Елена Гаврилова
Конспект логопедического занятия «Звук и буква О»
▼ Скачать + Заказать документы
«Звук и буква О»
Цель: закрепить знания о звуке [о]; уточнить его артикуляцию; научить четко интонировать звук [о]; выделять звук [о] из ряда гласных звуков, слогов, из состава слова в ударной позиции; знакомство с буквой О. упражнять детей в практическом употреблении предлогов В, НА, ИЗ.
Развитие внимания, связанного с координацией движений; развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений; развитие пространственного мышления, развитие умений выполнять действия по инструкции.
Публикация «Конспект логопедического занятия „Звук и буква О“» размещена в разделах
- Буква О и звук [О]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Оборудование: песочница, зеркала, «фонарики» (красные кружочки, картинки, овощи (свежие или муляжи, листья с картинками.
Ход ЗАНЯТИЯ:
I. Организационный момент.
- Раз, два, три, четыре, пять - становитесь в круг играть! Настал новый день, давайте встретим его с улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы.
Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту, красоту и здоровье, а выдохнете через ротик все обиды, злобу и огорчения.
II. Игра с песком «Чувствительные ладошки».
- Ребята, подойдите сюда, что вы видите? (песок)
- Но это песок не простой, а волшебный, он может чувствовать прикосновения. Положите ладошки на песок. Какой песок? (сухой, мягкий, шершавый)
- Когда я опускаю руки в песок, мне приятно, я чувствую прохладу песка. А что чувствуете вы?
- когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. Вы тоже это чувствуете?
- я перевернула руки, и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка. По-моему, он стал чуть холоднее. А что чувствуете вы?
- Мне неудобно держать так руки. А вам? Что надо сделать, чтобы рукам вновь было удобно и приятно? Может, подвигать ими?
- А теперь давайте поскользим, как змейки, всей ладонью; кулачком, пальчиком.
- А сейчас поставим отпечатки ладошек, на чем лежат ваши ладошки? (на песке).
- «Погружаем» ладошки в песок, где сейчас лежат ваши ладошки? (в песке).
- А теперь уберите руки из песка, из чего вы убрали руки? (из песка)
Включается тихая музыка.
- Сейчас вы сядете на подушки и …
Положили руки на колени,
А теперь немного лени…
Напряженье улетело,
И расслабилось все тело…
Наши мышцы не устали
И еще послушней стали.
III. звук [о].
- Послушайте стихотворение. Подумайте, какое время года описывает поэт.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит.
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Воды зашумели
Быстрого ручья.
Птички улетели
В теплые края.
- Мы с вами отправляемся в осеннее путешествие. Первая остановка называется «Обучайка».
- Скажите, какой первый звук в слове осень? Посмотрите, как я его произношу. Губы округлены и немного выдвинуты вперед, зубки закрыты губами, язычок лежит на дне ротика. Произнесите звук [о].
Дети, наблюдая в зеркале за артикуляцией, хором и индивидуально произносят звук [о].
- Как вы думаете, звук [о] какой звук? (гласный). Почему?
- Язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха. Для его обозначения мы используем красный кружок.
IV. Закрепление произношения звука [о].
- Мы отправляемся дальше. Наша остановка называется «Повторяй-ка». Послушайте, кто это плачет? (мальчик)
- Как вы думаете, что с ним случилось? (у него болит ухо)
- Как плачет мальчик? ( он стонет: о-о-о)
- Звук [о] может показать настроение человека: радость, печаль, удивление, страх. Посмотрите на гномиков. Какое настроение у первого гномика. Произнесите звук [о] изображая печаль, удивление, страх. А теперь радость, чтобы развеселить мальчика.
- Я думаю, что мальчик теперь быстро поправится, а мы отправляемся дальше.
V. Развитие фонематического слуха.
- Следующая остановка «Игровая». Нас здесь ждут «фонарики», и мы с ними поиграем. Если вы услышите звук [о], то должны будете зажечь свой «фонарик» - поднять его вверх.
- выделение звука [о] из ряда гласных : о, а, у, о, и, о, э, у, о…
- выделение звука [о] из ряда слогов : оп, ан, ит, оф, ав, эх, об, ук…
- Молодцы, ребята, вы постарались и ваши «фонарики» зажигались красными огоньками.
- Следующая остановка «подумай-ка».
- Звук [о] очень любит осень. Посмотрите какую осеннюю картинку она нам приготовила. Подумайте и назовите предметы, в которых есть звук [о]. выделяйте его голосом. (облако, дождь, дом, окна, забор, дупло, зонт, пальто, кот).
VI. Физминутка.
- Путешествие привело нас в осенний лес. Все лето листочки грелись на солнышке, загорели, пожелтели, покраснели и полетели осенью «золотым дождем». Мы с вами тоже превратимся в листочки.
Выполнение движений с речевым сопровождением.
Мы - листочки осенние.
На ветках мы сидели.
Ветер дунул – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
VII. Выделение звука [о] из состава слова.
- Мы прилетели с вами на следующую остановку «Огородную». Что тут растет? (овощи).
- Кто, ребята, мне поможет –
Овощи в ведро положит?
Помнить надо вам одно –
Овощ должен быть со звуком [о].
Дети называют овощи: кабачок, помидор, картофель, чеснок, патиссон.
VIII. Знакомство с буквой О
- Вот мы и добрались до следующей остановки «Называй-ка»
-Найдите букву в песке.
- На что похожа буква?
В этой букве нет угла
от того она кругла
до того она кругла
покатиться бы могла.
Напишем букву на песке.
IX. Итог занятия.
- Наше путешествие подходит к концу, последняя остановка «Итоговая».
Осенний ветер сорвал эти листья с деревьев. А мы соберем их. Но надо взять только те листья, на которых есть картинка со звуком [о]. Каждый выберет себе один листик и назовет, что там нарисовано.
- С каким звуком мы познакомились?
- Какой это звук? Почему?
Осенью всегда так много листьев. Кто их убирает? Давайте поможем убрать листья в песочнице.
Дети убирают листья, под которыми спрятаны орехи.