Анна Провоторова
Конспект занятия в старшей группе «Жизнь и труд казаков»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия :
-продолжать знакомить детей с историей Донского края, жизнью и трудом казаков в старину;
- познакомить с орудиями труда казаков;
-расширить знания детей; о жизни и быте первых поселенцев ;
-закрепить знания детей о народных пословицах, поговорках, считалках, подвижных играх;
-развивать познавательный интерес к истории своих предков - казаков;
-воспитывать патриотические чувства к Донскому краю;
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Жизнь и труд казаков“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
-совершенствовать монологическую речь;
-продолжать учить детей точно и грамотно выражать свои мысли.
Оборудование: магнитофон, аудиозапись казачьих песен,
длинные шнуры, иллюстрации «Орудия труда»,круглая буханка хлеба.
Словарная работа: мотыга, борона, серп, буханка, сноп,коса, амбар, холсты, чеканить, ковать, кузнечное ремесло, иллюстрации «Орудия труда», кавун (арбуз).
Предварительная работа: беседы о быте и жизни казаков в прошлом, прослушивание казачьи песни, заучивание поговорок, разучивание народных подвижных игр, экскурсии в краеведческий музей, рассматривание иллюстраций «Орудия труда».
Ход занятия:
Дети входят в зал под звучание казачьих песен в аудиозаписи.
Воспитатель: - Обратите внимание, какая прекрасная и задушевная музыка звучит. А знаете ли вы, чьи это песни?
Дети: - Казачьи!
Воспитатель: - А где мы с вами живем?
Дети: - Мы живем в станице Обливская
Воспитатель: - Верно, дети, любят в народе казачью песню, и веселый перепляс, любят на Дону и пошутить и пословицу или поговорку сказать к месту.
Воспитатель: - Поселившиеся на Дону казаки жили все в дружбе и любви. А вы, ребята, знаете, чему учили детей в казачьих семьях?
Дети: - Детей учили почитать стариков, с детства трудиться, помогать взрослым. Мальчики помогали отцу в поле, пасли скот. А девочки помогали матери по дому, кормили домашних птиц и животных, нянчили младших детей, ткали, пряли, шили и вязали одежду, готовили еду.
Воспитатель: - А что хорошего дает труд?
Дети: - Будешь много уметь, будешь полезен, за труд деньги дают, человека уважают.
Воспитатель: - А в народе говорят: «Труд казака кормит, а лень портит», «Почет и труд рядом идут», «Какова пряха, такова на ней и рубаха». Кто еще мне поможет?
Давайте мы с вами вернемся в старое доброе время, когда на Дону поселились вольнолюбивые, гордые, независимые казаки. Понравилась им земля кдонская, да ее просторы. А вам нравится наш край?
(ответы детей)
В зал вносится хлеб, воспитатель подносит к каждому и дает детям рассмотреть и понюхать:
- Ребята, что это?
- Что можно сказать о хлебе? (ответы детей)
Пояснение: Этот хлеб называется – буханка, так называли казаки. Казаки выращивали хлеб при помощи сохи, пахали казаки землю, помогала им лошадь, которая была с ним в труде и в бою (показ иллюстраций). Сначала боронили землю, потом с помощью лукошка сеяли хлеб. Когда хлеб созревал, его косили косой, собирали в снопы. Зерно выбивали, высушивали и складывали в амбар. Затем зерно мололи на мельнице в муку (иллюстрации). Этот хлеб был очень вкусный, потому что был пропитан потом казаков и печен был в печи.
Воспитатель: «Труд казака кормит, а лень портит», а какие вы пословицы про хлеб знаете?
«Хлеб и соль всему голова».
«Кончил дело – гуляй смело».
А какими ремеслами занимались казаки?
Дети: - Ткали холсты, шили и вышивали одежду, резали по дереву, плели предметы утвари из прутьев, ковали и чеканили по металлу.
Воспитатель: - Одним из ремесел, в котором казаки изрядно преуспевали, было кузнечное дело. Они ковали шашки, кружевные ограды, крылечки, украшали дома. Можно ли сегодня использовать кованые изделия?
Дети: - Можно сделать кованый забор, крыльцо, спинку на скамейку.
Поиграем в подвижную игру казачат «Кавуны».
Правила игры:
На одной стороне площадки проводится черта (кладется шнур). Это «бахча», за чертой на расстоянии 2-3 шага «шалаш сторожа». На противоположной стороне площадки обозначается линия «дом детей». Выбирается сторож, остальные играющие – дети. Когда сторож «засыпает», дети направляются к бахче со словами:
«Крадем, крадем кавуны,
Деда не боимся,
Дед нас палкой – мы его каталкой».
Сторож просыпается, дети бегут «домой», а он их догоняет. Пойманного сторож отводит в сторону шалаша. Сторож выбирается считалкой:
Катилась торба,
С высокого горба,
А в той торбе
Хлеб да водица,
Кому достанется,
Тому водится.
Игра проводится два раза.
Воспитатель:
- Чем мы сегодня занимались?
(ответы детей)
Воспитатель:
- Земли Дона широки и необъятны,
Каждый день хорош и пригож.
Поезжай за моря и океаны,
Лучше Дона ты не найдешь.
Славен наш донской край людьми, которые любят землю, а земля щедро благодарит людей за их труд. «Кто летом не ленится, тот зимой отдыхает», «Красна птица перьями, а человек делами».