Приложение МААМ

Конспект «Знакомство с шахматами»

Ольга Векшина
Конспект «Знакомство с шахматами»
▼ Скачать + Заказать документы

«ШАХМАТНАЯ ДОСКА»

план – конспект урока №1

по программе И. Г. Сухина «Шахматы – школе»

Работа выполнена:

Векшина Ольга Викторовна

воспитатель

г. Урай, МБДОУ «Детский сад №7 «Антошка»

Тема: Шахматная доска

Публикация «Конспект „Знакомство с шахматами“» размещена в разделах

Цель: познакомить детей с волшебным миром шахмат, развивать ориентирование на плоскости, память, воспитывать самостоятельность, внимательность, терпеливость

Методы: наглядный, эвристический, словесные.

Оборудование: шахматная демонстрационная доска с комплектом фигур, компьютер с колонками, экран с проектором, комплект шахмат для каждого ученика, по одной книге на парту И. Г. Сухина «Шахматы 1 год обучения или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны», мультфильм «Котята – хвастунишки», комплект вырезанных из картона элементов шахматной доски, дракон из картона, простые карандаши и схемы горизонталей для раскрашивания.

ХОД

1. Вступительная часть

- Добрый день!

Меня зовут Ольга Викторовна.

- Мы с вами отправляемся в сказочную шахматную школу, открываем волшебную книгу (учебник, стр. 3). А кто может назвать шахматные фигуры, которые ждут их в шахматной школе? Каких сказочных героев вы узнали?

2. Основная часть.

1) Переверните страничку (ст. 4-5). И вот наша первая сказка.

(слайды) Однажды девочка Лена и мальчик Ален пошли в лес. И тут их увидел злой волшебник. Он своим острым мечом срубил дерево и направил его на ребят, но не попал. Тогда с досады он ударил по пню и срезал с него кругляк. С силой запустил его в беглецов. Ален схватил кругляк и стал им защищаться. Колдун ударил мечом с разных сторон четыре раза, и кругляк стал квадратным. Побежали ребята дальше. А на пути речка. Бросили они свою доску в воду, и, словно на плоту, переплыли на другой берег.

Колдун не унимался. Он стал пускать в ребят стрелы. И тут плот превратился в щит и снова спас детей. Стрелы, попадая в доску, ложились каким – то очень странным образом ведь тот лес был волшебным… А когда Ален их убрал, то увидел интересный рисунок из клеточек.

Колдун не унимался. Он наслал огонь, и тут доска снова защитила детей. Пламя выжгло каждую вторую клеточку и получилось… Кто знает, что же это получилось? (Шахматная доска)

- Ребята, а кто раньше видел игровые шахматные доски?

- А в какие игры можно играть на таких досках?

- Смотрите, какая у меня есть доска. (Показываю шахматную «матрёшку» - разных размеров три шахматные доски, вложенные друг в друга: большая, обычная, маленькая от дорожных шахмат.) Как вы думаете, что внутри моей доски? Ой – здесь ещё одна… А что же тогда внутри этой досочки? - Какая крошечная доска. Это, ребята, дорожные шахматы. Как вы думаете, для чего они нужны?

А это – большая демонстрационная шахматная доска, которая хранит много секретов, о которых мы с вами скоро узнаем.

2) Переворачиваем страничку (стр. 6). А здесь у нас загадка.

Скучно было детворе

Ранним утром во дворе.

-Знаю я одну игру,-

-Сказал ребятам Петя. -

Где бы ни был я, везде

В неё играют дети.

В игре той есть ладья и ферзь, Слон, конь и пешек ряд, А возглавляет всех король –

Его хранит отряд.

Хочу задание вам дать:

Игры названье угадать!

- Что же это за игра?

Игра малой подвижности.

Чёрно-белые поля - (Шагают на месте)

Дружно встали у меня – (остановились)

Тут ферзь- (хлопают)

Здесь два коня – (топают)

Защищайтесь от меня! –(разбегаются по напольным клеточкам).

3)На доске есть белые шахматные поля, и … черные шахматные поля. Но вы скажете: «Ведь они же коричневые и желтые!». Просто шахматисты договорились между собой называть все светлые поля белыми, а все темные поля - черными.

Покажите на своих досках любое белое шахматное поле. Покажите любое черное поле.

Скажите, какая форма у шахматного поля? А у шахматной доски? А что больше – шахматное поле или шахматная доска? Что больше – черное шахматное поле или белое? А как с помощью пальчиков можно показать квадратное поле?

Посмотрите, на нашей доске есть вот такие линии (показываю горизонталь).

Кто знает, как она называется? (горизонталь)

- Повторим все вместе. – 3 раза.

5) Физ. минутка

Быстро встала вся пехота – (шагают на месте)

Защищают короля – (похлопывание у себя на груди руками крест на крест)

Только в бой им всем охото – (бег на месте)

Начинается игра – (прыжки на месте).Тихонько садимся на места.

- Посчитайте, сколько в горизонтали белых полей, а сколько черных? Сколько на доске всего горизонталей?

- Обозначаются горизонтали на доске цифрами. Давайте все вместе назовем горизонтали: первая горизонталь…

- А сейчас возьмите 8 пешек и выставьте их на вторую горизонталь, 8 чёрных пешек – на 7-ю горизонталь, все белые фигуры, кот. остались, поставьте на 3-ю горизонталь, а все чёрные фигуры – на 6-ю. Вот как у нас с вами здорово получилось! Теперь уберём все фигурки с доски.

Возьмите коня любого цвета и проскачите им щёлкая язычком, по первой горизонтали. Перепрыгиваем на вторую горизонталь: проскачите по второй горизонтали и так до 8-й.

7) (слайд) Ребята, кто знает, как называются люди, играющие в шахматы? (стр. 9) (Противники, партнёры)

Веселые человечки Чиполино и Дюймовочка решили сыграть в шахматы. Положили перед собой шахматную доску, но черные и белые поля сбежали с доски и спрятались. Ребята, помогите их найти. 1 вариант будет искать черные поля, а 2 – белые. Кто нашел – подымает руку.

– Молодцы!

6) А к нам в гости кто- то стучится. (Показываю куклу бибабо - Медведица). Настасья Петровна, здравствуйте! Что это Вы нам принесли? (Кукла держит листики с заданием)

- Ребята, Настасья Петровна узнала, что мы умеем уже горизонталь на доске находить, и хочет, чтобы её медвежата тоже узнавали такие шахматные дорожки. Поможем ей раскрасить горизонтали?

Вот вам листочки и карандаши.

- Задание такое: нужно правильно раскрасить две горизонтали: 1-ю и 2-ю. Внимательно посмотрите на демонстрационную доску. Чем отличаются эти две горизонтали? (Порядком чередования белых и чёрных полей). Обратите внимание, что у одних вначале стоит черное поле, а у других – белое. (Дети закрашивают под музыку; образец в приложении 1)

(Большим сувенирным карандашом дети ставят на своих работах звёздочки за правильное выполнение задания. Тем, кто не справился, даю ещё один листик – переделать)

- Спасибо, ребята! Я поняла, как надо учить своих медвежат.

3. Итог

А сейчас – сюрприз. Как вы думаете – какой? (Мультфильм «Котята-хвастунишки)

- Скажите, что же нового вы узнали сегодня в волшебной шахматной школе?

- Какая форма у поля? А у доски? Что больше – доска или поле? Эта шахматная дорожка называется… (показываю горизонталь). Сколько на доске горизонталей, сколько в каждой горизонтали белых полей, сколько черных?

Дополнительный материал.

1. На каких полях ничего не растет?

2. Из каких досок не строят теремок?

3. В каких клетках не держат зверей

4. Спрятались ли шахматные клетки в словах : поляна, поляк, полярник?

5.

Скоро бой и ждет войска деревянная … (доска)

Раздался голос короля найдите на доске (поля)

На этом наше путешествие в Волшебную шахматную школу подошло к концу. До свидания.

Литература

1. И. Г. Сухин «Программы курса «Шахматы – школе» : Для начальных классов общеобразовательных учреждений» ( Обнинск: Духовное возрождение, 2010, 2011, 2013.)

2. Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. В 2-х частях. – Обнинск: Духовное возрождение, 2012.

3. Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 2011.

4. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. Рабочая тетрадь - Обнинск: Духовное возрождение, 2012.

Публикации по теме:

Конспект «Знакомство с палочками Кюизенера» Конспект занятия с цветными счетными палочками Кюизенера «Знакомство с палочками Кюизенера» Цель: Образовательная (обучающая): • познакомить.

Конспект экскурсии «Знакомство с аптекой»Конспект экскурсии «Знакомство с аптекой» Цель экскурсии: расширять знания детей о профессиях работников социальной сферы. Задачи: -формирование первичных представлений о труде взрослых,.

Конспект «Знакомство с малой Родиной» .

Проект: Знакомство с правилами дорожного движения «Знакомство с автобусом». Для детей раннего возраста. В наше время дети развиваются намного быстрее, чем в предыдущее десятилетие, это обусловлено с развитием новых технологий. Почти каждый.

Самообразование «Знакомство с шахматами» В этом учебном году я выбрала тему самообразования: «Знакомство с шахматами» Передо мной была поставлена задача познакомить дошкольников.

Конспект занятия «Знакомство с буквой М» Цель занятия:Знакомство с буквой "М" Материал:карточки с гласными буквами и карточка с буквой М Ход занятия:сегодня мы с вами отправимся.

Знакомим малышей с шахматами. Знакомство с пешкой Шахматы для малышей (3-4 г) Не все дети сразу же способны запомнить названия конкретных шахматных фигур. Вы даже не всегда сможете проверить,.

Конспект урока «Знакомство с МЧС» «Люди, профессии которых - спасать и помогать. Профессия «Спасатель» Цель мероприятия: познакомить учащихся с историей создания МЧС, основными.

Конспект занятия «Знакомство со звуком [Й]» Знакомство со звуком Й. Цель: уточнение правильной артикуляции звука Й, его характеристика. Цель применения ИКТ: активизация речевой деятельности.

Конспект занятия «Знакомство со звуком [Ш]» Знакомство со звуком [Ш] (открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе) Цель: Закрепление правильного произношения звука.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект «Знакомство с шахматами»
Опубликовано: 8 июня 2017 в 08:08
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект «Знакомство с шахматами»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Векшина (УИ 1016921) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД