Лариса Дмитриева
Конспект занятия «Вестники весны»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Вестники весны
Цель: формирование у детей представление о перелетных птицах.
Задачи:
Расширять знания и представления детей о перелетных птицах, особенностях внешнего вида птиц, их повадках, и приспособлении к среде обитания.
Развивать устойчивый познавательный интерес к родной природе.
Учить анализировать, делать обобщения.
Формировать целостное восприятие окружающего мира путем гармоничного развития эмоционально – чувственной сферы.
Публикация «Конспект занятия „Вестники весны“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2017
Словарь по теме: грач, скворец, ласточка, кукушка, перелет, скворечник, жучки, аист, стриж, возвращаются, строят гнезда, откладывают, добывают.
Материал: иллюстрации перелетных птиц, записи голосов птиц в природе, 2 листа бумаги.
Ход занятия:
Листья осенью облетают,
Высыхает трава на болотах.
Собираются птицы в стаи
И уже готовы к отлету.
И, прощаясь с родными местами,
С золотыми березками, ивами.
Долго кружат они над лесами,
Над крутыми речными обрывами.
Возвращайтесь, птицы, весною.
Когда зеленью лес оденется,
Зашумят молодой листвою
Каждый куст и каждое деревце.
- О каких птицах говорится в стихотворении?
- Почему перелетные птицы улетают зимовать в теплые края?
- Назовите перелетных птиц.
- Какая птица прилетает первая к нам весной? (грач)
Всех перелетных птиц черней, чистит пашню от червей?
(Выставляет по очереди изображения птиц, рассказ воспитателя о них (по выбору педагога)
Скворец
Скворец – крупная, красивая птица с блестящим черным оперением. Прилетев домой, скворцы садятся на ветки около своих домиков – скворечников и радостно, звонко поют, приветствуя родные леса, луга и поля.
Скворцы
Прилетели скворцы –
Молодой весны гонцы,
Червяков они клюют
И поют, поют, поют!
(Включается пение птиц)
В скворечник они приносят прутики и сухие травинки, устилают гнездышком перьями и пухом, где скоро в гнезде появятся гладкие зеленовато – голубые яички, а недели через две из них выклевываются скворчата. День – деньской родители летают в луга, поля и огороды, ищут для птенцов корм – червяков, улиток, слизняков и насекомых.
Вскоре в укромном уголке леса, где много мошкары, червяков, личинок, открывается скворчиная школа. Взрослые скворцы учат малышей выкапывать из земли червяков, спасаться от холодной росы и дождя, выбирать правильное место для ночевки, узнавать сигнал опасности.
К осени скворцы собираются в стаи, готовятся к отлету в жаркую Африку.
Трясогузка
Трясогузка, трясогузка –
Полосатенькая блузка!
Я тебя всю зиму жду,
Поселись в моем саду
И за ставенкой резной
Свей гнездо свое весной.
Прилетает трясогузка в наши края ранней весной, когда на реках и озерах еще лежит лед. В народе трясогузку называют «ледоломкой» - птичка бегает по льдинам, ищет вмерзших в лёд жучков, трясет хвостиком – «лёд ломает». Свои гнезда трясогузки обычно устраивают в кустах по берегам рек и ручьев. Ведь вблизи воды им легче раздобыть корм и себе и птенцам. Комары, мотыльки, мошки, бабочки, жуки – любимая еда трясогузок.
Трясогузка – проворная и храбрая птица. Заметив в небе ястреба, она громко и тревожно кричит: «Ци – зи! Ци – зи!». На крик слетаются другие трясогузки. Дружные птицы прогоняют ястреба.
В конце лета становится холоднее, насекомые прячутся, и трясогузки. Соединяясь в небольшие стайки, улетают в Африку и Южную Азию.
Соловей
В зелени ветвей
Соловушка – соловей
Ночи напролет
Песни нам поет.
Льются песни без конца,
Лучше нет в лесу певца!
В народе говорят: «Соловьи тогда в наши края прилетают, когда могут с березового листа напиться».
Щебечут, свистят, цокают, завораживая своим пением. Никто в лесу не поет лучше соловушки!
В густых зарослях ивняка и ольшаника, по склонам глубоких оврагов, где бьют студеные ключи, соловьи вьют гнезда и выводят птенцов. Когда появляются птенцы, соловьи кормят их гусеницами, личинками и червяками.
В конце августа соловьи собираются в небольшие стайки. В это время в лесах созревают ягоды, и птицы с удовольствием поедают их, особенно нравятся им ягоды бузины. В начале сентября птицы улетают в теплые края – в Африку, Аравию, Иран.
Физкультминутка.
Ласточки летели,
Все люди глядели.
Ласточки садились,
Все люди дивились.
Сели, посидели,
Дальше полетели.
Полетели – полетели,
Песенку запели.
(Бегают по кругу, машут руками – «крыльями», присели на корточки, приподнимают плечи).
Пальчиковая гимнастика.
Ласточка, ласточка,
Милая касатушка,
Ты где была?
Ты с чем пришла?
За морем бывала,
Весну добывала,
Несу, несу,
Попеременные удары ладошками и кулачками.
На каждый слог соединить большой палец с другими пальцами.
Весну красну.
Эксперимент
- Почему люди не могут летать? (тяжелые, нет крыльев)
Воспитатель демонстрирует падение двух листов бумаги: один ровный, другой скомкан как шар.
- Почему бумажный шарик упал быстро, а лист парил? (лист легкий и широкий, опирается на воздух, поэтому может летать как птицы)
Блиц – опрос:
- Где скворцы строят гнезда?
- Когда трясогузки прилетают в наши края?
- Какую птицу в народе называют «ледоломкой»? Почему?
- Чем питаются соловьи?
- Чем заняты птицы летом?
- Какую пользу приносят птицы?
- Какую птицу называют самым лучшим певцом?
- Почему птицы летают?
- Нужны ли нам птицы?
- Как мы можем беречь наших птиц?
Люди наблюдают за птицами: сколько и каких птиц на нашей земле, где они обитают, чем питаются.
Люди говорят:
«Журавль прилетел – тепло принес»
«Лес без птицы и птицы без леса не живут»
Продолжите чувашские народные приметы по птицам:
«Если воробьи чирикают, собираясь в одно место – …» (к теплу)
«Если гусь стоит на одной ноге - …» (к холоду)
Назовите исчезающих птиц. (ласточка, куропатка)
Анализ занятия. Что вы сегодня на занятии узнали о птицах?