МААМ-картинки

Консультация «Формирование познавательно-речевой активности у детей раннего возраста посредством малых форм фольклора»

Анастасия Гришина
Консультация «Формирование познавательно-речевой активности у детей раннего возраста посредством малых форм фольклора»

«Формирование познавательно - речевой активности у детей раннего возраста посредством малых форм фольклора»

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные).

Публикация «Консультация „Формирование познавательно-речевой активности у детей раннего возраста посредством малых форм фольклора“» размещена в разделах

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

В работе с детьми раннего возраста используются следующие малые фольклорные формы : пестушки, колыбельные песенки, прибаутки, скороговорки, пословицы, поговорки, потешки, загадки, сказки, считалки, заклички.

Сказка - средство речевого развития и воспитания детей разных возрастов, она развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству.

Заклички – обращение к явлениям природы (солнц, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоционально положительному овладению родной речью. Дети с большим удовольствием, желанием и интересом играют в подвижные игры. Пальчиковые игры не только формируют речь, но и развиваются мелкую моторику кистей и пальцев, что готовит руку ребенка к письму, дает возможность импровизировать, сочетать слово с действием. А самое главное - уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений кистей и пальцев рук.

Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Поэтому необходимо подобрать потешки, которые помогли успокоить ребенка, помочь установить контакт воспитателя с ребенком, вызывали у него положительные эмоции. Ведь многие потешки позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание. В адаптационный период, используются такие потешки как, например:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

В группе игрушки подбирались так, чтобы среди них были персонажи из потешек. Это были ласковые и успокаивающие потешки. Создается положительный эмоциональный настрой у ребенка.

Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты, когда его укладывают спать (колыбельная песня, во время умывания (ласковые поговорки, совпадающие по эмоциональному колориту с активным общим тонусом ребенка, во время еды, бодрствования (прибаутки, потешки).

Укладывая детей спать в тихий час, старайтесь создать им ощущение домашнего тепла и уюта, напевая колыбельные песенки:

Также потешки для подъема детей, после сна, так как не все дети с охотой встают. Поочередно поднимая детей, приветствуйте их пробуждение ласковой пестушкой.

Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты, когда его укладывают спать (колыбельная песня, во время умывания (ласковые поговорки, совпадающие по эмоциональному колориту с активным общим тонусом ребенка, во время еды, бодрствования (прибаутки, потешки).

Укладывая детей спать в тихий час, старайтесь создать им ощущение домашнего тепла и уюта, напевая колыбельные песенки:

Также потешки для подъема детей, после сна, так как не все дети с охотой встают. Поочередно поднимая детей, приветствуйте их пробуждение ласковой пестушкой.

Время гулять, но сначала - одеться. Пора учиться и это делать самостоятельно, но в первый раз все кажется трудным, а вот с потешками легче и веселее.

Вот они сапожки,

Этот - с правой ножки…

Для того чтобы малышам было легче запоминать эти потешки, сопровождайте их рассматриванием картинок, игрушек, иллюстраций, а также игр.

Для того чтобы речь ребенка стала более внятной, выразительной, эмоционально окрашенной используйте народные песенки – потешки: «Ладушки», «Сорока», «Идет коза» и др. Здесь важную роль играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук.

Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.

В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых близких людей, и только в совместной работе с родителями можно развить интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает, к народному искусству. Используя малые фольклорные формы, как средство развития речи детей раннего возраста, происходит овладение лексикой родного языка, звуковой культурой речи, проявляется речевое творчество, обогащается словарный запас ребенка.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством малых форм фольклора В последние годы возрастает интерес к фольклористике. Общество как будто почувствовало: живительную силу обновления можно почерпнуть I неиссякаемых.

Развитие речи у детей раннего возраста посредством малых фольклорных жанров «Развитие речи у детей раннего возраста посредством малых фольклорных жанров» Родное слово – основа всякого умственного развития и сокровищница.

Формирование речевой активности в раннем возрасте посредством развития мелкой и общей моторики Краткая аннотация. В статье раскрываются пути повышения речевой активности детей раннего возраста посредством развития мелкой и общей моторики.

Консультация для воспитателей «Использование малых форм фольклора — загадок в работе с детьми» Загадка — это один из малых жанров фольклора. В. И. Даль писал: «Загадка — краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для.

Презентация «Развитие речи детей дошкольного возраста с использованием малых форм фольклора» Дошкольный возраст является самым благоприятным для развития речи ребенка. Основная задача развития речи ребенка - овладение нормами и.

Презентация «Воздействие малых форм фольклора на развитие речи малышей» Произведения устного народного творчества таят в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяют с самого раннего.

Программа по самообразованию «Развитие речевой активности детей раннего возраста в процессе игровой деятельности» Программа по самообразованию «Развитие речевой активности детей раннего возраста в процессе игровой деятельности» Содержание 1. Паспорт.

Развитие образности речи дошкольников посредством малых форм фольклора Слово фольклор в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа,.

Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора План по самообразованию на тему: Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора подготовила воспитатель: Джиоева Развитие.

Влияние развития мелкой и общей моторики на формирование речевой активности детей раннего возраста В статье раскрываются пути повышения речевой активности детей раннего возраста посредством развития мелкой и общей моторики. Автор раскрывает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Формирование познавательно-речевой активности у детей раннего возраста посредством малых форм фольклора»
Опубликовано: 23 июля 2018 в 17:15
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД