Папки-передвижки

Опыт работы «Влияние малых форм фольклора на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста»

Кристина Зюзина
Опыт работы «Влияние малых форм фольклора на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста»

Слайд 1

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответ-ственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению ре-чи.

В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития словаря детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняш-ний день имеет особую значимость.

Публикация «Опыт работы „Влияние малых форм фольклора на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Некоторыми аспектами развития словаря дошкольников средствами малых форм фольклора занимались Юлия Георгиевна Илларионова, Ели-завета Ивановна Тихеева, Феликс Алексеевич Сохин, Оксана Семеновна Ушакова, Александра Платоновна Усова, Константин Дмитриевич Ушин-ский.

В связи с большой значимостью данной проблемы в наше время, мной был разработан проект «Загадки русского фольклора».

Слайд 2

Цель проекта:

развитие словаря детей старшего дошкольного возраста посредством малых форм фольклора

Слайд 3

Задачи проекта:

изучить психолого-педагогическую и методическую литерату-ру;

выявить уровень развития словаря детей старшего дошкольно-го возраста

развитие речи детей старшего дошкольного возраста посред-ством малых форм фольклора

Слайд 4

Анализируя методические аспекты развития речи средствами малых форм фольклора, мной был разработан проект «Загадки русского фольк-лора».

Слайд 5

Для изучения уровня развития словаря детей старшего дошкольного возраста использовалась методика обследования по программе «Из дет-ства – в отрочество» ( авторы: Татьяна Николаевна Доронова, Лидия Геор-гиевна Голубева, Татьяна Ивановна Гризик. Под редакцией Татьяны Ни-колаевны Дороновой).

Целью данной методики являлась оценка состояния словаря ребёнка 5-6 лет.

Так же нами была проанализирована пространственная предметно развивающая среда. Группа разделена на уголки, имеется центр художе-ственной литературы. В центре находятся книги, которые читаются детям (сказки, потешки, загадки, небылицы).

Анализ диагностики показал, что с детьми необходимо провести ра-боту по развитию словаря, в группе пополнить библиотеку новой литера-турой, в том числе сказками, небылицами, загадками. В речевом уголке обновить дидактические игры для развития словаря детей.

Слайд 6

На подготовительном этапе проекта была проведена работа по обо-гащению предметно-развивающей среды. Мы пополнили уголок речевого развития новыми дидактическими играми «Я собрал в огороде», «Угадай по описанию», «Угадай, чего не стало?», «Кто больше увидит», «Отга-дай загадку». Пополнили библиотеку новой литературой: русскими народными сказками «Белая уточка», «Василиса прекрасная», «Снегуроч-ка», «Чудесное яблочко», пословицами и поговорками о труде, дружбе, различными потешками используемые детьми, как в процессе непосред-ственной образовательной деятельности, так и в режимных моментах, за-гадками.

Слайд 7

Основным этапом проекта была непосредственно работа по разви-тию словаря детей, используя малые фольклорные формы. Работа прово-дилась в организованной образовательной деятельности, в режимных мо-ментах, в самостоятельной деятельности детей, так же проводилась работа с родителями воспитанников.

Слайд 8

Большую часть знаний дети получали из организованной образова-тельной деятельности. На многих занятиях использовались малые фольк-лорные жанры, будь это занятия по развитию речи или формированию элементарных математических представлений у дошкольников. Мы выде-лили несколько конспектов непосредственной образовательной деятельно-сти, в которых наиболее широко используется фольклор, что способствует развитию словаря старших дошкольников.

Уже с младшей группы дети знакомились с фольклором, как с одним из жанров устного народного творчества. В старшем дошкольном воз-расте более глубоко разбиралось данное понятие. Дети легко определяли такие жанры как загадка, потешка, поговорка. Умели отличать чистого-ворку от скороговорки, колыбельную песню от плясовой.

Слайд 9

Сами того не замечая, мы использовали фольклор в повседневной жизни, поэтому развитие словаря детей малыми фольклорными формами происходило и в режимных моментах. С чего начинается день в детском саду? С приёма детей. Ребята приходят в группу, общаются друг с дру-гом, с воспитателем, это уже развитие речи и словаря. Перед завтраком ребята любят повторять пальчиковые потешки.

Перед приёмом пищи повторяли знакомые потешки и стихи, которые не только благотворно влияли на развитие словаря детей, но и закрепляли культурно-гигиенические навыки и правила поведения за столом.

Во время прогулки мы использовали заклички, как вид обращения к природным явлениям. Так как основной этап проекта выпал на февраль, наши обращения были посвящены зиме и весне.

Так же, на прогулке, во время наблюдений за объектами живой и не-живой природы дети вспоминали знакомые загадки и загадывали их друг другу.

Слайд 10

Мы познакомили детей с пословицами и поговорками, их разнообра-зием и значением. После прочтения некоторых из них, для самостоятель-ной деятельности, детям было предложено нарисовать любую понравив-шуюся. Для самостоятельного художественного творчества дети выбрали такие пословицы, как «Одинокое дерево ветер легче валит», «Человек без друзей, что дерево без корней», «Любишь кататься, люби и саночки во-зить», «Без труда не выловишь и рыбку из труда».

