МААМ-картинки

Консультация «Диагностика готовности детей ДОУ к обучению в школе»

Татьяна Викторовна Андреева
Консультация «Диагностика готовности детей ДОУ к обучению в школе»
▼ Скачать + Заказать документы

Безусловно, подготовка детей к школе является одной из важных проблем. Постоянное совершенствование системы школьного образования, новые данные о потенциальных возможностях развития ребёнка в дошкольные годы, углубление понимания значимости дошкольного детства для всего последующего развития личности – все это оказывает самое непосредственное влияние на осознание сущности феномена «готовность к школе» и подходы к его дальнейшему изучению.

Публикация «Консультация „Диагностика готовности детей ДОУ к обучению в школе“» размещена в разделах

Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент – залог надежности и качества будущей постройки.

Зачем нам как психологам изучать психологическую готовность?Психолого-педагогическое изучение предусматривает получение о ребенке сведений, раскрывающих знания, умения, навыки, которыми он должен располагать на определенном возрастном этапе.

Важно установить запас представлений об окружающем, сформированность качеств, необходимых для учебной работы (произвольность психической деятельности, волевые усилия, планирование и самоконтроль, наличие мотивации, интереса и др.).

Т. е. если ребенок готовится к поступлению в 1 класс, необходимо выявить его готовность к обучению (физическую, психологическую, умственную).

Корригирующий эффект от проведения подобной работы высок, когда проводится обследование в подготовительных группах детских садов, поскольку при выявлении нуждающихся в специальной индивидуальной поддержке детей можно будет в течении всего последнего года пребывания в ДОУ обучать на специальных занятиях у дефектолога, логопеда или психолога.

Поэтому волне понятно, что заблаговременная объективная оценка готовности ребенка к школе позволяет родителям и специалистам смягчить влияние каких - то негативных особенностей психического развития ребенка на процесс его обучения, сформировать качества, необходимые для успешной школьной адаптации, правильно выбрать образовательный маршрут и т. д.

Сегодня я поделюсь только своим опытом диагностики детей на готовность к обучению в школе.

Я уверена, что у всех присутствующих психологов есть свой опыт работы в этом направлении, и что с этим багажом делать после диагностики детей и обработки материала – у всех опыт, наверное, тоже свой.

На сегодняшний день выбор диагностических методик школьной зрелости велик. Да, сложностей с диагностическим материалом сейчас нет. Открывай любой понравившийся в поисковике диагностический набор и тестируй!

Другой вопрос – что именно нужно диагностировать конкретному специалисту, работающему по конкретной программе в конкретном учреждении с конкретными детьми.

Прежде чем психодиагностические методики могут быть использованы для практических целей, они должны пройти проверку по ряду формальных критериев, доказывающих их высокое качество и эффективность.

Эти требования в психодиагностике складывались годами в процессе работы над тестами и над их совершенствованием. К числу основных критериев оценки психодиагностических методик относятся надежность и валидность. Трудность постановки психологического диагноза связана с тем, что результатов одной методики недостаточно, какой бы совершенной она ни была.

Психодиагносты, считая, что результаты любой методики должны сопровождаться дополнительными данными об индивиде, включают в число своих методов наблюдение, беседу, анализ продуктов деятельности.

Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости :

1) интеллектуальный;

2) эмоциональный;

3) социальный.

Об интеллектуальной зрелости судят по следующим признакам:

• дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость, включающее выделение фигуры из фона;

• концентрацию внимания;

• аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями;

• возможность логического запоминания;

• умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию.

Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Об эмоциональной зрелости говорят:

• уменьшение импульсивных

реакций;

• возможность длительное

время выполнять не очень привлекательное задание.

К социальной зрелости относится:

• потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп;

• способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

На основании выделенных параметров создаются тесты определения школьной зрелости.

По результатам последних выделяются критерии готовности дошкольников к школьному обучению

Нужно помнить, что результаты психодиагностики могут зависеть от различных моментов:

соматического здоровья ребенка

соотношения сигнальных систем (доминирование правого или левого полушарий, равнополушарность)

сенсорной и моторной асимметрии (ведущее ухо, глаз, рука.)

ведущей модальности (визуальная, аудиальная, кинестетическая)

необходимо учитывать особенности восприятия, переработки информации, интеллекта, деятельности, речи, эмоций, памяти и мышления в зависимости от принадлежности к типу функциональной организации мозга.

и т. д.

Отсюда можно сделать вывод: давая разным детям одни и те же задания, мы можем адресоваться, например, к разным полушариям. Восприятие и переработка информации будут различны, несмотря на то что видимый результат может быть одинаковым.

Важнейшим средством повышения надежности психодиагностических методик является стандартизация процедуры обследования.

Примеры методик, направленных на изучение высших психических функций, лежащих в основе формирования учебных навыков:

Методика Векслера

Ориентационный тест школьной зрелости Керна - Йирасека

Диагностико – прогностический скрининг Е. А. Екжановой

Экспресс-диагностика Павловой Н. Н., Руденко Л. Г.

Скрининг-обследование готовности к школьному обучению Н. Семаго, М. Семаго

Экспресс – диагностика уровня психического развития (УПР) П. А. Мясоеда

Веракса А. Н "Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет»

методический кейс «Диагностика готовности ребенка к школе» (электронный сборник материалов из Ижевска, 2020 г.)

Педагог – психолог должен не только, квалифицировано обследовать детей, но и наметить пути коррекции, рекомендовать образовательный маршрут, соответствующий его возможностям. принятие решения о том, где будет учиться ребенок, осуществляются семьей.

Важно, чтобы родители и педагоги дошкольного образовательного учреждения объединили свои усилия, направленные на воспитание будущего первоклассника. Не менее важно, чтобы в своей педагогической деятельности взрослые опирались на советы и рекомендации психолога.

Занятия психолога с детьми – обязательный элемент в системе подготовки ребёнка к школе.

Психологи дают советы родителям, как организовать их психологическую подготовку к школьным будням, размещая нужную информацию в родительских уголках, на сайте д / с, используя электронные ресурсы.

Психологическое консультирование по результатам обследования

После проведенного обследования детей группы на психологическую готовность к школе психолог составляет индивидуальные рекомендации по каждому ребенку для воспитателей и родителей и по всей группе в целом для воспитателей и специалистов ДОУ (логопедов, преподавателей ИЗО, физической культуры и др.).

Родителям ребенка, получившего при обследовании низкие результаты, желательно рекомендовать конкретные мероприятия по развитию и / или обратиться на консультацию к дефектологу, врачу, логопеду.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Пособие-макет для развития мотивационной готовности «Играем в школу» (подготовительная к школе группа)Пособие-макет для развития мотивационной готовности «Играем в школу» (подготовительная к школе группа) Совсем скоро, дети моей группы пойдут в школу. Ведущим критерием психологической готовности к обучению в школе является мотивационная готовность.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1 Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка. От готовности ребенка к этому моменту во многом будет зависеть формирование.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 2 Существует гипотеза: адаптация зависит от уровня психологической готовности ребенка к школе, комфортности его пребывания в учебном заведении,.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 3 Обсуждая проблему готовности к школе, Д. Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 4 Н. В. Запорожец (1977г.) отметил, что готовность к обучению к школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 6 Деятельный критерий рассмотрим более подробно. В 6-7 лет моторика уже готова к тому чтобы писать скорописью. Именно в этот момент в созревании.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Заключительная часть О том, что начало обучения в школе – один из серьезных моментов в жизни ребенка, знают все. На этот вопрос мы и попросили ответить родителей.

Проектная деятельность по формированию познавательной и мотивационной готовности детей к школе «Скоро в школу» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №38 города Кузнецка Проектная деятельность.

Развитие моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школеРазвитие моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школе «Если Вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени» Эстер Селсдон Одной из основных.

Речевая готовность ребёнка к обучению в школе. Консультация для педагогов и родителей Готовность или неготовность ребёнка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Диагностика готовности детей ДОУ к обучению в школе»
Опубликовано: 3 октября 2022 в 15:21
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Диагностика готовности детей ДОУ к обучению в школе»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Викторовна Андреева (УИ 3065134) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД