Лучший педагог года

Конспект занятия «Весенние мартовские заклички» (старший дошкольный возраст)

Наталья Дубель
Конспект занятия «Весенние мартовские заклички» (старший дошкольный возраст)

Конспект занятия "Весенние мартовские заклички"(старший дошкольный возраст)

На Евдокею зазывали – кликали весну. Говорили так:

Приди, весна,

Весна- красна,

Приди, весна, с радостью!

С радостью, с радостью,

Да с великой милостью!

С льном высоким,

С корнем глубоким.

С хлебом обильным!

Публикация «Конспект занятия „Весенние мартовские заклички“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах

Что закликалось в этой закличке? Урожай льна (обсудите с малышом, зачем нужен лед, урожай хлеба и урожай овощей и фруктов (корень глубокий у растений хорошо их питает, они хорошо развиваются и плодоносят).

Весна- красна!

На чем пришла?

На чем приехала?

На сошечке,

На бороночке,

На овсяном колосочке,

На пшеничном пирожочке.

Другой вариант этой же заклички :

Приди, весна,

Весна- красна,

Приди, весна, с радостью!

С радостью, с радостью,

Да с великой милостью!

С просом, с гречею,

С калиною – малиною,

С черной смородиною,

С грушами, с яблочками,

Со всякой садовинкой,

С цветами лазоревыми,

С травушкой –муравушкой.

Выучите с малышом одну и закличек и позовите весну на прогулке. Очень часто природа отвечает детям и … вдруг выглядывает солнышко. Малыши очень этому радуются и искренне верят, что это они позвали весну и солнышко.

Идея – подсказка: как учить весеннюю закличку интересно, легко и весело. Чтобы детям было интереснее, создайте игровую ситуацию.

Нарисуйте в верхней части альбомного листа желтый круг – это солнышко. Белое поле – это снег.

Нарисуйте на отдельном листе схематично две фигурки – зиму и весну.

Вырежете. Поставьте их рядом на лист – зима стоит рядом с весной и никак не хочет уйти. Надо нам помочь весне! /

Каждое повторение заклички – это один лучик от солнышка, который прогоняет зиму прочь (зима «делает» один шажок от весны, она боится этого лучика- ребенок говорит закличку, а мы рисуем лучик к зиме, она отбегает от лучика). Наша задача – прогнать зиму вон. А для этого придется не раз повторить закличку.

Очень удобен такой прием при заучивании закличек с группой детишек. Тогда каждый ребенок вносит свою лепту в общее дело – в помощь весне и солнышку.

Сначала взрослый говорит начало фразы, а малыш ее договаривает. Потом малыш уже повторяет отдельные строчки из заклички сам. Если Вы будете ее вспоминать на прогулке – то он запомнит ее достаточно быстро.

15 марта – Федот. На Федота занос – долго травы не будет.

В марте прилетают на родину первые птицы. Первые вестники весны – это грачи, скворцы и жаворонки.

17 марта – Герасим – грачевник. В этот день пекли грачевники (к лепешке из теста прикрепляли головку из теста, а вместо глаз – угольки, в бока втыкали перья). Получались птички – грачи. Прилетают – возвращаются на родину грачи.

• Грач на горе – весна во дворе.

• Грач всю зиму склевал.

• Герасим – грачевник грачей пригнал.

• Увидал грача – весну встречай!

• Если грачи сели на гнезда, то через три недели можно выходить на посев.

Грачи летят к нам с той же скоростью, с какой продвигается к нам фронт весны – 50 км в сутки.

18 марта – Конон – огородник, Конон -градарь. Замачивают семена для высева, меняют гнилые парубни, готовят парники. Начинают копать огороды.

В старинных месяцесловах писали : «Хотя бы в день Конона Градаря была и зима, начинай пахать огород. И ты только почни в этот день, непременно огород будет добр, и овощу будет много».

20 марта – Сороки, день весеннего равноденствия – день, когда день с ночью равняется. А по церковному календарю – это 40 мучеников Севастийских. В народном календаре – Сороки.

На Русь 40 пичуг пробираются. Лепили 40 птичек из теста и раздавали. Делали из теста всей семьей вместе с детьми. Подробнее о весеннем обрядовом печенье Вы узнаете в этом видео, а также научитесь лепить один из видов такого печенья.

Как пекут детки птиц и откуда взялся этот праздник, почему пекут именно жаворонков — очень подробное объяснение Вы найдете в видео одной из воскресных школ

Птичек пекли во всех районах России, но называли их по-разному: жаворонки, грачевники, кулики, чувилки, тетёрки, скворечники, грачи, канареечки. Пекли из постного теста, наряжали и украшали, привязывали к ним ленточки, мазали медом. Птичек привязывали к шестам (чтобы они как будто «летели» на веревочке, сажали на кусты и большие деревья, носили с собой на улицу и закликали :

— Жаворонки –жаворонки,

Прилетите к нам,

Принесите нам

Весну – красну,

Зима надоела.

Весь хлеб поела!

Печеньем угощали и птичек – сами всё не съедали.

