МААМ-картинки

Конспект занятия «Значение твоего имени» (подготовительная группа)

Наталья Переверзева
Конспект занятия «Значение твоего имени» (подготовительная группа)

Конспект "Значение твоего имени"подготовительная группа

Цели:

Познакомить детей с историей появления имён, значением и происхождением своего имени;

Развивать индивидуальные творческие способности детей, любознательность и самостоятельность. Расширять кругозор ребят.

Оборудование: презентация «Значение твоего имени», ромашка со значениями имен.

Публикация «Конспект занятия „Значение твоего имени“ (подготовительная группа)» размещена в разделах

Учитель: Отгадайте загадку: “Принадлежит тебе, а пользуются другие”

Учащиеся: Имя.

Учитель: Ребята, как вы думаете какая тема нашего занятия. (Ответы детей.)

Говорят, когда человек рождается, на небе загорается звезда, которая определяет его судьбу. Влияет на характер и судьбу человека и созвездие, под которым он родился. И, конечно же, большое значение имеет имя, которое дают родители ребенку при рождении. Сегодня – праздник наших имен.

По имени можно многое узнать о человеке. Скажите, пожалуйста, что можно определить по имени?

Учащийся: Мальчик или девочка носит имя.

Учащийся: Если человек взрослый, то добавляют отчество, по которому можно узнать, как зовут его папу.

Давайте, проследим, как возникали имена, думаю, вам это будет интересно.

В далекие времена, когда люди жили племенами, они, чтобы отличаться друг от друга, стали придумывать себе и другим имена - клички. Как правило, такие имена отражали какое - то достоинство человека: «Зоркий глаз», «Храбрый», «Доброе сердце» Добрыня – делающий добро, Людмила – милая людям, Любомир – любящий мир, Надежда, Вера, Любовь – это все древнерусские имена и т. д. Давались имена связанные с животным и растительным миром: Волк, Кот, Трава.

Древние русские имена разнообразны. Часто они служили характеристикой людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить среди родственников. Часто, когда в семье рождался первый ребёнок, ему давали имя Перва, второй был Вторак, третий – Третьяк. Имя могло даваться по внешнему виду человека: Черныш, Чернавка – по цвету волос, Мал – за малый рост. Имя могло отражать черту характера или поведения (Добр, Храбр, Смеяна, Умник, время рождения в году (Зим, Вешняк, Мороз, профессию (Шуба, Ложка, Пушка). Известный советский археолог Арциковский сообщил, что в древнем Новгороде жила семья волховских рыбаков. Отец носил фамилию Линев (от рыбы линь). У Линева было 4 сына. Он оказался человеком не без юмора и назвал всех сыновей “по - рыбьи” : Сом Линев, Ерш Линев, Окунь Линев и Судак Линев.

Называя так человека, люди как бы сразу давали ему характеристику, которую он должен подтверждать всю свою жизнь. Поэтому имя давалось человеку не сразу после рождения, а у отдельных народов через полгода, а то и более.

По мере того как людей становилось больше, имена стали повторяться, да и звучали они короче – так было удобнее обращаться к человеку. И придумывать их стали родители, порой задолго до рождения ребенка.

Именная викторина “Кого как зовут?”

Назовите имя девушки, которая боялась очень жаркой погоды? (Снегурочка)

Имя самого высокого милиционера Москвы? (Степан)

Как называл своего друга англичанин, проживший на необитаемом острове 28 лет 2 месяца и 19 дней? (Пятница)

Имя Маугли в голливудском варианте. (Тарзан)

Как звали соперника Буратино по сердечным делам? (Пьеро)

Она попала в страну чудес. (Алиса)

У нее голубые волосы. (Мальвина)

Он попадал в снежное царство. (Кай)

Он ездил на печке. (Емеля).

Она самая прекрасная в русских сказках. (Елена).

Имя самого сильного богатыря. (Илья)

Имя царевича в сказке. (Иван)

У одних народов было принято называть мальчика именем дедушки, а девочку – именем бабушки. Но часто родители, выбирая имя сыну или дочке, стараются, чтобы оно было красивым и означало то, каким они хотели бы видеть своего ребенка, ведь каждое имя и сегодня что - то обозначает.

Блиц турнир

В данном задании нужно узнать имена девочек и мальчиков, спрятавшиеся в тексте. Ответ может подсказать эхо, ведь разгадка скрыта в самом конце вопроса. Но нужно быть внимательными: эхо может и подвести.

1. Кто принёс куклу из магазина?

Ответ: Зина (магаЗИНА).

2. Как зовут мальчика, который не боится ни града, ни грома?

3. Кто рассказывает брату мультфильм про Самоделкина и Карандаша?

4. Какое имя у девочки, которая от зелёнки зелена?

5. Как зовут девочку, с которой дружит дочь Малинина?

6. Кто с нетерпением ждёт подарки от Деда Мороза?

7. Как зовут мальчика, у которого густая шевелюра?.

8. Кто подскажет друзьям место, где растёт вкусная ежевика?

9. Кто, заметив жука, спрятался под диван?

( Ответы: Зина, Рома, Даша, Елена, Нина, Роза, Юра, Вика, Иван)

В Москве мальчиков называли Дмитрий-Аметист, Матвей-Радуга, Граф, Дар, Иван-Коловрат, Меркурий, Кантогор-Егор, Март, Христамрирадос, Князь, Принц, Космос, Ангел, Ветер, Воля, Дельфин, Каспер Ненаглядный, Лука-Счастье, Саммерсет Оушен, Мононо Никита, Огнеслав, Господин, Мир.

Девочкам давали следующие необычные имена : Услада, Полина-Полина, Голуба, Апрель, Вишня, Индия, Принцесса Даниэлла, Росияна, Россия, Заря-Заряница, Луна, Ляля, Ангел Мария, Луналика, Принцесса Анжелина, Алеша-Каприна, Океана, Радость, Алена-Цветочек, Дельфина, Лиса, Радостина, София-Солнышко.

В российских ЗАГСах в последние три года были зарегистрированы такие имена, как Жужа, Тюльпан, Салат Латук, Миллионера, Авиадиспетчер.

А во Франции жила семья, лишенная фамилии. Вместо нее она носила набор цифр - 1792. А четыре сына в этой семье носили имена месяцев года. Таким образом, в паспорте и других документах это выглядело так: Январь 1792, Февраль 1792, Март 1792 и Апрель 1792. Последний представитель этого странного рода господин Март 1792 .

Вопросы викторины.

Ответы детей. (Маша, Мари, Машенька, Маруся, Манечка и т. д.)

А теперь попробуйте отгадать загадку.

Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка

Захотели сладкого сахарного пряничка.

Бабушка по улице старенькая шла,

Девочкам по денежке бабушка дала.

Марьюшке – копеечку,

Марусеньке – копеечку,

Машеньке – копеечку,

Манечке – копеечку.

Вот какая добрая бабушка была!

Марьюшка, Марусенька

Машенька и Манечка

Побежали в лавочку и купили пряничка.

И Иван задумался, глядя из угла:

Много ли копеечек бабушка дала?

Ответы детей.

Ребята, а теперь я вам буду называть иностранные имена, а вы переделывать их на русские.

Йохан, Иоанн, Хуан, а русское – (дети) Иван;

Николас, Николя – (дети) Николай;

Серж – (дети) Сергей;

Энн, Анита – (дети) Анна;

Теодор – (дети) Фёдор;

Ежи, Иржи, Юрий, Георгий – (дети) Егор;

Мэтью – (дети) Матвей;

Энтони – (дети) – Антон;

Заккари – (дети) Захар;

Джейкоб – (дети) Яков;

Элизабет – (дети) Елизавета.

,

Ответы детей.

Дети рассказывают о своем имени. «Ромашка»

Нашу встречу мне хочется закончить отрывком из стихотворения Владимира Агапова

«…Дорожите именем своим.

Имена даются не случайно.

В них простая маленькая тайна.

Дорожите именем своим

«Про значение имён, что пришли с седых времён». Цель. Познакомить детей со значением популярных русских имён. Задачи. Знакомство детей с русскими традициями; развитие творческого и интеллектуального потенциала.

Ход мероприятия. Вступительная беседа. Имена – удивительный дар, преподнесённый людям. В каждом из них скрыта мудрость многих поколений. Каждое имя имеет свою историю.

Имена, имена, имена –

В этой жизни звучат не случайно.

Как загадочна наша страна,

Так и имя - загадка и тайна.

С. Я. Маршак

Имя – отличительное название, обозначение человека, которое дается ему при рождении. В далёком прошлом истинные имена людей держали в секрете. Только самые близкие люди знали настоящее имя того или другого человека. А всем остальным было известно лишь выдуманное прозвище. Люди верили, что таким образом они получат защиту от тёмных сил и им удастся избежать, например, порчи. Во все времена люди обращали внимание на значение имени. Обладая этой информацией заранее, можно как бы наделить человека теми или иными свойствами, а, может даже предопределить его судьбу. Ведь тайна имени раскрывает особенности характера, секреты успешного выбора профессии или счастливой личной жизни. Древние русские имена разнообразны. Часто они содержали в себе характеристики людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить из состава семьи или родственников. Так, когда-то человеку давалось числовое имя: родился первый ребенок в семье, его называли Перва или Первой, второй – Второй, Вторак. Давалось имя и по внешнему виду: Черныш, Чернавка – по цвету волос или кожи; Мал – за малый рост. Имя могло отражать черту характера и поведения человека: Добр, Храбр, Смеяна, Умник. Имя даётся человеку один раз и навсегда. Его не следует выдумывать или изобретать. Большинство имён существует тысячи лет. В каждом имени скрыт свой смысл. Во многом от того, как назвали ребёнка родители, зависит то, каким будет маленький человек с самого детства – озорным, непоседой или тихоней. Будет ли хватать всё на лету или основательно изучать всё новое и непонятное; каким он вырастит и что совершит.

Есть имена, которые изменяются до 100 раз. Например, древнейшее имя Мария.

Вопросы викторины. 1. Ребята, как ещё можно назвать девочку, которая носит это имя? Ответы детей. (Маша, Мари, Машенька, Маруся, Манечка и т. д.) 2. Ведущий. А теперь попробуйте отгадать загадку. Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка Захотели сладкого сахарного пряничка. Бабушка по улице старенькая шла, Девочкам по денежке бабушка дала. Марьюшке – копеечку, Марусеньке – копеечку, Машеньке – копеечку,

Манечке – копеечку. Вот какая добрая бабушка была! Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка Побежали в лавочку и купили пряничка.

И Иван задумался, глядя из угла: Много ли копеечек бабушка дала? Ответы детей. 3. Ведущий. А вот имя Иван было самым распространённым на Руси. А пришло оно к нам из Древней Палестины, переводится как «Божья благодать» и звучит очень ласково – Иванушка, Иванко, Ванечка. Ребята, а вспомните, в каких сказках встречается имя Иван. Ответы детей.

4. Ведущий. Из Греции к нам пришли имена Александр и Андрей. Александр значило «защитник людей», Андрей – «мужественный, храбрый».Валентина по – латыни «дочь здоровяка, могучего человека». Эти имена разошлись по всем европейским народам, каждый переделывал их на свой лад. Попробуйте переделать эти имена на иностранный лад. Ответы детей.

5. Ребята, а теперь я вам буду называть иностранные имена, а вы – русские.

Йохан, Иоанн, Хуан, а русское – (дети) Иван; Николас, Николя – (дети) Николай; Серж – (дети) Сергей; Энн, Анита – (дети) Анна; Теодор – (дети) Фёдор; Ежи, Иржи, Юрий, Георгий – (дети) Егор; Мэтью – (дети) Матвей; Энтони – (дети) – Антон; Заккари – (дети) Захар; Джейкоб – (дети) Яков; Элизабет – (дети) Елизавета.

6. Ребята, а каких людей вы знаете с именами Илья (от древнееврейского имени Илия, означающего «сила божья», Юрий (славянская форма греческого имени Георгий, означает "земледелец", Пётр (происходит от древнегреческого слова "петра" - камень, скала, утес, каменная глыба, Александр? Ответы детей. Илья Муромец – русский богатырь, Юрий Гагарин – первый космонавт, Пётр- I – русский царь, Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт.

Ведущий. А есть ли среди вас девочки, которые носят имена Лариса, Марина, Карина, Маргарита? Почему я назвала эти имена вместе? Да потому, что все они связаны с морем. Лариса в переводе с греческого – чайка, Марина с латинского – море, Маргарита – жемчужина, Карина – киль корабля.

Девочки, чьи имена начинаются с букв Р, Г, М, Л, прошу вас поучаствовать в конкурсе «Цветок и имя». 7. Нужно вспомнить цветок, название которого начинается на букву вашего имени. Ответы детей. (Роза, ромашка, георгин, гвоздика, гладиолус, герань, мимоза, маргаритка, ландыш, лилия, лютик)

Ведущий.

