Приложение МААМ

Использование малых фольклорных форм в социализации детей младшего дошкольного возраста

Рима Идрисова
Использование малых фольклорных форм в социализации детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу!

А. С. Макаренко

Цель:

Развитие речи у детей раннего возраста, а также интереса и внимания к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитание художественного вкуса.

Задачи:

Публикация «Использование малых фольклорных форм в социализации детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

1. Формирование раннего восприятия звуковой культуры речи на основе ритмико-мелодической структуры языка в малых формах фольклора.

2. Развитие слухового внимания, понимания речи, звукоподражания, активизация словаря

3. Воспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.

4. Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к совместной деятельности в режимных моментах.

5. Развивать мышление умение подхватывать и читать знакомые строки потешек, передавать жестами и действиями содержание потешки, песенки.

6. Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы.

Едва можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и поэтому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развивался из исканий высокой радости детской народной массы. Это детский фольклор.

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. В этом возрасте ребёнок овладевает прежде всего диалогической речью. Она имеет свои специфические особенности проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи. Только специальное речевое воспитание подводит ребёнка к овладению связной речи, строится с учётом возрастных особенностей детей. При этом важно учитывать индивидуальные особенности речевого развития каждого ребё нка: эмоциональность, непосредственность.

В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов: мышление, воображение, памяти, речевого общения, эмоций.

Поэтому определение направлений и условий развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач:

• интенсивно обогащать речь ребёнка путём восприятия речи и рассказов взрослых;

• развитие диалогической речи.

Развитие речи маленьких детей находится в прямой зависимости от следующих факторов:

• речевое окружение (речевая среда);

• педагогических воздействий, направленных на освоение ребёнком определённого речевого содержания.

Поэтому, использование малых фольклорных форм в развитии речи дошкольников приносит огромный результат. Детская литература занимает в мире малыша очень важное, очень большое место.

Народные песенки, колыбельные, потешки, сказки погружают ребёнка в светлый уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующие влияние на детскую душу. Одна из движущих сил развития ребёнка - сила примера. Книга сознательно и целеустремлённо направляет ход его мыслей, побуждает к подражанию, совершенствует и облагораживает ум и сердце ребёнка, развивает речь.

С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, т. е. вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребёнка появляется желание запомнить текст. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти.

Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в работе с детьми я стараюсь наизусть читать колыбельные песенки, потешки, диалоги, сказки, и тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия, включить их в повседневный разговор с детьми.

Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребёнка к новым для него условиям. Во время расставания с родителями я переключаю внимание ребёнка на игрушку (кошку, собачку, петушка, сопровождая её движениями, чтением потешки:

Петушок, петушок

Золотой гребешок.

или: Киска, киска, киска брысь

На дорожку не садись.

или: Вот собачка Жучка

Хвостик закорючка.

Потешка - это жанр устного народного творчества. Потешка развлекает и развивает малыша. Она учит маленького ребенка понимать человеческую речь и выполнять различные движения, которым руководит слово. Слово в потешке неразрывно связано с жестом. Оно является главным и ведет за собой жест.

Наверно все знакомы с «непонятным упрямством» малышей. Особенно сложный возраст от двух до трех лет ( а может и старше :, когда ребенок начинает проявлять самостоятельность. Этот возраст сложен не только для мам и пап, но и для самого малыша. Он еще не может разобраться в своих желаниях, не может управлять своими эмоциями. Как трудно бывает взрослым сохранять спокойствие во время приступов негодования маленького человечка. Меня в таких случаях очень выручают потешки. Они помогают ребёнку настроится на нужный лад, понять, что от него хотят взрослые, и в игровой форме сделать то, что необходимо.

Особенно дети любят, когда во время чтения потешки используется его имя, такие произведения малых фольклорных форм дети очень быстро запоминают:

У сороки боли

У вороны боли

А у Ирочки заживи.

или: Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Сашенька хороший, Сашенька пригожий!

С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умывание, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать.

При умывании: Водичка - водичка

Умой моё личико.

При причё сывании: Расти, коса, до пояса

Не вырони ни волоса

Расти косонька до пят,

Все волосики в ряд.

Во время приё ма пищи: Умница Катенька

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Сладкую, душистую.

