Марина Балыбина
Конспект занятия «Здравствуй, песочная страна»
▼ Скачать + Заказать документы
«Здравствуй, песочная страна» (ОО «Социально-коммуникативное развитие») в старшей группе с использованием ИКТ технологий, 2015 г.
Цель занятия : Познакомить детей с искусством песочного рисования и начать знакомить с базовыми техниками получения изображения на песочных световых планшетах.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия „Здравствуй, песочная страна“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
1. Познакомить детей с оборудованием песочного рисования, правилами поведения в студии в процессе рисования песком.
2. Освоить базовые приемы создания песочного фона и получения изображения на песочных световых планшетах приемом «вырезания».
3. Познакомить детей с искусством Sand-art/
4. Познакомить со способом создания песочной анимации.
5. Развивать творческие способности ребенка, фантазию, способность планировать графические действия.
6. Способствовать гармонизации эмоционального состояния ребенка.
Оборудование: световые планшеты для рисования песком, песок, мультимедиа проектор, видеокамера, влажные салфетки.
1. Вводная часть – ритуал «Входа» в занятие и мотивации :
Психолог: Я предлагаю всем перенестись в песочный мир -удивительный и волшебный мир песка. Вы, может быть, скажете, что тут замечательного и волшебного: «Ну, песок, ну, лежит на белой поверхности планшета. И что тут волшебного?» Действительного, никакого волшебства.
И, чтобы этот мир ожил, нам необходимо зажечь «солнышко» для песка внутри планшета, и песок сможет нам поведать много интересного (включаются световые планшеты).
Посмотрите, перед вами необычный песочный мир в нем живет свет и тень, которую, как раз, и порождает песок. И этот песочный мир называется «Sand-art» - «Мир песочного искусства».
Для того, чтобы нам войти в этот волшебный мир, нам необходимо поздороваться с песком.
Ребята, а как можно поздороваться с песком? ( Ответы детей: прикоснуться ладошками к поверхности планшета, слегка постучать по нему пальцами, погладить …. и пр.).
Упражнение «Здравствуй, песок!»
Психолог: - А давайте придумаем различные варианты, как можно «поздороваться с песком».
Можно различными способами, например, дотронуться до песка.
- дотронуться до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
-легко, с напряжением сжать кулачки с песком, затем медленно высыпать его на планшет;
- дотронуться до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной;
- перетереть песок между пальцами, ладонями.
Послушайте…. Песок тоже с вами здоровается. Вы все слышите?. Он говорит тихим голосом, потому что ему грустно и одиноко.
- А давайте его развеселим!
Игровое упражнение «Пощекоталочки».
Психолог: как можно пощекотать песок? Покажите.
Почему песок сначала одной рукой каждым пальчиком, затем другой.
Психолог: - А теперь пощекочем двумя руками. Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками. Давайте его пощекочем между ладонями. Вы слышите, как он смеется?.
Психолог: - Вот мы и развеселили песок! ( Дети выполняют упражнение: различными способами дотрагиваться до песка и отвечают на вопросы взрослого).
Психолог: - Теперь мы подружились с песком и нам комфортно в песочном мире.
Психолог: - Предлагаю чувствовать себя здесь как дома. Вот, нас встречает хранительница песочного мира Улитка. Она – добрая волшебница, охраняет песок от всяких на него посягательств и недобрых гостей. Поскольку таковых здесь, надеюсь, нет, ей очень хочется познакомиться с вами и пригласить всех к себе в гости в свой песочный мир.
Психолог: - Ребятки, вам нужно по очереди улитке назвать свои имена.
Гостеприимная улитка иногда бывает грустной, когда подружки - песчинки выпадают из планшета и не возвращаются домой. Улитка просит тебя соблюдать следующие правила.
Правила Улитки:
1. Берегите песчинки – старайся их не разбрасывать из планшета. - Старайся так сыпать песок, чтобы он не просыпался мимо планшета. Если песчинки высыпались на стол рядом, верни их на планшет.
2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. - Старайся не дотрагиваться во время работы с песком до лица. Следи, чтобы песок не попал в глаза и в рот.
3. Улитка любит, когда у детей чистые руки. - Поиграл с песком – помой руки или вытри влажной салфеткой и покажи чистые ладошки улитке.
Улитка очень веселая и хранит секретные превращения песка в различные волшебные картины, но вам она их со временем все раскроет, поскольку вы будете соблюдать ее просьбы и правила рисования с песком.
Чтобы окончательно погрузиться в мир песка Улитка предлагает произнести волшебные слова:
«Улитка, мы с тобой,
В мир песочный войдем!
Обещаем рисовать
И песок не высыпать»
(Дети произносится заклинание)
Вы заметили, что при соприкосновении с песком наши руки оставляют отпечатки. Я предлагаю попробовать сделать отпечатки и прислушаться к своим ощущения.
Игровое упражнение «Отпечатки рук»
Детям предлагается:
- соприкоснуться с поверхностью песка внутренней и внешней стороной ладони, задержать руку на песке, слегка и вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям (чувство прохлады (или тепла) песка);
- подвигать руками, ощутив маленькие песчинки.
- перевернуть свои руки ладонями вверх и прислушаться к своим ощущениям (ощущения изменить? Песок ощущается более теплым или холодным)
2. Основная часть занятия
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА. РЕПРОДУКТИВНЫЕ ГРАФИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ.
Игровое упражнение «Песочный дождик».
Психолог: - В песочной стране часто идет дождик, но поскольку страна необычная, дождик тоже необычный – сухой. Возьмите в кулачек немного песка, поднимите его над планшетом (на высоту локтя) и попробуйте его, делая плавные движения кистью руки, постепенно высыпать. Поэкспериментируйте, определите как может высыпаться песок? ( Ответы детей: он может высыпаться из боковых сторон кулачка, просыпаться между пальцев при его горизонтальном положении; высыпаться тонкой струйкой снизу, при вертикальном расположении и др.).
Игровое упражнение «Прятки».
А теперь я предлагаю «спрятаться в песок (засыпать) мышку, крота, червячка, муравья и пр.
Ребенок получает изображение животного (4* 4см, которого необходимо спрятать. Рабочая рука располагается не очень высоко над планшетом и при высыпании струйкой получается горка песка, которая засыпает картинку.
Если руку поднять выше, то при высыпании песка образуется светлое круглое пятно, а песок сосредотачивается вокруг и получается, своеобразный кратер. В этом случае подземный житель будет «выглядывать из норки».
Игровое арт- терапевтическое упражнение «Радостное настроение».
Психолог: Дети, я предлагаю на маленькие «квадратики- подносики» мылено «положить» то, что в себе не нравиться, например : капризульки, злючки, кричалки, ворчалки, лентяюшки, хвастушки и пр. и засыпать песком, чтобы они никогда не возвращались и для надежности слегда прижать получившуюся горку песка ладонью. Убрать с планшета засыпанные негативные проявления можно резкими движениями со словами «Мои … уходите и не возвращайтесь».
ПРОСМОТР МУЛЬТИМЕДИА - ЖУРНАЛА «ТАЙНЫ ЖИЗНИ ПЕСКА»
Тема для просмотра и обсуждения «Искусство Sand-art».
Просмотр слайдов сопровождается следующим текстом.
У данной техники искусства рисования песком можно встретить множество названий, среди которых: рисование песком, рисование на песке картин, картины из песка, песочная графика, пескография, шоу песчаных картин, песочная анимация. В последние годы за данной техникой закрепилось англоязычное название «Sand-Art» (дословно песчаное искусство).
Известно, что песок, как материал для творчества, использовался людьми издавна. Так, искусство песчаных картин с ритуальным смыслом встречается у индейцев Навахо.
Рисование песком – искусство достаточно молодое, появилось в 70-х годах ХХ столетия в Америке. Основателем данной техники по праву считается канадский режиссер, художник – мультипликатор Кэролин Лиф, автор мультфильма «Песок или Питер и волк» (1959 г.). Молодая художница рассыпала по стеклу черный порошок и пальцами создавала из него некие образы. Ее технику использовали многие художники - аниматоры.
Сегодня большую роль популярность приобрели песочное шоу. Художники под музыку рисуют песком истории в песочных картинах, где одна картина переходит в другую. Данная техника рисования песочных историй стала называться песочной анимацией. Анимация – в переводе означает оживление, одушевление и представляет собой метод создания серии рисунков, во время показа которых на экране возникает впечатление движения, развития сюжета. Широкую известность в России этот способ рисования обрел после знаменитого выступления украинской художницы Ксении Симоновой в передаче «Минута Славы».
3. ТВОРЧЕСКИЕ ГРАФИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ, ИГРЫ
Рисование серии песочных картин :
- «Темная ночь».
- «Море ночью».
- «Море днем».
- «Облака на небе».
- «Следы на берегу моря».
4.«ПЕСОЧНАЯ АНИМАЦИЯ»
Демонстрация анимационной истории «Дождь над морем» (с использованием освоенных приемов рисования). Педагог кратко информирует детей о том, что такое песочная анимация, где она встречается (мультипликация) и как она создается.
Педагог демонстрирует свою песочную анимацию, и дети ее повторяют, внося свои коррективы, уточнения и дополнения. При желании могут создавать свою песочную анимационную историю.
5.«МИНУТКА СВОБОДНОГО РИСОВАНИЯ».
Детям предлагается в течение 3-5 минут выполнить на планшете любой рисунок песком по собственному замыслу или по содержанию просмотренной песочной истории или сказки.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1. Рефлексия изобразительной деятельности (анализ песочных картин и анимационных сказок, мотивация на самостоятельную и предстоящую изобразительную деятельность).
2. Ритуал «выхода» из песочного мира.
Арт – терапевтическое упражнение «Песочный ветер» (дыхательное)
Психолог: - Ребятки, я предлагаю сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране и улитке, «задувая» его в песок (можно для этого использовать трубочку для коктейля). (При выполнении упражнения необходимо обратить внимание на то, что дуть в трубочку нужно с такой силой, чтобы песок не вылетел из планшета).
Психолог: - В завершение нашего путешествия давайте произнесем прощальное заклинание:
До свиданья волшебный мир песка.
И не охватит нас тоска.
Ведь, скоро в мир песка вернемся
И Улитке улыбнемся.
В завершении убирают песок и выключают световые планшеты.