Давай деткам печенье – жаворонки, приговаривали:

— Жаворонки прилетели, на головку к деткам сели.

Дети, получив жаворонков, бежали на улицу, играли с ними весь день. А к вечеру съедали. Подбрасывали их вверх и ловили, клали на голову, держали в руках, натыкали на палочки и бегали с ними. Старались поднять птичек повыше, для этого залезали на крыши сараев, заборы, деревья. Иногда сажали жаворонков на стог и сбивали их шапками – имитируя прилет.

Привязывали печенье к шесту на веревочках и раскачивая шест так, чтобы жаворонки летали, приговаривали:

Жаворонок –жаворонок,

На тебе зиму, а нам лето!

На тебе сани, а нам – телегу!

Как испечь с детьми жаворонков

Рецепт теста для жаворонков. Изначально жаворонки предназначались для приманивания настоящих птиц и для животных, не для еды. И поскольку их выпечка приходилась на Великий пост, то тесто замешивалось постное: на воде из ржаной муки.

Примерный рецепт: 1 кг ржаной муки, 1-2 столовые ложки растительного масла, 2, 5 стакана воды (добавлять постепенно, половина чайной ложки соли.

Муку с солью горкой высыпали в миску. В углубление в центре горки вливали воду (лучше чуть теплую, тщательно перемешивали. Тесто должно быть крутое, приятное на ощупь, мягкое, приятного цвета и запаха и хорошо лепится. Если прилипает к рукам –то добавить растительное масло. Иногда к тесту прибавляют немного пищевой соды для его рыхлости. Вылепить жаворонков и подсушить их в духовке. Глаза можно сделать из изюма.

Из такого же теста пекли и другое печенье – кресты. На поверхность креста наносили узоры вилкой – крестики, в серединки вдавливали изюм или сушеные ягодки малины, черники, смородины (располагали их крестом). Еще кресты украшали точками – их можно нанести спичкой или зубочисткой (символ засеянного поля).

Сейчас пекут жаворонков и со сметаной. И с маслом – но традиционное тесто совсем другое, т. к. в пост не пекли из таких продуктов.

Публикации по теме:

Конспект музыкального занятия «Древо жизни» (старший дошкольный возраст) Цель: - Формировать у детей представление о Древе Жизни, как о символе непрерывной связи поколений на земле, о смене времени года - зима,.

«Мой любимый посёлок — Понтонный!» Конспект занятия (старший дошкольный возраст)«Мой любимый посёлок — Понтонный!» Конспект занятия (старший дошкольный возраст) Цель: Воспитывать любовь к родному посёлку, гордость за славную историю, вызывая познавательный интерес к родному краю. Задачи: 1. Дать.

«Зимние гости». Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (старший дошкольный возраст)«Зимние гости». Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (старший дошкольный возраст) Тема: «Зимние гости» Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе продуктивной деятельности детей «Зимние гости» Задачи: Создать.

Конспект занятия по ФЭМП «Чётные, нечётные числа» (старший дошкольный возраст)Конспект занятия по ФЭМП «Чётные, нечётные числа» (старший дошкольный возраст) Цель: Закреплять названия геометрических фигур; упражнять в ориентировке в пространстве и на листе бумаги; продолжать знакомить детей с.

Конспект занятия по познавательному развитию «Комнатные растения» (старший дошкольный возраст)Конспект занятия по познавательному развитию «Комнатные растения» (старший дошкольный возраст) Задачи: 1. Расширить знания детей о комнатных растениях. 2. Учить называть растение и его основные части. 3. Закрепить модели потребностей.

Конспект занятия по познавательному развитию «Вербное воскресенье» (старший дошкольный возраст)Конспект занятия по познавательному развитию «Вербное воскресенье» (старший дошкольный возраст) Цель: Воспитание чувств уважения к православным традициям своего народа. Задачи: Дать представление детям о православном празднике Вербное.

Конспект занятия по экологии «Грибы» (старший дошкольный возраст)Конспект занятия по экологии «Грибы» (старший дошкольный возраст) Цель:Продолжать знакомить детей с грибами,их особенностями,внешним видом,местах где они растут. Учить отличать съедобные от ядовитых. Пополнять.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Живая земля» (старший дошкольный возраст)Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Живая земля» (старший дошкольный возраст) Цель: закрепить знания о почве методом опытно-экспериментальной деятельности; Задачи: — формировать у детей представление о значении почвы.

Конспект занятия «Семена сажаем — клумбу украшаем» (старший дошкольный возраст)Конспект занятия «Семена сажаем — клумбу украшаем» (старший дошкольный возраст) Тема: «Семена сажаем - клумбу украшаем» (старший дошкольный возраст) В рамках тематической недели «Земля наш общий дом – чисто и красиво.

Конспект занятия «Знакомство с флейтой» (старший дошкольный возраст) Знакомство с флейтой. Старший дошкольный возраст. Тема: «Музыка флейты» Цель: Познакомить детей со звучанием флейты. Ход занятия Дети входят.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Весенние мартовские заклички» (старший дошкольный возраст)
Опубликовано: 16 марта 2023 в 11:57
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД