Оксана Сладкевич
Конструкт «Составление творческих рассказов по картине «Прогулка в лесу» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конструкт организации совместной образовательной деятельности
Группа : подготовительная группа
Образовательная область: Речевое развитие
Тема: Составление творческих рассказов по картине "Прогулка в лесу"
Образовательная технология: обучение дошкольников составлению творческих рассказов по сюжетной картине методами ТРИЗ
Публикация «Конструкт „Составление творческих рассказов по картине „Прогулка в лесу“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2017
Виды деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная
Учебно-методический комплект:
1. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», Издательство РГПУ им. А. И. Герцена 2014. – 321с
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. / Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
3. Репродукция картины "Прогулка в лесу".
4. Сидорчук Т. А., Лелюх С. В. «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине : Методическое пособие для воспитателей детских садов и родителей. -4-е изд., испр. и доп. -М. : АРКТИ, 2014. -40с. : ил. (Растём умными (Технология ТРИЗ).
Формы организации: фронтальная, индивидуальная.
Цель: освоение умений самостоятельно сочинять разнообразные виды творческих рассказов по сюжетной картине методами ТРИЗ. Развитие всех компонентов устной речи детей.
Планируемый результат:
- Дети проявили интерес к совместной деятельности.
- Дети проявили умение строить связную грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
- Проявили речевое творчество в составлении творческого рассказа по сюжетной картине методами ТРИЗ.
- Дети определили объекты, изображенные на картине и схематизировали их.
- Дети запомнили эмблему этапа и озвучили правило: «Смотрю на картину и называю объекты»; «Один объект связан с другим»; «Я выбираю объект и представляю, что было с ним раньше и что будет потом».
- Дети правильно объяснили взаимосвязи объектов, изображенных на картине, обозначили эти связи стрелками.
- Дети совершили мыслительные операции преобразования выбранного объекта во времени; составили рассказы об объектах на картине, представляя его прошлое и будущее, используя характерные словесные обороты.
- Проявили субъектную позицию в речевом общении со взрослыми и сверстниками.
- Дети проявили умение слушать других, не перебивая их.
- Дети активизировали словарь в соответствии с сюжетом картины (называние объектов и их частей; называние действий и взаимодействий объектов; использование речевых оборотов, характеризующих временные отрезки: было-будет, утро-вечер, раньше-после, до того, как).
- Дети составляют речевые зарисовки об изменении объекта во времени.
Задачи совместной деятельности:
Воспитательные задачи:
- Воспитывать умение слушать других, не перебивая их.
Развивающие задачи:
- Развивать связную грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
- Развивать умение составлять рассказы об объектах на картине, представляя его прошлое и будущее, используя характерные словесные обороты.
- Развивать речевое творчество в составлении творческого рассказа по сюжетной картине методами ТРИЗ.
- Активизировать словарь детей в соответствии с сюжетом картины (называть объекты и их части; называть действия и взаимодействия объектов; использовать речевые обороты, характеризующие временные отрезки: было-будет, утро-вечер, раньше-после, до того, как).
Обучающие задачи:
- Учить детей определять объекты, изображенные на картине и схематизировать их.
- Упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине, обозначать эти связи стрелками.
- Учить детей запоминать эмблему этапа и озвучивать правило: «Смотрю на картину и называю объекты»; «Один объект связан с другим»; «Я выбираю объект и представляю, что с ним было раньше и что будет потом».
- Учить детей составлять речевые зарисовки об изменении объекта во времени.
- Поддерживать проявление субъектной позиции ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками.
- Учить совершать мыслительные операции преобразования выбранного объекта во времени; составлять рассказы об объектах на картине, представляя его прошлое и будущее, используя характерные словесные обороты.
Принципы воспитания:
- Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма.
- Воспитание через взаимодействие.
- Формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом.
Принципы обучения:
- Принцип доступности.
- Принцип наглядности.
- Принцип осознанности и активности.
- Принцип систематичности и последовательности.
- Принцип индивидуального подхода.
Принципы развития речи:
- Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования.
- Принцип обеспечения активной языковой практики.
Средства воспитания и обучения: Наглядные (сюжетная картина «Прогулка в лесу», картинки - объекты картины, мольберт с магнитами, схемы этапов).
Ход ОД:
1. Этап ознакомления с методом
2. Этап организации системы игр и творческих заданий по освоению метода
2. 1 Этап «Определение состава картины»
2. 2 Этап «Установление взаимосвязей между объектами на картине»
2. 3 Этап «Преобразование объектов во времени».
Физ. минутка
3. Этап продуктивной деятельности.
4. Этап рефлексии.
5. Этап оценки уровня творческих работ.
6. Открытость.
1. Этап ознакомления с методом. Задача: организовать детей на предстоящую деятельность. Воспитатель мотивирует детей к деятельности.
- Ребята, к нам в группу пришла посылка. Хотите посмотреть, что в ней? Я очень хочу.
- Ребята, посмотрите, нам прислали картину. Вам интересно, что это за картина, и что на ней изображено? Дети взаимодействуют с педагогом.
2. Этап организации системы игр и творческих заданий по освоению метода
Задача: побуждать детей на совместную деятельность. Воспитатель организует игры и творческие задания реалистического и фантастического плана. Организует обсуждение объекта и его свойств с реалистической и фантастической точек зрения.
- Ребята, а вы бы хотели поиграть с картиной?
- Тогда давайте начнем.
Воспитатель вместе с детьми разворачивает бумагу, в которую была завернута картина Дети слушают педагога и делают выбор.
2.1 Этап «Определение состава картины»
Задачи: •Учить детей определять объекты, изображенные на картине и схематизировать их. • Активизировать словарь в соответствии с сюжетом картины (называние объектов и их частей).• Учить детей запоминать эмблему этапа и озвучивать правило: «Смотрю на картину и называю объекты».
- Ребята, посмотрите на картину. Хотели бы вы, поиграть в игру, которая называется «Подзорная труба»? По очереди будет необходимо наводить подзорную трубу, на какой либо объект и описывать его в подробностях. Нужно назвать все объекты на картине. Посмотрим, кто назовет больше всех объектов, кто самый внимательный.
Воспитатель показывает пример. Приготовлены разрезанные объекты картины. По ходу называния детьми объектов, воспитатель вывешивает их на доске.
- Ребята, в игре есть правило – не выкрикивать, поднимать руку, отвечать полными предложениями.
- Миша, какой объект ты увидел. Хочешь его описать? (Когда я смотрю на картину, я вижу….).
В итоге перечисляются все названые объекты. Воспитатель хвалит детей, выделяя самых внимательных.
Воспитатель вывешивает эмблему данного этапа.
Посмотрите и запомните правило: «Смотрю на картину и называю объекты картины…»
Дети рассматривают картину. Описывают предметы на картине по очереди, соблюдая правило. Дети выстраивают полный ответ.
2.2 Этап «Установление взаимосвязей между объектами на картине»
Задачи: • Упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов изображенных на картине, обозначать эти связи стрелками. •Поддерживать проявление субъектной позиции ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстника-ми. • Учить детей запоминать эмблему этапа и озвучивать правило: «Один объект связан с другим». • Активизировать словарь детей в соответствии с сюжетом картины (называние действий и взаимодействий объектов).
- Ребята, вы хотите поиграть в игру «Сыщики»; раскрыть тайну картины. На картине все объекты связаны, давайте найдем эти связи.
- Девочка и земляника (они между собой связаны, потому что девочка собирает землянику).
- Белка и дупло (они взаимосвязаны, потому что белка сидит в дупле).
- Мальчик и кепка (они взаимосвязаны, так как кепка одета на голову мальчика) и т. д.
Последовательность объединения объектов получается случайная, в зависимости от выбора детей.
- Ребята, а в какую игру мы играли? Что мы делали?
Воспитатель вывешивает эмблему данного этапа.
- Посмотрите и запомните ее правило: «Один объект связан с другим, потому что?»
2.3 Этап «Преобразование объектов во времени»
Задачи: • Учить детей составлять речевые зарисовки об изменении объекта во времени. • Развивать речевое творчество, учитывая индивидуальные способности и возможности детей.
• Учить детей запоминать эмблему этапа и озвучивать правило: «Я выбираю объект и представляю, что с ним было раньше и что будет потом».
- Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Машина времени», (выбирайте конкретный объект картины и описывайте его настоящее, прошлое, предлагаем подумать, что с ним будет в будущем).
- Я выбираю объект и представляю, что было с ним раньше и что будет с ним потом. Я выбираю девочку и представляю, что рано утром она была ещё дома и готовила корзинку под ягоды, а вечером она вместе с мамой сварит вкусное варенье.
- В рассказе следует использовать словесные обороты: было-будет, утро-вечер, раньше-позже, до тог-после того).
- Ребята, представьте, пришел Волшебник Времени и переместил мальчика в прошлое. Петя, расскажи нам про мальчика (Я выбираю мальчика и представляю)
Дети по очереди составляют рассказы.
- Ребята, какие интересные истории вы придумали, мне так было интересно слушать их.
- Как вы думаете, как можно назвать эту картину?
Давайте вспомним, как можно придумать название.
1. В названии рассказа даются обозначения главного героя и объекта. Например: «Коля с мамой».
2. В названии рассказа вводится глагол, обозначающий главное действие. Например: «Как Коля собирал грибы».
3. В названии рассказа проговаривается результат действия героя или его жизненное правило: «Как хорошо что Маша такая трудолюбивая».
4. В названии рассказа обозначается место действия («В лесу») или время действия («Летняя прогулка»)
Вера, как ты думаешь? (Я бы назвала эту картину.)
Воспитатель вывешивает эмблему данного этапа и говорит: «Посмотрите и запомните правило «Я выбираю объект и представляю, что с ним было раньше и что будет потом».
Дети отвечают на вопросы и высказывают свое мнение, составляют рассказ.
Физ. минутка
Задача: развивать общую моторику и речь детей.
Все зверюшки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
(Дети идут в хороводе)
Белочки скакали,
(Скачут вприсядку)
Рыжики срывали.
(Срывают воображаемые грибы)
Лисичка бежала,
(Бегут по кругу)
Лисички собирала.
(Собирают воображаемые грибы)
Скакали зайчатки,
(Скачут стоя)
Искали опятки.
(Срывая воображаемые грибы)
Медведь проходил,
(Идут вразвалку)
Мухомор раздавил.
(Затем топают правой ногой) .
Дети демонстрируют физическую активность.
3. Этап продуктивной деятельности
Задачи: • Организовать продуктивную деятельность. • Развивать речевое творчество в составлении рассказа по картине методами ТРИЗ. • Воспитывать умение слушать других, не перебивая их. Воспитатель организует продуктивную деятельность детей.
- Ребята, на картине, с которой мы играли, изображено, как мальчик и девочка вместе с мамой пошли в лес собирать ягоды и грибы.
- Кто хотел бы составить рассказ по картине?
Воспитатель записывает рассказы детей с помощью схем, слов и т. п. и после рассказов детей предлагает свой собственный рассказ. Дети составляют творческий рассказ по картине.
4. Этап рефлексии
Задачи: • Учить детей анализировать свою деятельность. • Развивать связную грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
Воспитатель стимулирует детей к самоанализу собственной деятельности, задаёт им вопросы.
- Ребята, что мы с вами делали?
- Как мы это делали?
- Зачем мы это делали?
- В какие игры мы играли? «Подзорная труба», «Машина времени», «Сыщики».
- Какая игра вам понравилась больше всего?
- Что было труднее всего?
- Вам было интересно играть с картиной?
- Ребята, вы так хорошо играли, мне так понравилось с вами играть. Дети высказывают свое мнение, слушают воспитателя.
5. Этап оценки уровня творческих работ
Задача: побуждать детей к обсуждению своих действий. Воспитатель оценивает уровень оригинальности работы.
-Ребята, вам понравилось составлять рассказы?
- Кому чей рассказ понравился больше всего? Почему?
- Мне понравились все ваши рассказы, вы такие молодцы.
У Лизы получился очень интересный рассказ о белочке, а у Саши про мальчика и девочку. Дети отвечают на вопросы, высказывая свое мнение. Дети проявили инициативность, отвечая на вопросы, обсуждают свои действия.
6. Открытость. Задача: ориентировать детей на самостоятельную деятельность. Вопросы - Ребята, мы записали ваши рассказы на листочках. Что мы можем сделать с этими рассказами? Я хочу предложить вам составить альбом. Его можно назвать "Как мы ходили в лес за грибами и за ягодами". Вы можете нарисовать, как вы ходили в лес, и ваши рисунки можно поместить в наш альбом. Дети высказывают свое мнение.