Самостоятельной деятельностью во второй половине дня были народные игры, рассматривание иллюстраций к сказкам, небылицам, по-тешкам, загадкам, дидактические игры в речевом уголке.

Слайд 11

Активное участие в проекте принимали родители воспитанников. С их помощью мы обогатили речевой уголок новыми дидактическими игра-ми и картотекой загадок, потешек, пословиц, поговорок. Родителям было предложено найти разнообразные формы фольклора, рассказать о них де-тям. Данное задание было актуальным не только для детей, но и для их родителей. Родители узнали не только о разнообразии малых фольклор-ных форм, но и об их значении в развитии словаря детей. Общими силами подготовили костюмы для детей, оформили музыкальный зал в стиле рус-ской избы для проведения итогового мероприятия.

Для итогов основного этапа проекта был организован конкурс «Са-мая загадочная загадка», в котором принимали участие семьи воспитанни-ков. Они должны были самостоятельно придумать загадку. Для этого мы пригласили родителей на показ презентации «Как сочинить загадку?». Ро-дители совместно с детьми составляли загадки и приносили их в детский сад для подведения итогов конкурса.

Слайд 12

Итоговым мероприятием проекта был фольклорный праздник. Зада-чами данного мероприятия было приобщение детей к истокам народной культуры, развитие речи детей, обогащение словарного запаса, воспитание любви и интереса к русскому фольклору. Праздник проводился не как за-нятие, а как развлечение, на котором дети не только «побывали» в про-шлом, но и закрепили свои знания об устном народном творчестве.

Слайд 13

После проведения основного этапа по развитию словаря старших дошкольников нами был проведена повторная диагностика по методикам, использованным на подготовительном этапе.

В процессе работы были замечены такие изменения:

- у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх - потешки, самостоятельно организовывают народные игры - забавы с по-мощью считалок.

- у родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют де-тям их смысл.

Слайд 14

Наша работа была ориентирована на развитие словаря детей стар-шего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора. В связи с поставленной целью рассмотрено состояние исследуемой проблемы в пси-холого-педагогической науке, проанализированы особенности речевого развития старших дошкольников и влияние малых форм фольклора на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста.

Исходя из анализа проделанной работы, можно прийти к выводу, что уровень развития словаря детей старшего дошкольного возраста по-вышается, если:

- педагоги дошкольного образования будут заинтересованными ру-ководителями процесса речевого развития;

- будет организовано специальное обучение родной речи с использо-ванием малых форм фольклора не только на специальных занятиях по развитию речи, но и в режимных моментах;

- малые формы фольклора будут отобраны адекватно возрасту детей для обучения и развития речи.

Если организована систематическая работа старшим дошкольникам, малые формы фольклора доступны их пониманию и осознанию. Исполь-зование малых форм фольклора в развитии словаря детей осуществляется совокупностью разнообразных средств и форм воздействия на них. Таким образом, использование малых форм фольклора в развитии словаря детей вполне оправдывает себя.

Разумеется, наша работа не претендует на достаточно полное иссле-дование, так как вопрос все еще остается актуальным. Я буду продолжать работать в данном направлении и использовать малые фольклорные фор-мы, не только со старшими дошкольниками, но и с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.

Прикреплённые файлы:

opyt-raboty_62kbt.ppt | 3234,5 Кб
 
Публикации по теме:

Опыт работы «Развитие духовно-нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста» Тема моего доклада: «Развитие духовно-нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста через различные формы совместной.

Консультация «Формирование познавательно-речевой активности у детей раннего возраста посредством малых форм фольклора» «Формирование познавательно - речевой активности у детей раннего возраста посредством малых форм фольклора» Важнейшим источником развития.

Обобщение педагогического опыта по теме «Влияние малых фольклорных форм на развитие и воспитание детей дошкольного возраста» В течении многих лет я работаю над проблемой «Влияние малых фольклорных форм на развитие и воспитание детей». Работу по использованию малых.

Опыт работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность» Опыт работ Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность Выполнила: воспитатель МКДОУ №.

Опыт работы «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста» Приоритетным направлением моей педагогической деятельности является речевое развитие. Слайд 2 Хочу представить вашему вниманию опыт работы.

Опыт работы «Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами речемыслительной деятельности» МБДОУ «Центр Развития Ребёнка –детский сад № 165» Опыт работы «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Презентация «Развитие речи детей дошкольного возраста с использованием малых форм фольклора» Дошкольный возраст является самым благоприятным для развития речи ребенка. Основная задача развития речи ребенка - овладение нормами и.

Проект «Развитие речи дошкольников посредством малых фольклорных форм» для среднего дошкольного возраста МБДОУ №6 «Светлячок» П Р О Е К Т «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ». «Едва ли можно найти материал более близкий,.

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (опыт работы) Речевое развитие старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности. (Слайд 2). В Федеральном государственном образовательном.

Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Влияние малых форм фольклора на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 25 ноября 2018 в 06:48
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД