Получи документы

Конспект занятия «Значение ознакомления с профессиями в речевом и коммуникативном развитии дошкольников»

Любовь Чилигина
Конспект занятия «Значение ознакомления с профессиями в речевом и коммуникативном развитии дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект (для выступления на семинаре): Значение ознакомления с профессиями в речевом и коммуникативном развитии дошкольников

Выполнила - Чилигина Л. В (2023г)

Публикация «Конспект занятия „Значение ознакомления с профессиями в речевом и коммуникативном развитии дошкольников“» размещена в разделах

В современном мире, согласно ФГОС, профориентация детей-дошкольников является неотъемлемым фактором гармоничного, всестороннего развития личности. Благодаря этому выбор профессии становиться более осознанным, так как у ребенка уже есть представление о специфике труда, была возможность, пусть и в игровой форме, познакомиться с профессиями поближе, а также подумать и понять, что интересно ему самому.

Профориентация (лат. professio — род занятий и фр. orientation — установка) — система мер, направленных на оказание помощи молодёжи в выборе профессии.

Профессия – это разновидность труда, работы или деятельности человека.

Формирование представлений дошкольников о труде и профессиях - это актуальный процесс, который необходимо строить с учетом современных образовательных технологий, не забывая предпосылки исторического прошлого и исследовательские показатели:

А. С. Макаренко говорил «… что правильное воспитание — это, обязательно, трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни».

«Возможность труда и любовь к нему — лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный и богач». К. Д. Ушинский

Ранняя профессиональная ориентация – предполагает выявление интересов, склонностей детей к тем или иным предметам, видам труда общества с целью к профессиональной ориентации в будущем.

Склонности детей уже проявляются на занятиях, в играх. Интересы людей, подкрепляются предначертанными способностями. Если говорить о научной позиции Евгения Александровича Климова (ведущий специалист СССР и России в области психологии) считает, что воспитатель детского сада, может воздействовать на поддержание пристрастия ребенка дошкольного возраста к той или иной профессии. Поэтому очень важно, чтобы человек непосредственно изучил самого себя и нашел свой «родной труд».

Даже в самых трудных ситуациях, имея целенаправленный и любящий труд, человек может добиться своей цели. В дошкольную пору происходит приобщение детей к житейскому труду, знакомство с трудом взрослых, уходу за растениями и животными, создание игрушек, развитию понимания надобности труда, бережного отношения к ее результатам.

Педагогическими факторами развития представлений о профессии являются:

1. Знакомство детей, дошкольного возраста с работой взрослых;

2. Совместная работа детей и взрослых;

3. Разные виды деятельности (игровая, С/Р, дидактические и др)

Как происходит знакомство с работой взрослых:

• накопление сведений о ходе работы, преобразования предмета деятельности, результаты деятельности и образование представления о ее важности (экономическое развитие);

• создание представлений о специалисте той или иной трудовой деятельности и его отношение к работе;

• создание представлений о совместном труде.

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает значительное место. В ДОУ не формируется проблема выбора профессии. Но все же, профориентация взаимосвязана со становлением личности на всех возрастных этапах, что дает возможность рассматривать дошкольный возраст как подготовительный, закладывающий начала для выбора профессии в будущем. Важную роль при этом играет социально-коммуникативное развитие детей.

Коммуникация – формирование свободного общения с детьми и взрослыми в ходе труда, ознакомление с трудом взрослых.

Социализация – развитие начальных представлений о себе, семье, гендерных особенностях, государстве и социуме, овладение общепринятых правил и норм взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в процессе развития детского труда и представлений о деятельности взрослых.

Один из аспектов образовательной области «социально-коммуникативное развитие» направлен на решение следующих задач:

• на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

• развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;

• становление самостоятельности, целенаправленности собственных действий;

• развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых, своей национальности, стране, гендерной идентичности, любви к Родине.

В детском саду происходит формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Кроме того период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире. Знакомство с окружающим - одно из средств развития словаря у детей дошкольного возраста и развитие речи.

Алгоритм знакомства детей, дошкольного возраста с профессиями:

1. Карточки-символы (пиктограммы, которые непосредственно помогают ребенку сочинить рассказ о конкретной профессии по схеме);

2. Наглядное формирование педагогической ситуации;

3. Карусель детских вопросов;

4. Игра.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Речевое развитие включает несколько направлений:

1. Развитие словаря. Данное направление работы связано с освоением значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, непосредственно в которой происходит общение;

Проблема ознакомления детей старшего дошкольного возраста со взрослым человеком, в том числе и с их профессиями была предметом исследований многий ученых, таких как И. Д. Власова, Г. И. Жуковская, В. И. Логинова и других.

Особенности развития мышления во многом определяют особенности детского словаря, например, как понятие о словаре активном и пассивном.

Активный словарь — это слова, которые говорящий не только

понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.

В активный словарь ребенка входит общеупотребительная лексика, но в отдельных случаях — ряд специфических слов, повседневное употребление которых объясняется условиями его жизни

Многие педагоги, такие как Н. Е. Веракса и Т. С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности.

Например, дети, живущие в военном городке ЧВВАКУШ, используют слова военной терминологии: полигон, плац, старшина, капитан, самолет, истребитель, бомбардировщик, летчик, штурман, парашют. Дети Металлургического района - завод, печь, сталь, чугун, сталевар и т. д

Значит, определяя содержание работы по развитию активного словаря дошкольников, педагог должен учитывать потребности речевой практики детей, условия их речевого окружения. Нужно постоянно помнить основную цель обучения родному языку: сделать для ребенка язык средством общения.

Пассивный словарь — это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат. Ознакомление дошкольников с трудом взрослых — это не только сфера социально-нравственного, но и познавательно-речевого развития дошкольников. В пассивном словаре представлены все части речи, что позволяет сделать речь ребенка в конце дошкольного детства содержательной, достаточно точной и выразительной.

Знакомя детей с любым видом труда, полезно придерживаться определённой системы:

• о названии профессии (кто варит обед, строит дом);

• о месте работы (где работает повар, строитель);

• об орудиях труда (чем, с помощью чего работает повар, строитель);

• о трудовых действиях (что делает повар, строитель);

• о результатах труда (что получается в результате работы повара, строителя);

• о пользе труда для общества (для кого варит обед повар, строит дома строитель).

2. Развитие связной речи. Направление по развитию диалогической (разговорной) и монологической (рассказывание) речи у дошкольников; «Продолжи предложение», «Найди и расскажи» (по рисунку, «Нарисуй портрет» (словесный, «Я начинаю предложение, а вы заканчиваете», «Расскажи-ка» (рассказ по схеме, по плану) пальчиковые игры на развитие координации движений и речи, загадки, беседы и т. д.

Лучше увидеть профессию в деле, чем сто раз услышать о ней; погружение в реальные практические ситуации.

Метод проектов

Первый этап — аналитический. Беседы с детьми на тему «Кем и где работают мои родители?», «Кем я стану, когда вырасту?», «Что я знаю и что я хочу узнать…».

Второй этап — организационный. Обогащение предметно-развивающей среды: подбор художественной литературы в книжном уголке, дидактические, словесные, настольные игры, которые знакомят с профессиями.

Третий этап — практический. Встречи с представителями разных профессий, иллюстрации на занятиях, ролевые игры. «Игра ребенка – это его жизнь. Он в ней свободная, самостоятельная личность, развивающая свои силы. Экскурсии по детскому саду: чем занимаются воспитатель, его помощник, медсестра, повар, завхоз. Побывать на работе у родителей (по возможности) или виртуальная экскурсия. Знакомство с с/х профессиями", "Путешествие в театр" и т. д., видео уроки Тетушки Совы, мультфильмы профориентационной направленности, видео с песенками о профессиях (игры с грузовичком Лёвой, бурёнкой Дашей) и др. Использование ИКТ в формировании у детей представлений о разных профессиях имеет огромное значение, так как это то, что требует современная модель обучения на данном этапе образования.

3. Воспитание звуковой культуры. Цель направления – формирование правильного произношения звуков, с помощью развития восприятия звуков родной речи и произношения;

• коррекция звукопроизношения и формирование фонематического слуха («Повтори правильно», «Назови профессию с заданным звуком», «Где находится заданный звук?», «Хлопните в ладоши, если это надо для … (название профессии)», «Какая профессия лишняя?», «Хлопни, если услышишь заданную профессию» и т. д.);

• обучение элементам грамоты («Прохлопай по слогам», «Собери слово», «Название какой профессии начинается на звук….?», «Назови первый и последний звук», «Допиши название профессии» (ломаные буквы, заштрихуй (обведи) то, что нужно для человека заданной профессии», «Составь предложение из 2-3-4- слов про людей заданной профессии», графические диктанты, игры со счетными палочками и пластилином и т. д.);

4. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи. Направление данной образовательной области обеспечивает формирование творческого характера речи, раскрытие перед детьми различных явлений и отношений в области лексики для подготовки к обучению грамоте.

Важными в формировании речи являются театрализованные игры по текстам литературных произведений, как один из методов литературного развития. Они также способствуют ознакомлению дошкольников с трудом.

О введении ребенка в трудовую деятельность и знакомство с профессиями писали такие педагоги как Р. С. Буре, В. Г. Нечаева, С. А. Козлова, М. А. Васильева, Ю. В. Янатовская, Л. А. Ростовецкая.

Читая детям художественные произведения о труде, воспитатель решает сразу несколько важных обучающих и воспитательных задач: дети узнают о разных профессиях, у них появляется интерес к еще одной стороне деятельности взрослого человека, формируется отношение к ней, по крупицам складывается образ, к которому ребенок начинает стремиться, создавая себя.

5. Формирование грамматического строя речи. В процессе формирования грамматического строя речи у дошкольников закладывается умение оперировать лексическими единицами, обеспечивается выбор языковых средств для общения.

• развитие грамматического строя (образование названий профессий с помощью различных суффиксов, игры: «Один-много», «Назови по образцу», «Сосчитай до 5», «Большой-маленький», «Назови ласково», «Мальчик-девочка», «Какой? Какая? Какие?», «Чей? Чья? Чьё?», «Что из чего?» и т. д.).

6. Воспитание любви и интереса к художественному слову. Основой данного направления являются привитие навыков слушать, слышать и воспринимать художественные тексты, обучение сочетанию слушания с другими видами деятельности, формирование умения видения образа за текстом и речевая передача в беседе.

Роль художественных средств в трудовом воспитании дошкольников своеобразна. Нельзя научить человека трудиться, слушая музыку, рассказ, сказку или рассматривая картину о труде. И, тем не менее, именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожими на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость труда.

B работе с детьми каждодневно воспитатель использует пословицы и поговорки. Эти «жемчужины народной мудрости» помогают ему в лаконичной форме похвалить и подбодрить ребенка.

В авторских художественных произведениях отражено отношение к труду, как важной деятельности человека, например: «Кем быть?» B. Маяковского, «А что у вас?» С. Михалкова. Показан процесс труда, например: А. В. Потапова «Как дорога стала железной». Рассказывается об отношении человека к труду, любви к своей профессии, самоотверженности и добросовестности, И. Туричина «Человек заболел»; рассказы Б. Житкова «На льдине», «Обвал», С. Маршака «Ледяной остров», С. Сахарнова «Два радиста», М. Коршунова «Едет, спешит мальчик» и другие.

Загадывание загадок, как один из жанров фольклора, также способствует ознакомлению дошкольников с профессиями. Дети старшей группы сами могут составлять загадки о профессиях. Важна и энциклопедическая литература, из которой дети узнают о различных профессиях.

Конечно самые действенные способы, по моему мнению, является знакомство с деятельностью взрослых с помощью наблюдения за их трудовым процессом, а также беседы, экскурсии, и встречи с представителями профессий, обеспечивающих большую ясность представлений, а также непосредственно действенность познаний, которые были приобретены детьми. Но стоит все же отметить, сто наглядное восприятие требует разъяснения. В ходе продолжительных бесед, с помощью повествования воспитателя закрепляются, уточняются и дополняются сведения, которые непосредственно были полученные в течение наблюдений.

Справочник по профессиям в дошкольных учебных заведениях:

Младшая группа: воспитатель, помощник воспитателя, медсестра (врач, музыкальный руководитель, повар, продавец.

Средняя группа: врач, почтальон, шофер и непосредственно профессии родителей.

Старшая группа: учителя, работники сельского хозяйства, торговли, связи, труд людей творческих профессий: художников, мастеров народно-прикладного искусства, писателей.

Дети старших групп знакомятся с результатами трудовой деятельности, ее значимость обществу, сюда можно добавить работников транспорта, связи, торговли, учителя, труд лиц творческих профессий: писателей, художников, мастеров народно-прикладного искусства, а так же профессии работников сельского хозяйства. В развлекательных играх, которые непосредственно затрагивают тему транспорта, они например углубляют свои знания Правил дорожного движения. В играх дети пытаются показать профессии родителей.

Подготовительная группа: профессии города или другого типа поселения, в котором живет ребенок.

Детей с семи лет продолжают ознакомлять с профессиями родного города или поселения, в котором живет и учится ребенок. В сюжетно-ролевых играх демонстрируют деятельность членов семьи, их быт, героическое прошлое и настоящее нашей Родины. Увеличиваются представления о разных профессиях при дополнительных путешествиях ребенка, к примеру: на самолете, на пароходе, на автомобиле, на поезде и так далее.

Трудовое воспитание в отечественной педагогике во все времена являлось существенной педагогической тенденцией. Люди всегда считали и считают трудовую деятельность, труд сущностью жизни человека и нации. Данное воспитание детей, начиная с раннего детства, происходило методом создания условий, которые помогали раннему приобщению детей к производительному труду, формированию образа труженика.

Публикации по теме:

Акции в социально-коммуникативном развитии дошкольников из опыта работы. Часть 1Акции в социально-коммуникативном развитии дошкольников из опыта работы. Часть 1 1 СЛАЙД. Социально-коммуникативное развитие детей является важной проблемой в педагогике. Её актуальность возрастает в современных условиях.

Акции в социально-коммуникативном развитии дошкольников из опыта работы. Часть 2Акции в социально-коммуникативном развитии дошкольников из опыта работы. Часть 2 8 СЛАЙД. Представляем вашему вниманию акции направленные на окружающий мир. Акция «Засветись в темноте» (дети своими руками изготовили.

Презентация «Акции в социально-коммуникативном развитии дошкольников (из опыта работы) Часть 3»Презентация «Акции в социально-коммуникативном развитии дошкольников (из опыта работы) Часть 3» Помимо акций направленных на окружающий социальный мир мы проводим экологические акции. 15 СЛАЙД. Акция «Посади дерево» (в рамках этой.

Использование игр-бродилок в социально-коммуникативном развитии дошкольников с ОНР. Игра «Путешествие поморов» своими рукамиИспользование игр-бродилок в социально-коммуникативном развитии дошкольников с ОНР. Игра «Путешествие поморов» своими руками «Игра – не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития» (Д. В. Менджерицкая). С каждым годом.

Использование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольниковИспользование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольников В организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста большое внимание я уделяю использованию наглядного материала,.

Использование Су Джок-терапии в речевом развитии дошкольников -Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Использование Су-Джок –терапии в речевом развитии дошкольников (продолжение) -Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Консультация «Использование технологии «сторителлинг» в речевом развитии дошкольников» Практика устных рассказов, соединяясь с цифровыми технологиями, становится новшеством в воспитании и обучении детей. Одной из таких новейших.

Презентация «Акции в социально-коммуникативном развитии дошкольников» из опыта работы. Часть 4Презентация «Акции в социально-коммуникативном развитии дошкольников» из опыта работы. Часть 4 21 СЛАЙД. Акция «Экономь электроэнергию» (В рамках этой акции была проведена беседа с детьми, мы выпустили листовки, вручили их сотрудникам,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Значение ознакомления с профессиями в речевом и коммуникативном развитии дошкольников»
Опубликовано: 3 марта 2024 в 17:09
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Значение ознакомления с профессиями в речевом и коммуникативном развитии дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Чилигина (УИ 975170) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД