Ирина МАЛИНОВСКАЯ
Конспект занятия в старшей группе в форме квест-игры «Природные символы Беларуси» к Дню Независимости Республики Беларусь
▼ Скачать + Заказать документы
3 июля 2024 наша страна отмечает главный Государственный праздник – День Независимости Республики Беларусь и 80-летие освобождения страны от немецко-фашистских захватчиков. В рамках тематической недели «Моя Родина – Беларусь» мы провели с ребятами квест-игру «Природные символы Беларуси».
Публикация «Конспект занятия в старшей группе в форме квест-игры „Природные символы Беларуси“ к Дню Независимости Республики Беларусь» размещена в разделах
- Беларусь. Республика Беларусь
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Символы России для детей
- Старшая группа
- Экологические квесты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2024
Конспект занятия в старшей группе по образовательной области «Ребенок и общество» (образовательный компонент «Основы гражданско-патриотической культуры» в форме квест-игры «Природные символы Беларуси» к Дню Независимости Республики Беларусь
Задачи: формировать чувство гордости и уважения к Государственным символам Республики Беларусь, чувство осознания себя гражданином Республики Беларусь. Расширить представления о природе родного края,
природных символах Беларуси (сосна, зубр, аист, цветок льна, клевера, василек). Воспитание патриотизма и любви к Родине.
Материал: презентация «Природные символы Беларуси», изображение Государственный символов Республики Беларусь, иллюстрации природных символов, деревьев, кустов, предметные картинки к словесной игре «Скажи по-белорусски», макеты природных сообществ «луг», «лес», «водоем», «поле», набор карточек к макетам, разрезные картинки «Цветы», физическая карта Беларуси, мяч.
Начало занятия:
1. Игра – приветствие «Здравствуй!»
Цель: формирование положительных эмоции, создание теплой, дружеской атмосферы в группе.
Дети стоят в кругу и выполняют движения в соответствии со словами текста:
Здравствуй, солнце золотое! (поднимают руки вверх)
Здравствуй, небо голубое! (машут руками вверху)
Здравствуй, вольный ветерок! (кружатся, руки в стороны)
Здравствуй, маленький дубок! (приседают)
Я живу в родном краю-
Всех друзей приветствую! (берутся за руки)
2. Поисковый вопрос «Какие главные символы Республики Беларусь?»
Цель: воспитание гордости и уважения к Государственным символам Республики Беларусь.
Ход занятия:
1. Краткий рассказ о Государственных и природных символах Республики Беларусь
Цель: воспитание чувства патриотизма и любви к Родине.
Воспитатель: Вы, ребята, знаете главные символы нашего государства. Это Государственные гимн, флаг и герб. В них отражены основные ценности нашего народа – единство белорусов, миролюбие, готовность граждан Беларуси защищать свою свободу и независимость. Но есть и другие символы – природные. Они тоже очень значимы для граждан Беларуси. Благодаря природным символам, нашу страну знают в других странах. Предлагаю вам сегодня отправиться на поиски природных символов нашей родной Беларуси. Чтобы найти эти природные символы, вам нужно будет выполнить различные задания, ответить на мои вопросы. Если вы сделаете все правильно, на нашем волшебном экране природные символы будут появляться один за другим. Вы согласны? (ответы детей) Желаю вам удачи.
2. Рассматривание физической карты Беларуси
Цель: закрепление представлений о размещении и изображении Республики Беларусь на физической карте.
На доске физическая карта Беларуси.
Воспитатель: Посмотрите на карту нашей Родины. Какого она цвета? (ответы детей) Почему она зеленого цвета? (ответы детей) Правильно. Зеленый цвет – это цвет белорусских лесов.
3. Дидактическая игра «Деревья и кусты»
Цель: развитие интереса к объектам живой природы Беларуси, закрепление названий кустов и деревьев.
На доске иллюстрации деревьев и кустов. Задача ребят – разложить кусты и деревья по обручам, назвать данные растения.
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на деревья, которые растут в белорусских лесах. Среди них находится первый природный символ нашей Родины – сосна. Внимание на волшебный экран!
На экране появляется изображение сосны.
Воспитатель: Сосну – одно из любимых деревьев белорусов. Оно приносит счастье, считается символом долголетия. В древние времена люди часто строили свои жилища вблизи сосновых боров, там, где всегда чистый целебный воздух.
4. Словесная игра «Скажи по-белорусски»
Цель: закрепление навыков активных речевых отношений на белорусском языке, самостоятельного использования в речи слов, обозначающих явления и объекты окружающего мира.
Игра проводится на белорусском языке.
Воспитатель: Мову родную любіце, мовай роднай даражыце.
Воспитатель показывает детям иллюстрации и просит назвать предмет или явление на белорусском языке (волк, молния, морковь, лук, кукла, мальчик, девочка, белка, радуга, ромашка, зубр, петух).
Воспитатель: Вы назвали все предметы и явления на белорусском языке правильно. Среди них есть название второго природного символа Беларуси. На нашем волшебном экране появляется изображение зубра.
Воспитатель: Забр самое известное в нашей стране животное. Оно занесено в Красную книгу Беларуси. Зубр – это визитная карточка богатого и разнообразного животного мира нашего края. Большое количество зубров обитает в заповедной Беловежской пуще. Путешествуя по стране, тридцатиметровую фигуру зубра можно встретить вблизи трассы Брест – Москва. Около белорусского города Каменец стоит памятник основателю Каменецкой крепости - князю Владимиру, а рядом с ним зубр. Деревянный зубр стоит на въезде в Национальный аэропорт Минск. Железного зубра сделал народный умелец Роман Бейбутян из запчастей автомобилей.
5. Подвижная игра «Летает, прыгает, ползает»
Цель: обеспечение смены видов деятельности и оптимального двигательного режима, закрепление навыков классификации представителей животного мира Беларуси по способу передвижения.
Дети стоят в кругу. Воспитатель называет представителей животного мира Беларуси, ребята демонстрируют способы их передвижения. Среди названий – слово «аист».
Воспитатель: В игре мы встретили третий природный символ Беларуси – прекрасного аиста.
На экране появляется изображение аиста.
Воспитатель: На Беларуси существует два названия этой прекрасной птицы – «бусел», ласково «буслік» и «лялько». Белорусы уважают аистов. Эта птица является символом верности, преданности и родительской любви. Символом победы добра над злом. Аисты живут парами, обе птицы ухаживают з своими птенцами. Аист всегда возвращается на Родину, в свое гнездо, поэтому его еще считают покровителем дома, духом, приносящим человеку благополучие и процветание.
6. Дидактическая игра «Что где растет? Кто где живет?»
Цель: закрепление представлений о природных сообществах «луг», «лес», «водоем», «поле».
У детей предметные картинки, на столах макеты природных сообществ. Задача воспитанников – «расселить» природные объекты по месту произрастания.
Воспитатель: Вы правильно «расселили» все природные объекты. И на «поле» мы нашли еще один природный символ Беларуси – цветы льна.
На экране появляется лен.
Воспитатель: Лен является символом труда, знаком добра и достатка. Лен в Беларуси называют «северным шелком». Из льна ткут ткани, из которых шьют национальные белорусские костюмы, из льна делают «беларускія рушнікі» вышитые белорусским орнаментом.
7. Парная дидактическая игра «Разрезные картинки «Цветы»
Цель: закрепление внешнего вида цветов, их названий.
Дети сидят парами. Им предлагается сложить разрезные картинки «Цветы» и назвать растение, рассказать о местах его произрастания.
Воспитатель: Седи цветов, которые вы сложили есть цветок – природный символ Беларуси. Это клевер.
На экране появляются цветы клевера.
Воспитатель: Цветы клевера для белорусов являются символом связи с созидательным миром животных. Ведь животные всегда жили рядом с человеком: корова, овцы, т. к. Для домашних животных клевер – это лучший корм. Цветы клевера украшают Государственный герб нашей республики.
8. Игра с мячом «Назови имя друга ласково»
Цель: закрепление навыков образования слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом, развитие внимания, быстроты реакции.
Воспитатель: Ребята, белорусы очень гостеприимный народ, у нас много друзей в разных странах. И вас, я знаю, много друзей в детском саду. У каждого из друзей есть имя. Давайте каждый из вас назовет друга ласково.
Воспитатель по очереди бросает ребенку мяч, называет имя, а ребенок называет ласковое (Саша – Сашенька). Последнее имя Василий.
Воспитатель: Среди имен мы нашли последний природный символ Беларуси – цветок василек.
На волшебном экране появляется иллюстрация.
Воспитатель: Василек стал для белорусов символом нежности и преданности. В народе есть легенда: в одном селе жил голубоглазый юноша Василий. Он трудился на земле, выращивал хлеб. Однажды на берегу реки Василия увидела Русалка. Юноше она тоже понравилась. Они решили пожениться. Но Русалка хотела жить в воде, а Василий не согласился. Он очень любил землю, пшеничное поле. Тогда Русалка превратила юношу в голубой цветок. Цветок так и растет среди пшеничного поля. Василек и сейчас можно встретить среди колосьев ржи или пшеницы.
Воспитатель: Мы нашли все природные символы Беларуси. Давайте еще раз их вспомним.
Воспитатель обращает внимание детей на волшебный экран. На нем появились все природные символы Беларуси. Дети называют природные символы.
Окончание занятия:
Дети размещают на доске иллюстрации с природными символами Беларуси и рассматривают их.
1. Чтение стихотворения Э. Агняцвет «Зямля з блакітнымі вачамі»
Цель: воспитание чувства гордости и любви к Родине, формирования чувства осознания себя гражданином Республики Беларусь.
Воспитатель: Зямля з блакiтнымi вачамi -
Раздолле рэчак i лугоў!
Тут называюць Васiлькамi
На Беларусi хлапчукоў,
Звiняць крынiцы, як цымбалы,
Сцяжынкi свецяць у лясах.
Палі, узгоркi, перавалы -
Прасторны шлях, далёкi шлях!
Краiна славы партызанскай,
Краіна міру i даброт!
Ты - наша гордасць,
Наша казка,
Як сонца, шчодры твой народ.
Твае сыны,
Твае унукі,
Мы любiм гул тваiх бароў.
І рэкi цягнуцца, як рукi,
Да цёплых, верных рук сяброў.
2. Вопросы к детям:
- Какие вы знаете Государственные символы Республики Беларусь?
- Какие вы запомнили природные символы Беларуси?