Можно попробовать напевать потешки. Звуки песенки завораживают малышей. Что на руку нам.

Я на себе почувствовала, насколько потешки, песенки, сказочки помогают общаться с моими малышами, избегать детских слез.

***

(хлопаем в ладошки)

- Ладушки, ладушки,

Где были?

- У бабушки.

- Что ели?

- Кашку.

- Что пили?

- Бражку.

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька,

Попили, поели,

Домой, полетели!

(машем ручками, а затем кладем их на головку)

На головку сели!

Ладушки запели.

Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемое показом, более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствует запоминанию текста, развитию речи.

Так же в своей работе я использую пальчиковый театр и пальчиковые игры.

Пальчиковый театр - это волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя, а, играя, познает окружающий мир.

С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится и с волшебным миром сказок. Из сказок дети черпают представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, о добре и зле, о храбрости, стойкости, хитрости. Пальчиковый театр - это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя.

Пальчиковые театры очень хороши для театрализованной деятельности. Театрализованные игры создают эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребенка, участвуя в домашнем спектакле, ребенок чувствует себя раскованно, свободно.

Пальчиковый театр - это прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи. Пальчиковый театр способствует развитию мелкой моторики. В ходе игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. С помощью этого вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Игры с маленькими героями позволяют стимулировать речевую активность, так как вся теплота, самобытность, яркость, вложенная автором в фигурку, вовлекает ребенка в сказочный мир, помогая снять различные блоки. Игра является для ребенка естественным средством самовыражения, а использование символических материалов помогает ему дистанцироваться от проблемных (трудных) ситуаций.

Пальчиковый театр - отличный помощник в общении с ребенком! Пальчиковые куклы "оживая" на пальце не дадут Вам соскучиться, и составят компанию во время прогулки, посещения поликлиники или в дороге. Пальчиковые куклы не займут много места в маминой сумочке и помогут развлечь малыша.

Уникальность пальчикового театра состоит еще в том, что это авторские творения ручной работы. Пальчиковые куклы сделаны с душой и несут в себе творческую энергию, которая способна передаваться тому, кто держит их в руках.

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры - это не только увлекательные и эмоциональные игры, но и очень полезные упражнения для развития моторики. Также они способствуют развитию речи и творческой деятельности. Пальчиковые игры подходят для детей от года и старше.

Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Проводя развивающие занятия с малышами, я обнаружила, что весёлых и разнообразных пальчиковых игр для постоянных занятий явно недостаточно. Предлагаемые пальчиковые игры создавались для своих маленьких учеников, но, надеюсь, пригодятся родителям и другим педагогам.

Персонажи и образы наших пальчиковых игр - паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик - нравятся малышам с полутора-двух лет, дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево.

Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке или загибает пальцы партнёра по игре, важны для формирования чувства уверенности у ребёнка. Некоторые игры, в которых пальчики называются по очереди или действуют поочерёдно, напоминают маленькие сказочки (например, "Два толстых поросёнка", "Два рыжих таракана", "Краб") и выполнить их самостоятельно могут дети 4-5 лет, а более маленьким должны помогать взрослые.

Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.

Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.

Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно; можно пропевать предложенные тексты на любую подходящую мелодию.

ПАУЧОК

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил,

Паучков на землю смыл.

Солнце стало пригревать,

Паучок ползёт опять,

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.

Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик). Хлопок ладонями по столу/коленям.

Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)

Действия аналогичны первоначальным

"Паучки" ползают на голове.

ПЧЁЛКИ

Домик маленький на ёлке,

Дом для пчёл, а где же пчёлки?

Надо в дом постучать.

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по ёлке,

Где же, где же эти пчёлки?

Стали вдруг вылетать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке" Дети заглядывают в "улей".

Сжимаем кулачки. Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.

Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчелки летают).

Хороводные игры

Работа с детьми начинается в первой младшей группы со знакомства с самыми простыми потешками и песенками, которые постепенно усложняются не только смысловым содержанием, но и действиями детей, при обыгрывании потешек и передачи различных образов.

Использование хороводных игр совместно с пальчиковой гимнастики позволяет переключаться с одного вида на другой, что способствует снижению статических нагрузок и повышению работоспособности ребенка.

Одновременное проговаривание текста с движением позволяет ребенку быстрее освоить и запомнить текст. Речь ритмизируется движениями, делается более грамотной, четкой, эмоциональной. Наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие ребенка, способствует развитию плавности и координированности движений.

Детям очень нравится водить хоровод. Даже крошки, едва научившиеся ходить, с удовольствием идут по кругу держась за руки, внимательно прислушиваются к словам, с радостью повторяют движения за старшими.

«Кабачок»

Дети идут по кругу держась за руки, в середине круга сидит ребенок — «кабачок».

Кабачок, кабачок,

Тоненькие ножки,

Красные сапожки,

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили,

На ноги поставим,

Танцевать заставим.

Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь!

«кабачок» танцует, а потом выбирает другого ребенка, который становится «кабачком».

«Каравай»

(держась за руки, дети идут по кругу, в центре круга — именинник)

Как на (имя ребёнка) именины

Испекли мы каравай,

Вот такой ширины,

(дети стараются сделать круг как можно больше)

Вот такой ужины,

(дети стараются сделать круг как можно меньше)

Вот такой вышины,

(дети стараются сделать круг как можно выше)

Вот такой нижины,

(дети стараются сделать круг как можно ниже)

Каравай, каравай,

Кого хочешь выбирай.

(за тем поет именинник)

Я люблю конечно всех,

Ну, а (называет имя)

Больше всех.

(ребёнок, имя которого было названо, выходит в круг и все начинается сначала)

Пузырь

Дети водят хоровод и говорят:

Надуваем пузыри.

Вот какие посмотри!

Постепенно расширяя круг

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся.

Когда ведущий говорит:

Пузырь лопнул,

Разлетелись пузыри.

Дети хлопают в ладоши и разбегаются.

И т. д.

Постепенно приходит пора сказок. Детям младшего возраста рассказывают, прежде всего, сказки о животных. В них животное олицетворяет те качества человека (жадность, глупость, хитрость, которые осуждает сказка, и в этом заключается ее мораль и воспитательное значение.

Так же неизменным успехом пользуются сюжеты, в которых идет речь о взаимовыручке, восстановлении справедливости («Кот и петушок», «Зайкина избушка», торжестве правды над обманом («Коза и семеро козлят», «Лисичка со скалочкой»)

Сказки очень просты по своей композиции. Большую роль в них играет повторяемость одного и того же эпизода. Это сказки «Колобок», «Репка». Такое построение сказок способствует лучшему их запоминанию ребенком.

Прочитав сказку и обсудив ее с детьми можно переходить к инсценировке. Но даже для того, чтобы правильно прочесть детям сказку, а тем более инсценировать ее, я должна четко представлять главную мысль произведения.

И помнить о том, что предварительные размышления взрослого над текстом сказки помогают впоследствии верно расставить смысловые акценты в речи «сказателя». Тогда слово сказки действительно станет благодатны и понесет слушателю уроки народной мудрости.

Правильно подобранные пьесы помогут ребенку изжить свои страхи, научиться правилам общения и совместной игры. Перенять систему нравственных ценностей, рожденных духовной традицией своего народа. Развить свою фантазию и получить импульс к началу собственной игровой деятельности, в которой особенно необходим навык ролевой игры, умение ребенка представить себя собачкой, мамой, паровозом и т. д.

Получить положительный эмоциональный заряд и научиться испытывать необходимые эмоции: сострадание, жалость, радость, сочувствие, гнев на зло и грех, отвращение ко злу и нравственному уродству.

Из опыта и научных исследований я знаю, что главной деятельностью ребенка до юношеской поры является игра. И именно игра формирует у ребенка жизненные навыки, которые затем останутся с ним на всю жизнь. А какую игру с удовольствием могут разделить взрослые с дети? Конечно театр! Ведь это не просто развлечение, а прекрасны способ познакомиться с историей, культурой, нравами, обычаями народов мира!

Театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Театр воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой и т. д. Кому посчастливилось именно в раннем возрасте окунуться в атмосферу волшебства театра, тот всю жизнь будет воспринимать мир прекрасным, душа его не очерствеет, не ожесточится и духовно не обеднится. Кукольный театр как вид искусства наиболее полно способствует творческому развитию личности дошкольников. Малыши уже в самом раннем возрасте склонны к творческой деятельности. Через это творчество они познают окружающий мир. Познавая через мир сказки, через мир театра, что такое добро и зло, они учатся по-доброму относиться к друзьям, к маме, к взрослым, к животным. Совершенно необходимо, чтобы эти истины дети познавали посредством ярких театральных впечатлений. Ознакомление с играющими куклами начинается уже в раннем возрасте. Надев на руку куклу-котенка, собачку, петрушку я читаю потешку, шутку, попевку, подражаю голосом животных, вызываю у ребенка положительную эмоциональную реакцию.

С детьми третьего и четвертого годов жизни я разыгрываю простейшие сюжеты знакомых сказок («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка»,используя элементы костюмов, маски, шапочки с силуэтами персонажей.

Детям очень интересно самим участвовать в представлении. В показе теневого, стаканчикового, картонажного, пальчикового театров играют роли дети-артисты. Так разыгрывается весь спектакль. Поэтому увидев, что дети овладели приемами ведения представления, я передаю им фигурки, чтобы они сами самостоятельно вели представление. Это имеет большое воспитательное значение.

Дети пятого и шестого годов жизни уже, как правило, знают и любят кукольный театр, с большим желанием участвуют в инсценировках. Общаясь непосредственно изо дня в день с искусством театра, дети учатся быть более терпеливыми друг к другу, уживчивыми, сдержанными, собранными.

Театр формирует у детей целеустремленность, собранность, взаимовыручку, взаимозаменяемость. Театральные импровизации способствуют эмоциональному воспитанию детей, умению выплеснуть свою энергию, передать свое видение мира.

Задачи театра, естественно не направлены на то, чтобы воспитать артистов-профессионалов. Но кем бы ни были в будущем наши дети, мы верим, что они будут творчески относиться к своему делу. Надеемся, что искренность, доброту, чистоту помыслов и поступков они пронесут через всю свою жизнь. В человеке всегда заложено творческое начало, и важно уметь его развивать.

Публикации по теме:

Консультация «Использование малых фольклорных форм в работе с детьми с ОНР» «Использование малых фольклорных форм в работе с детьми с ОНР» Черкашина Наталья Александровна, воспитатель ГАУСО АО «Свободненский специальный.

Обогащение речи детей дошкольного возраста с помощью малых фольклорных форм "Обогащение речи детей дошкольного возраста с помощью малых фольклорных форм". В настоящее время возрастает интерес к истокам, корням,.

Конспект родительского собрания в первой младшей группе «Влияние малых фольклорных форм на развитие речи детей 2–3 х лет» Цель: показать значение устного народного творчества в развитии речи детей 2-3х лет. Задачи: 1. Помочь родителям понять, какое влияние оказывает.

Конспект занятия по развитию речи на основе малых фольклорных форм во второй младшей группе «Козлик и дудочка» Конспект занятия по развитию речи на основе малых фольклорных форм во второй младшей группе «Козлик и дудочка». Из опыта работы воспитателя.

Консультация для педагогов «Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста» Фольклор – это народное творчество, душа русского искусства, музыки. Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного.

Обобщение педагогического опыта по теме «Влияние малых фольклорных форм на развитие и воспитание детей дошкольного возраста» В течении многих лет я работаю над проблемой «Влияние малых фольклорных форм на развитие и воспитание детей». Работу по использованию малых.

Опыт работы «Использование малых фольклорных форм в приобщении детей к русской народной культуре» 1 слайд "Использование малых фольклорных форм в приобщении детей к русской народной культуре" 2 слайд В наше время возникает потребность.

Опыт работы «Влияние малых форм фольклора на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1 Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответ-ственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком.

Проект на тему «Развитие связной речи дошкольников с помощью малых фольклорных форм» Один из принципов дошкольного образования - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Использование.

Проект «Развитие речи дошкольников посредством малых фольклорных форм» для среднего дошкольного возраста МБДОУ №6 «Светлячок» П Р О Е К Т «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ». «Едва ли можно найти материал более близкий,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование малых фольклорных форм в социализации детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 17 февраля 2019 в 09:19
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование малых фольклорных форм в социализации детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Рима Идрисова (УИ 942358) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД