Любовь Владимировна Волкова
Конспект занятия «Знакомство детей со скульптурой малых форм»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Закрепить знание детей о том, что скульптура бывает монументальной и малой формы, её изготовляются скульпторы из разных материалов.
Задачи.
Образовательные. Учить видеть и отличать произведения скульптуры малой формы от игрушки. Учить понимать ее содержание, характерные особенности.
Развивающие. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на воспринимаемые произведения скульптуры.
Воспитывающие. Формировать интерес детей к истокам русской народной культуры на основе активного использования фольклора;
Публикация «Конспект занятия „Знакомство детей со скульптурой малых форм“» размещена в разделах
Воспитывать у детей уважение к труду народных мастеров.
Материал. Скульптуры малых форм, набор картинок с изображением скульптуры. Короб со скульптурой малых форм по сказкам (медведь, поросята, коза, мышата, лягушки и др.). Пластилин, доски для лепки, салфетки.
.
Предварительная работа. Чтение сказок, игры – инсценировки сказок. Проведение проектов: «Русская матрешка», «Порадуем малышей игрушками – забавами», «Знакомство детей с видами дымковских кукол», «Знакомство с Богородской игрушкой», «Знакомство с видами филимоновских игрушек», «Дымковские игрушки».
Воспитатель. Ребята, мы с вами знаем много знаменитых людей, которые пишут стихи, рассказы, сказки, пишут красивые картины. А есть люди, которые делают фигурки животных, птиц, людей. Эти люди называются скульпторами, а их работы – скульптурами.
Давайте внимательно рассмотрим эту выставку изделий. Вот все эти фигурки и являются скульптурами. Скульптурные произведения требуют для себя отдельного места. Они объемные их удобнее рассматривать сбоку, спереди, сзади, ходить вокруг неё.
Посмотрите, сколько разных и красивых по – своему фигурок. Эта скульптура называется «Юная балерина». Ее сделал скульптор Пахомов из фарфора. Он не зря выбрал этот материал. Он очень хрупкий. И эта девочка такая юная, хрупкая, она присела на скамеечку, потому что у нее развязался шнурок. Девочка очень красива и все в ней привлекательно.
А этот мальчик – футболист сделан из стали твердого материала. Потому что этот мальчик твердо стоит на ногах, он физически силен.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, случайно ли они попали сюда? Дети. Нет.
Воспитатель. Скульптура бывает монументальная и малой формы. Монументальная скульптуру это памятники, делают такие монументы из металла, камня, бронзы, гранита, мрамора.
Бывает скульптура малой формы.
Среди скульптур малой формы чаще всего можно встретить скульптуры животных. Кого первыми стали изображать самые древние скульпторы? Как ни странно не человека, а животных. Первобытные люди понимали животных, чуть ли не лучше, чем самих себя. Ведь животное, добытое на охоте, служило им пищей и даже лекарством, их шкуры спасали от холода, а прирученный зверь становился другом и помощником. Делает такие фигурки художник – скульптур. Сначала скульптор делает эскиз, набросок, а потом уже воплощает задуманное в камне, металле, бронзе, дереве и т. д.
Воспитатель ставит на стол короб, в котором чудесные фигурки животных из разного материала.
Воспитатель. Дети, на предыдущих занятиях мы знакомились со сказками. И чудесные фигурки, герои этих сказок сидят в коробе и очень волнуются, они думают, что вы их забыли и ни за что ни отгадаете загадки про них. А короб не простой, в нем живут сказки, и надо произнести волшебные слова:
«Короб, короб, открывайся,
Сказка, сказка, начинайся!»
(Крышка короба открылась)
Воспитатель. Ребята, вы сможете отгадать загадки и узнать героев сказки?
Дети. Да.
Воспитатель. Давайте попробуем.
Первая сказка.
«Сяду, сяду на пенёк,
Съем, съем пирожок». (Маша и медведь)
Воспитатель достаёт из короба деревянную фигуру медведя, ставит на стол и предлагает детям обойти кругом стола и рассмотреть фигуру медведя.
Этот медведь тоже сделан из дерева. А почему? Как вы думаете? Правильно. Медведь является могучим и сильным животным.
Вторая сказка.
«Отпусти меня старче
Я тебе за это дорогой выкуп дам». (Сказка о рыбаке и рыбке)
Воспитатель достаёт из короба керамическую фигуру рыбки и вместе с детьми рассматривают её. Воспитатель сообщает детям, что эта фигура сделана из керамики и называется она скульптура, а сделал её скульптор.
Третья сказка.
«Маленький рост,
Длинный хвост,
Серенькая шубка,
Остренькие зубки».
(Сказка «Петушок и бобовое зернышко» мышки Круть и Верть).
Четвёртая сказка.
«Отворили дверь козлята
И пропали все куда-то». (Волк и семеро козлят)
(Воспитатель достаёт из короба фигуру козы - гжель)
Воспитатель. Дети, а эта фигура сделана из обожженной глины, которую затем расписывают и покрывают глазурью. А роспись называется гжель.
Затем воспитатель достаёт из короба и показывает фигуру поросят.
Воспитатель. Дети, можете вы узнать из какой они сказки? Как их зовут? О какой сказки идёт речь?
Дети. Сказка «Три поросёнка»
Воспитатель выслушивает высказывания детей. Затем предлагает детям рассмотреть небольшую выставку с малой скульптурой.
Воспитатель. Скульптуру малой формы создают из разнообразных материалов: стекла и фарфора, из камня и кости, из дерева и металла. Вот эти скульптуры сделаны из фарфора (коза, рыбка, мышата). Вот эти фигурки сделаны из дерева (медведь, конь, это из металла (балерина – танцовщица, а это из стекла (олень, рыбка).
Все эти фигуры делает человек своими руками, называется он скульптур. Ребята, как вы думаете, все эти скульптуры к какому миру относятся к природному или рукотворному?
Воспитатель выслушивает ответы детей.
Дети. Скульптуры относятся к рукотворному миру.
Воспитатель. Почему вы так думаете?
Дети. Потому, что они сделаны руками человека.
Воспитатель. Правильно. А вот материал, из которого сделаны скульптуры, относится к природному миру, так как его создала природа.
В мастерской у скульптура есть много глины и глиняных фигурок – скульптур. Печка где он обжигает свои изделия. Есть и скульптура птиц, он любит их собирать. Многим людям хочется украсить свой дом такими небольшими красивыми скульптурами. Они могут уютно располагаться на письменном столе, книжных полках, подоконниках.
Дети рассматривают скульптуры малой формы, они красивые, по-разному выполнены. У каждой скульптуры свой характер.
Воспитатель предлагает детям отдохнуть.
Физминутка.
Все захлопали в ладошки
Дружно, веселее.
Застучали наши ножки
Громче и быстрее.
По коленочкам ударим: Тише, тише, тише…
Ручки, ручки поднимаем
Выше, выше, выше…
Завертелись наши ручки,
Снова опустились.
Покружились, покружились и остановились.
Затем воспитатель предлагает ребятам сесть за столы.
Воспитатель. Скульптор не сразу делает свою фигурку, ведь это очень тяжелый труд. Все свои задумки он берет из жизни. Долго наблюдает за данным объектом, за его внешним видом, за повадками этого животного или птицы. А вот только потом принимается за работу; выбирает нужный себе материал, из которого будет делать свою скульптуру, но для каждой разный по свойству, это камень, гипс, фарфор или дерево.
Чем отличаются нарисованные животные от их скульптуры малой формы? Рисунок – изображение на плоскости, а скульптуру можно обходить и рассматривать с разных сторон.
Воспитатель. Ребята, сегодня каждому из вас предстоит побывать в роли скульптора и создать скульптуру животного. Из материала пластилин будите лепить скульптуру малой формы козлят из сказки «Волк и семеро козлят». Давайте вернём козе козлят.
Из каких частей состоит фигура козлёнка?
На сколько частей разделим пластилин?
Какие приемы лепки будете применять?
Воспитатель предлагает детям в воздухе пальцем нарисовать фигуру козы или козлят. В процессе работы тем, кто затрудняется, воспитатель оказывает индивидуальную помощь в передаче задуманного образа. В конце занятия все получившиеся фигурки рассмотреть и обыграть.