеет несколько частей, но не паровозик. Похожа на человека, но не кукла.

Дети: Это матрёшка! (на слайде появляется большое изображение матрёшки)

Воспитатель: Правильно, ребята. Те качества, что я перечисляла относятся к матрёшке. Но посмотрите, какие матрёшки к нам пожаловали! (на слайде 5 матрёшек с разными эмоциями - радость, грусть, злость, удивление, спокойствие)

Расскажите, какие по настроению матрёшки и изобразите это настроение. Дети называют настроение матрешек и изображают его мимикой.

Воспитатель: А у вас какое настроение? Улыбнитесь мне и друг другу.

Основная часть.

Воспитатель: Матрёшка-русская национальная деревянная игрушка. А что мы знаем о матрёшках, об их истории происхождения? Откуда же пришла к нам эта занятная игрушка? Как вы думаете, ребята, откуда появилась на Руси матрешка?

Ответы и предположения детей.

Воспитатель: Ученые считают, что предшественником матрешки могли послужить «писанки» - деревянные расписные пасхальные яйца. Существует предположение о том, что матрешка имеет японские корни. Около ста лет назад в Россию из далекой Японии купцы привезли маленькие игрушки-куколки старца Фукурума - лысоватого старичка мудреца с головой вытянутой, внутри которого оказались еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Кукла эта понравилась и взрослым, и детям. А через некоторое время появились у нас в России игрушечные девочки, которые вкладывались одна в другую.

Ее создателями были: токарь В. П. Звездочкин, который ее выточил, а расписана она по эскизам куколок художника С. Малютина. Матрёшка состояла из 8 фигурок и изображала девочку в сарафане и платке с чёрным петухом в руках; за девочкой шёл мальчик, затем опять девочка и т. д. Все они чем-нибудь отличались друг от друга, а последняя - восьмая, изображала завёрнутого в пелёнки младенца.

По форме они напоминали японскую игрушку, но одеты были уже по-русски: в сарафаны, фартуки, платочки. Почти всегда матрешки имеют яйцеподобную форму с плоским донцем, и состоят из двух частей – верхней и нижней. Матрёшка – уменьшительное от имени «Матрена», знатная дама, мать семейства. (рассказ воспитателя сопровождается слайдами)

Образование относительных прилагательных.

Воспитатель: Ребята как вы думаете, из чего делают матрешку? Ответы детей.

Воспитатель: Вы правы матрешек делают из дерева. Это древесина липы, берёзы, осины. Значит, какие они по материалу?

Дети: Матрёшки осиновые, липовые, берёзовые.

Согласование имен существительных с числительными.

Дети делятся на группы по 3-4 человека. Им раздают разобранных матрёшек.

Воспитатель: Матрёшка-символ материнства. Матери большого семейства. Ребята, по сигналу соберите матрёшек и посчитайте, сколько матрёшек в семейке вместе с мамой?

Дети собирают и считают, согласовывая существительные с числительными.

Дети: Одна матрёшка, две матрёшки, три матрёшки и т. д.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Что же у нас получилось?

Дети: Целая семейка.

Воспитатель: Да, целая семейка. Кого символизирует собой большая матрёшка?

Дети: Матрёшка похожа на маму и её детей, на семью.

Воспитатель: Правильно! Давай придумаем похожие слова к слову «мама».

Дети: Мамочка, мамулечка.

Далее предлагаем детям придумать родственные слова к словам «дерево», «кукла», «игрушка».

Образование антонимов прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Воспитатель: А теперь матрёшки хотят с вами поиграть. Кто из ребят самый внимательный? Кто найдет больше отличий между матрёшками? На слайде 2 противоположные по внешнему виду матрёшки.

Дети: Одна матрёшка - низкая, а другая высокая, одна толстая, а другая – худая, у одной матрёшки волосы тёмные, а у другой светлые, у одной корзинка маленькая, а у другой большая, у одной яблочки в корзинке мелкие, а у другой крупные. Низкая матрёшка весёлая. А высокая грустная, лицо у одной матрёшки круглое, а у другой удлиненное.

Воспитатель: Молодцы! А теперь все слова- признаки. Которые мы сказали и низкой матрёшке, скажите ласково….

Дети: Матрёшка низенькая, толстенькая, весёленькая…

Физкультминутка- игра «Веселая косыночка»

Воспитатель: А сейчас весёлые матрёшки предлагают отдохнуть. Матрешки любят танцевать. Давайте и мы попляшем вместе с матрешками. Дети встают в хоровод, передают косынку по кругу под музыку, музыка останавливается. Дети обращаются к тому, у кого в руках окажется косынка:

Ты косынку завяжи, завяжи,

В центр круга выходи, выходи,

Ну - ка … (имя ребенка) попляши, попляши,

Нам матрешку покажи, покажи!

(под музыку «Русские матрешки» ребенок танцует – выполняет движения из рус. нар. танцев)

Развитие внимания, графических навыков. Образование родительного и творительного падежей имен существительных единственного числа.

Воспитатель: Мастерят матрешек мужчины. Мастер придирчиво выбирает материал для куклы, ищет такой, чтоб не было ни сучка, не трещинки. Сначала точит самую маленькую матрешку. Порой она бывает совсем крошечной, меньше ногтя. Затем вытачивает матрешку побольше, ещё побольше. Потом эти фигурки попадают в руки женщинам. Перышками и кисточками они разрисовывают матрёшек. Давайте поможем мастерицам расписать матрёшек. (слайд мастерской по росписи матрёшек)

Детям раздают листочки с контурным изображением двух матрёшек: одна является образцом, а у второй не хватает отдельных деталей.

Воспитатель: посмотрите внимательно на рисунок - каких деталей не хватает у второй матрёшки?

Дети: У второй матрёшки не хватает глаза, брови, фартука, цветка и т. д.

Воспитатель: Ребята, возьмите карандаши и помогите мастерицам расписать матрёшек правильно. Чем вы украшаете матрёшек, расскажите?

Дети: Я украшу узором, а я цветком и т. д.

Воспитатель: Молодцы! Вот мы и научились расписывать матрёшек.

Определение количества слогов в словах.

Воспитатель: А теперь загорские матрешки с нами поиграют. (на слайде 4 матрешки с различными предметами в руках). Ребята, рассмотрите на загорских матрешек. У них в руках различные предметы. Посчитайте количество слогов в их названии и расставьте матрешек следующим образом: сначала ту матрёшку, у которой предмет, в названии которого 1 слог, затем ту, у которой в руках предмет, в названии которого 2 слога, затем – 3 слога и последней должна стоять матрёшка у которой предмет, в названии которого 4 слога.

Дети выполняют задание.

Составление рассказа о матрёшках с использованием пиктограммы.

Воспитатель: как много нового мы узнали сегодня о матрёшках. Теперь вы можете рассказать о них по схеме. (демонтируется слайд из 8 схемообразных картинок). Воспитатель повторяет с детьми значение каждой пиктограммы на схеме, а затем дети составляют рассказ о матрёшке.

1. Кто это?

2. Из какого дерева изготавливают матрешку. Какие они по материалу?

3. Какие они по величине?

4. Что можно делать с матрёшкой?

5. Из каких деталей она состоит?

6. Какие элементы, узоры, детали присутствуют в росписи?

7. Как изготавливают матрёшку?

8. Почему мы любим матрёшку?

Подведение итогов.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Очень интересные рассказы у вас получились. Матрёшки на прощание вам тоже приготовили подарок - маленькие шоколадные матрёшки - конфеты. Раздаём детям угощение.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по патриотическому воспитанию «Мой город Туапсе» в старшей группе Цель: - Формировать представления о родном городе Туапсе Задачи: -Закреплять знания о флаге, гербе России и Краснодарском крае - Познакомить.

Конспект интегрированного занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе «Моя большая малая Родина» Цель: Воспитывать у детей патриотические чувства, интерес к истории своей страны и края. Задачи: Формировать представления о России как.

Конспект интегрированного занятия по патриотическому воспитанию «Животные нашей республики» Цель: воспитание у детей нравственно- патриотических чувств. Задачи: Образовательные задачи: - формировать начальные представления о своей.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе «Русская матрешка»Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе «Русская матрешка» Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе по теме «Разрумянилась немножко наша русская.

Конспект интегрированного занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе «Скоро мы вырастем» «Скоро мы растим». Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Познавательные задачи: Обобщить и систематизировать.

Конспект занятия в первой младшей группе «Русская матрешка»Конспект занятия в первой младшей группе «Русская матрешка» Конспект занятия в первой младшей группе «Русская матрешка» Цель: познакомить детей с русской народной игрушкой - матрёшкой; вызвать у.

Конспект занятия в старшей группе на тему «Русская матрешка» Цель: познакомить детей с русской народной игрушкой – матрешкой, с мастерами – изготовителями этой игрушки, вызвать к ней интерес. Задачи:.

Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе: «Цвети и славься, мой прекрасный, Мой самый Красный,.

Конспект открытого занятия в средней группе «Русская матрешка» .

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе по патриотическому воспитанию «Приключения Умки» Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе по нравственно – патриотическому воспитанию «Приключения Умки». Цель:приобщение.

Библиотека изображений:
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе «Русская матрешка»
Опубликовано: 6 апреля 2018 в 17:11
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 января. День детских изобретений

Очередной тематический день посвящен маленьким гениям, чьи изобретения мы применяем в повседневной жизни. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы увлечь ребенка изобретательством и вдохновить на...

17 января. День зимней одежды на МААМ

В период наступающих крещенских морозов особенно важно тепло одеваться и приучать к этому детей. На занятиях очередного тематического дня говорим с ребятами о том, во что одеваться, чтобы не простыть на...

Консультация для родителей «Одеваем ребёнка на прогулку»
Консультация для родителей «Одеваем ребёнка на прогулку» Прогулки в детском саду по режиму должны быть ежедневные. Они положительно сказываются на...
Фотоотчет о проведении акции «Сохраним зеленую елочку»
Ель – это прекрасное и удивительное растение. Именно оно встречает нас, когда мы входим в лес. Как свободно дышится в еловом лесу. Сколько пользы оно...
Дидактическая игра по ФЭМП «Подбери пару» для детей младшего дошкольного возраста
Дидактическая игра по ФЭМП «Подбери пару » для детей младшего дошкольного возраста. Доброе время суток дорогие коллеги , друзья и гости моей странички....