Елена Анохина
Конспекты занятия к рабочей программе по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе (ч.1 1–9 занятие)
▼ Скачать + Заказать документы
Данные конспект являются продолжением рабочей программы, которую я разместила ранее.
Конспекты занятий к рабочей программе по подготовке старших дошкольников к обучению в школе.
Занятие 1
Публикация «Конспекты занятия к рабочей программе по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе (ч,1 1–9 занятие)» размещена в разделах
Цель: подготовка детей к групповым занятиям; выработка стиля группового взаимодействия; развитие образных представлений, зрительного восприятия, наблюдательности, зрительно-моторной координации, пространственной ориентации, умения согласовывать совместные действия в игровой ситуации.
Приветствие:
Игра: «Знакомство» — дети по кругу называют свои имена, знакомятся с педагогом-психологом.
Основная часть:
1. «Гимнастика для мозга».
2. Игра «Что изменилось?» Дети стоят в кругу. Водящему предлагается запомнить кто где стоит. Затем водящий выходит за дверь, а педагог меняет детей местами, либо изменяет что-либо во внешнем облике ребенка. Водящему предлагают угадать, что изменилось.
3. Игра «Как гусеница и муравей в гости ходили». (Найди одиночный ход гусеницы на 4-клеточном поле (куда).
4. Графический диктант «Узор»
Релаксация: «Волшебный сон»
Прощание: Игра «Колокол» Дети, встав в круг и взявшись за руки, три раза поднимают и опускают их, при этом произнося слова: БУМ. Первый раз тихо, второй – громче, третий раз – очень громко. Вместе с последним криком размыкают руки.
Занятие 2
Цель: развитие образных представлений, зрительного восприятия, наблюдательности, пространственных представлений, произвольности, внимания, памяти, творческого воображения, коммуникативных способностей.
Приветствие: Игра «Мое имя». Все участники стоят в кругу. По сигналу ведущего участники начинают перебрасывать друг другу мяч, при этом бросающий мяч называет имя того, кому он его бросает.
Основная часть:
1. «Гимнастика для мозга».
2. Игра «Назови как можно больше…». Детям предлагают назвать как можно больше предметов определенного цвета и формы, находящихся в помещении.
3. Игра «Как гусеница и муравей в гости ходили». (Найди одиночный ход гусеницы на 4-клеточном поле (откуда).
4. Упражнение «Где что?». Детям предлагается выполнить небольшой рисунок. Внизу листа рисуется «дорожка» в виде прямой линии. Далее предлагается нарисовать дерево посередине дорожки, елочку слева выше дерева, между елочкой и деревом цветок и т. д.
Релаксация: «Волшебный сон».
Прощание: Игра «Я тебе желаю». Участники по кругу передают мяч и говорят пожелание своему соседу.
Занятие 3
Цель: развитие фонематического слуха, умения запоминать многокомпонентную инструкцию, выполнять задание в соответствии с правилами, стимулирование мышечной системы рук, двигательной ловкости пальцев.
Приветствие: Игра «Я умею». Все участники стоят в кругу. По сигналу ведущего участники начинают перебрасывать друг другу мяч, при этом бросающий мяч заканчивает фразу: “Никто не знает, что я …. (умею, люблю, знаю и т. д.)”
Основная часть:
1. «Гимнастика для мозга».
2. Игра «Слова». Дети, стоя в кругу, по очереди называют слова, где последняя буква предыдущего слова является началом следующего.
3. Игра «Как гусеница и муравей в гости ходили». (Найди одиночный ход гусеницы на 6-клеточном поле (куда).
4. Графический диктант «Ключ»
Релаксация: «Волшебный сон».
Прощание: игра «Пожелаю себе». Все встают в круг. Каждый по очереди проговаривает для себя пожелание.
Занятие 4
Цель: развитие творческого воображения, зрительного восприятия, слухового внимания, моторной координации кисти руки, мелкой моторики пальцев.
Приветствие: Игра «Зеркало». Упражнение выполняется по кругу. Сейчас один будет зеркалом другого. Тот, кто исполняет роль зеркала, поворачивается к соседу, стоящему слева и встречается с ним взглядом. Затем зеркало произносит комплимент своему соседу. А тот, кто смотрится в зеркало, отвечает: “Да, я знаю”. Затем игроки меняются ролями.
Основная часть:
1. «Гимнастика для мозга».
2. Игра «Незнайкины небылицы». Дети стоят в кругу. Ведущий рассказывает детям о Незнайки, который сочинял истории. Он многое в них перепутал, и детям предлагается отгадать, что напутал Незнайка. Отвечает тот ребенок, которому ведущий бросает мяч.
3. Игра «Как гусеница и муравей в гости ходили». (Найди правильный одиночный ход гусеницы на 6-клеточном поле (проверка ходов).
4. Игра «Найди отличия» Психолог предлагает детям сравнить две сюжетные картинки и найти в них как можно больше отличий.
Релаксация: «Солнечные лучики»
Прощание: Игра «Попрощаемся по-разному». Ведущий предлагает участникам попрощаться разными способами. Каждое прощание не должно повторяться.
Занятие 5
Цель: развитие образных представлений, зрительного восприятия, наблюдательности, крупной и мелкой моторики, формирование графических навыков, способности действовать в соответствии с инструкцией, стимулирование аналитико-синтетической деятельности.
Приветствие: Игра «Подарок группе». Упражнение выполняется по кругу. Каждому участнику предлагается по очереди сделать подарок группе. Подарок изображается при помощи рук, тела, лица. При этом разговаривать нельзя.
Основная часть:
1. «Гимнастика для мозга».
2. Игра «Кто больше завяжет узелков?»
На куске веревки (ленты) дети за определенное время должны завязать как можно больше узелков, а затем, поменявшись с соседом и закрыв глаза, на ощупь сосчитать их.
3. Игра «Как гусеница и муравей в гости ходили». (Придумать правильный ход гусеницы на 8-клеточном поле (обозначить начальную и конечную клетку одиночного хода).
4. Графический диктант «Домик»
Релаксация: «Солнечные лучики».
Прощание: Игра «Мое настроение». Дети встают в круг и по очереди говорят, с чем можно сравнить их настроение.
Занятие 6
Цель: развивать координации кисти руки, мелкой моторики пальцев, точность движения, дифференцированного восприятия, внимания, памяти.
Приветствие: Игра «Мое имя и мой любимый персонаж». Каждый участник по кругу произносит свое имя, имя литературного героя, который ему нравится и три качества этого героя, которые он считает в нем главными.
Основная часть занятия :
1. «Гимнастика для мозга».
2. Игра «Нарядные бусы».
Детям предлагают нанизать бусы на мягкую проволоку. Дети по сигналу психолога начинают и заканчивают нанизывать бусы. Обменявшись «бусами», считают, кто больше нанизал бусинок — тот и победитель.
3. Игра «Как гусеница и муравей в гости ходили». (Придумать правильный ход гусеницы на 9-клеточном поле) .
4. Игра «Пуговицы». Игра проводится в парах. Детям раздают по два одинаковых комплекта пуговиц и карточки, расчерченные на 9 клеток. Один из детей выкладывает пуговицы на карточку по клеточкам в произвольном порядке и дает напарнику время запомнить из расположение. Затем карточка накрывается листом бумаги, его сосед должен выложить на своей карточки пуговицы точно также как и водящий. Затем водящий меняется.
Релаксация: «Спаси птенца»
Прощание: Игра «Мне пригодится». Дети прощаются друг с другом и говорят о том, где им пригодятся знания, полученные на занятии.
Занятие 7
Цель: развитие моторной координации, восприятия, наблюдательности, слуховой памяти и слухового внимания, коммуникативных способностей, графомоторных навыков, наглядно-образного мышления.
Приветствие: Игра «Поздороваться разными способами». Ведущий предлагает участникам по сигналу (хлопок) начать здороваться. Способ приветствия предлагает ведущий (за руку, локтем, носом и т. д.)
Основная часть:
1. «Гимнастика для мозга».
2. Игра «Телефон».
Дети стоят в кругу. Словесное сообщение передается друг другу, пока оно не вернется к первому игроку. Сообщение может состоять из одного слова или из короткого предложения.
3. Игра «Как гусеница и муравей в гости ходили». (Придумать правильный ход гусеницы на 12-клеточном поле).
4. Графический диктант «Бабочка»
Релаксация: «Спаси птенца».
Прощание: Игра «Ласковое море». Дети встают в круг и на память о прошедшем занятии дарят улыбку, похожую на ласковое море в солнечный день.
Занятие 8
Цель: развитие творческого воображения, дифференцированного восприятия, мелкой моторики пальцев, координации движений кисти руки, коммуникативных способностей. обобщения, словесно-логического мышления.
Приветствие: Игра «Импульс». Взявшись за руки, надо передать друг другу дружеское рукопожатие. При этом смотреть в глаза и улыбаться тому, кто передает импульс.
Основная часть:
1. «Гимнастика для мозга».
2. Игра «Съедобное-несъедобное».
Дети стоят в кругу. Водящий посередине круга по очереди бросает мяч, называя либо съедобные, либо несъедобные предметы. В первом случае мяч необходимо поймать, во втором оттолкнуть.
3. Игра «Как гусеница и муравей в гости ходили». (Найти одиночный ход муравья на 9-клеточном поле) .
4. Игра «Найди общее слово». Детям предлагается найти общий смысл для предложенных слов, постараться передать его одним словом.
Релаксация: «Спаси птенца».
Прощание: Игра «Спасибо за приятный день». Все стоят в кругу, один в центре. Первый к нему подходит и говорит, взяв за руки: “Спасибо за приятный день”. Затем подходит следующий ребенок и, взяв любого из круга за руку, говорит тоже самое. Последний круг замыкает.
Занятие 9
Цель: развитие устойчивости внимания, произвольного запоминания посредством приема группировки, наглядно-образного и словесно-логического мышления, сообразительности.
Приветствие: Игра «Подари улыбку». Ведущий предлагает участникам поприветствовать друг друга следующим образом: повернуться к соседу, посмотреть в глаза и подарить ему улыбку, а затем сказать что-то приятное.
Основная часть:
1. «Гимнастика для мозга».
2. Игра «Не ошибись!»
Дети встают в круг. Психолог бросает кому-то из детей мяч и называет слово, например, «капуста». Ребенок, возвращая мяч, должен назвать обобщающее слово — «овощи». Обращаясь к другому ребенку, психолог каждый раз называет новое слово.
3. Игра «Как гусеница и муравей в гости ходили». (Найти неверный ход муравья на 9-клеточном поле) .
4. Игра «Четвертый лишний».
Из четырех предметов нужно исключить лишний и объяснить, почему:
стол, стул, кровать, кукла,
кот, собака, корова, теленок
автобус, грузовик, трактор, самолет,
клубника, черника, клюква, вишня
морковь, помидор, редис, свекла,
береза, липа, сосна, дуб
Релаксация: «Спаси птенца».
Прощание: Игра «Добрые друзья». Все стоят в кругу. Ведущий говорит: “Попрощайтесь с тем, кто вам стал дорог, обнимитесь, как добрые друзья и скажите “спасибо”.
Литература:
o Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические методики. Психодиагностические таблицы. Коррекционные упражнения. – М. : Ось-89, 2007
o Бачина О. В., Коробова Н. Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет; Практическое пособие для педагогов и родителей. – М. : АРКТИ, 2008
o Волков Б. С., Волкова Н. В. Как подготовить ребенка к школе. Ситуации. Упражнения. Диагностика: Учебное пособие. – М. : Ось-89, 2004
o Зак А. А. «Как гусеница и муравей в гости ходили». Интеллектуальная игра для дошкольников.
o Зегебарт Г. М., Ильичева О. С. Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков. Методическое пособие. – М. : Генезис, 2009
o Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников : Практическое пособие. – М. : АРКТИ, 2009