Игра «Пять шагов – пять имён». А теперь конкурс для мальчиков. Я даю вам мячик. Вы идёте вперёд. На каждый шаг вы ударяете мячом об пол и называете имя на букву своего имени. Пять шагов – пять имён. Дети играют

Ведущий. Вы знаете, ребята, сейчас очень распространёнными становятся старославянские имена, состоящие из двух слов, и переводятся они очень просто. Например, Вячеслав – «вяче» - больше, «слав» - слава, Бажена (Божена) – посвященная богам, Вадислав – предводитель, Любава – любящая, любимая, Глеб - милый, ласковый, Вадим - званный, приглашенный, Игорь – воинственный.

Издавна народная мудрость давала выход отрицательным эмоциям ребёнка в словах, звуках и ритмических сочетаниях слов, в сопровождающих их движениях, прыжках, гримасах. Так рождались дразнилки

Ведущий. Ребята, а вы знаете, что у каждого из нас кроме дня рождения есть ещё праздник.

Ведущий. Это день твоего ангела. В христианской традиции святой, в честь которого тебя нарекли, и есть твой ангел – хранитель. День рожденья и именины часто не совпадают. Почему? Согласно русскому обычаю имя ребенку выбирал священник при крещении.

В этот день он открывает святцы и смотрит, у каких святых сегодня праздник. А святых может быть много. Берет он одно имя и дает ребенку. А вдруг родителям имя не понравится? Тогда предлагаю другое. Раньше люди так чтили день именин, что забывали день своего рождения. Сейчас – наоборот: мы очень хорошо помним день своего рождения. Ведущий. Вот и подошло к концу наше путешествие. Я надеюсь, что мы весело и с пользой провели время. Мне хочется предложить вам небольшие задания. Соберите информацию о значении своего имени и отобразите её в рисунке.

Нашу встречу мне хочется закончить отрывком из стихотворения Владимира Агапова: «…Дорожите именем своим. Имена даются не случайно. В них простая маленькая тайна. Дорожите именем своим

Публикации по теме:

Конспект занятия «Семёновская матрешка» (подготовительная группа)Конспект занятия «Семёновская матрешка» (подготовительная группа) Цель: Познакомить детей с Семеновской матрешкой - народным промыслом Нижегородского Края, процессом ее изготовления. Задачи: - Расширить.

Конспект занятия по аппликации «Ветка рябины» (подготовительная группа)Конспект занятия по аппликации «Ветка рябины» (подготовительная группа) Представляю вашему вниманию конспект занятия по Аппликации. Тема : "Ветка Рябины" Осень, сколько ярких красок, сколько идей для творчества.

Конспект занятия по ФЭМП «Котята» (подготовительная группа) ФЭМП подготовительная группа Тема «Котята» Педагогическая цель: познакомить с составом чисел от 0 до 10, совершенствовать навыки количественного.

Конспект логопедического занятия «Животные Севера» (подготовительная группа) Тема: «Животные Севера». Цель занятия: создание условий для актуализации знаний детей о животных Севера. Задачи: - уточнение и активизация.

Конспект открытого занятия «Рождественская история» (подготовительная группа)Конспект открытого занятия «Рождественская история» (подготовительная группа) Конспект открытого занятия: "Рождественская история". Подготовительная группа "А" Воспитатель: Наниева А. А. Интеграция образовательных областей:.

Конспект занятия «Земля — наш общий дом» (подготовительная к школе группа) Цель: расширить представления о том, что Земля – общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком. Задачи: • обобщить.

Конспект занятия по аппликации «Зима в городе» (подготовительная группа)Конспект занятия по аппликации «Зима в городе» (подготовительная группа) Программные задачи: Учить детей складывать бумагу способом "гармошка",совершенствовать работу с ножницами при вырезывании необходимых.

Конспект занятия по физкультуре «Полет в космос» (подготовительная группа) ЧДОУ "Детский сад Колибри" Инструктор по Физической культуре Крючкова Юлия Юрьевна Полет в космос Задачи. Развивать физические и волевые.

Конспект занятия по ФЭМП «Состав числа 7» (подготовительная группа)Конспект занятия по ФЭМП «Состав числа 7» (подготовительная группа) Конспект занятия по ФЭМП состав числа 7 подготовительная группа Программное содержание: • Продолжать знакомить детей с составом числа 7.

Конспект занятия по лепке «Осеннее дерево» (подготовительная группа)Конспект занятия по лепке «Осеннее дерево» (подготовительная группа) Проект занятия по лепке: «Осеннее дерево». (подготовительная группа) Каипова Динара Айгазыевна Проект занятия по лепке: «Осеннее дерево».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Значение твоего имени» (подготовительная группа)
Опубликовано: 27 октября 2022 в 21:24
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД