Получи документы

Консультация для логопедов «Дефект смягчения»

Ольга Никифорова
Консультация для логопедов «Дефект смягчения»

В наше время в практике всё чаще встречаются дети с дефектом смягчения, который проявляется в нарушении произношения согласных, имеющих твердую (мягкую) пару. Дефект может быть частичным или тотальным, т. е. охватывать все согласные. Исключением будут звуки [ш], [ж], [ц], не имеющие мягких пар. И звуки [ч],[щ], [й], не имеющие твердых пар.

Если у ребенка появился дефект смягчения, то работа логопеда начинается именно с этого дефекта, предварительно отработав с гласными звуками.

Публикация «Консультация для логопедов „Дефект смягчения“» размещена в разделах

Полное устранение дефекта на раннем этапе в устной речи предотвратит появление акустической дисграфии в письменной речи.

Коррекция дефекта смягчения проводится на индивидуальных занятиях.

Факторы предрасполагающие к возникновению дефекта :

- снижение физического слуха;

- несформированность фонематических процессов;

- нарушение в строении артикуляционного аппарата;

- нарушение иннервации (тонуса) артикуляционной мускулатуры.

Среди дефектов смягчения наблюдаются :

1. Полное отсутствие мягких согласных звуков в речи, т. е. постоянная их замена парными тв рдыми звуками (дядя Ваня – дада Ванна, пять – пат, мясо – масо и т. п.). Фонетико-фонематический дефект;

2. Излишнее смягчение (Собака идёт домой – Сябякя идёть дямёй).

В практике встречается чаще, ещё его называют дефектом твердости.

Фонетико-фонематический дефект;

3. Смешение мягких и твердых звуков в речи (паралалии, т. е. наряду с правильным произношением твердых и мягких согласных наблюдаются отклонения как в ту и в другую сторону.

Фонематический дефект. Особенности артикуляции: При произношении мягких звуков особенностью артикуляции является палатализация (от лат. смягчение) дополнительный к основной артикуляции согласных подъем средней части языка к твердому небу (или йотовая артикуляция).

Наиболее просты по артикуляционному укладу переднеязычные звуки [т]-[ть], [д]-[дь], [н]-[нь], они и похожи по артикуляции (редко бывают нарушены).

Переход твердого согласного звука в мягкий зависит от напряжения и подъ ма средней части языка к небу.

Специфика работы:

Нарушения произношения твердых и мягких согласных, как правило, возникают при недостатках акустической дифференциации, а также при нарушениях иннервации артикуляционной мускулатуры. Работа по исправлению дефектов ведё тся в двух направлениях:

1. Коррекция фонематического слуха и фонематического восприятия;

2. Выработка правильного артикуляционного уклада при произнесении парных согласных.

При коррекции фонематического слуха и фонематического восприятия важно достигнуть понимания ребенком принципа различения твердых и мягких звуков. Нужно объяснить ребенку и показать на примерах, что от неправильного произношения звуков может меняться смысл всего слова. Для облегчения данной задачи можно пользоваться графическим материалом, тематическими картинками, сопровождать упражнения определенными движениями. Все это делается с целью обеспечения зрительного и кинестетического контроля.

Этапы работы:

1. Подготовительный этап

2. Этап постановки звука

3. Этап автоматизации звука

4. Этап дифференциации звуков

5. Этап выработки навыков самоконтроля.

На этапе дифференциации звуков важно проводить работу более тщательно и не только на слух, но и в произношении.

На первом этапе первоначально формируем у ребенка понятие о мягкости и твердости. Можно показать: мячики – пластмассовый и резиновый или кубики – деревянный и тряпичный. Здесь проводится весь комплексе логопедической работы – это и нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры (статика, динамика, работа над дыханием и развитием мелкой моторики и т. д.

Нужно укрепить мышцы языка и выработать подъем средней части спинки языка. Нужно расслабить мышцы языка, научить опускать среднюю часть спинки языка и выпрямлять.

Научить язык двигаться вперед назад в напряжении в расслабленном виде.

Нормализация мышечного тонуса:

Основная задача при дефекте смягчения – научить ребенка уметь перераспределять напряжение мышц артикуляционного аппарата. Здесь очень эффективно использовать изотонические упражнения с сопротивлением противодействием, т. к. они и укрепляют и расслабляют мышцы. Можно использовать ватные палочки (удержать палочку поднимая ее кончиком языка, или язык в положении «Горка», а палочка под языком).

В более упорных случаях (без динамики) можно использовать элементы логопедического массажа с приемами классического: в первом случае, когда нет мягких – активирующий (укрепляющий, во втором – расслабляющий. Его можно выполнять только после консультации невропатолога.

Ещё один из видов логопедического массажа – самомассаж, его вполне можно проводить как индивидуально, так и с группой.

На этапе дифференциации не забываем про дифференциацию в произношении.

Чтобы отдифференцировать твердые свистящие [с], [з] от мягких звуков, передняя часть спинки языка максимально приближается к резцам и язык сильнее выгибается и поднимается к небу.

При произношении звуков [к], [г], [х] их мягкие пары отличаются тем, что кончик языка приближается к нижним зубам.

При переходе от [м] в [м’] – кончик языка прижимается к нижним зубам и спинка выгибается, также меняется напряжение губ.

Работая над вибрантом [р], следует обратить внимание на то, что при переходе от [р] к [р’] язык заметно перемещается вперёд к верхним резцам. При [л] к [л’] наоборот – назад.

Рекомендуется проводить коррекцию дефекта смягчения при помощи гласных [ы] и [и]. закрепить понятие твердости и мягкости на базе сохранных согласных звуков [к], [в], [п], [б] и др. (Эта методика неэффективна при работе с переднеязычными [т], [д], [н]).

Следует постановку звуков проводить с учетом:

1. Уже правильно поставленных, опираясь на готовый артикуляционный уклад;

2. На противопоставлении каких звуков более наглядно будет видна разница между парными мягкими и твердыми звуками.

Согласные [т], [д], [н] удовлетворяют обоим поставленным условиям.

Если положить два пальца (средний и указательный) на язык, то можно ощутить изменение напряжения языка и тактильно. Во время работы с этими звуками должно выработаться кинестетическое ощущение напряжения и расслабления языка, благодаря этому, аналогичная работа над другими звуками пройдет значительно легче и быстрее.

Используем приемы:

- по подражанию и показу артикуляции;

- в слоге с помощью гласных [и]-[ы];

- с механической помощью;

- с использованием временного варианта (для звуков [л], [л’]).

Прием основанный на подражании, предполагает слуховое восприятие мягких (твердых) звуков и зрительное восприятие артикуляции этих фонем.

Следует пояснить ребенку, что при произнесении твердых звуков язык имеет плоскую форму (показать, при произнесении мягких звуков язык упирается в нижние резцы, а спинка выгибается к твердому небу. В случае с губными тоже самое, только за закрытыми губами.

Механический способ:

-постановка заднеязычных [к], [г], [х] производится от базовых слогов : [к] от – та-тя-кя-ка, [г] от – да-дя-гя-га, [х] от – са-ся-хя-ха. В момент произнесения слога логопед постепенно отодвигает язык назад, в глубину рта, нажимая на переднюю часть спинки языка указательным пальцем пальцем ребенка до второй фаланги.

- С механической помощью на начальном этапе можно получить [л’] с сильно выгнутой к твердому небу спинкой языка, при постановке временного нижнего варианта артикуляции этого звука. Следует удерживать кончик языка внизу при помощи шпателя. При этом заостряем внимание на том, что кончик языка упирается в нижние резцы, а передняя часть спинки образует смычку с альвеолами.

- Твердый звук [л] ставим от межзубных гласных [а] или [ы], предварительно уточнив их артикуляцию: а-л, мал, дал; ы-л, мыл.

После четкой дифференциации твердого и мягкого звука сможем перейти от нижней артикуляции [л] к более удобной верхней с сохранением необходимого подъема спинки языка и значительной площадью ее соприкосновения с небом.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие для логопедов «Богатый урожай»Дидактическое пособие для логопедов «Богатый урожай» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я учитель-логопед и в своей работе активно использую игры и упражнения, связанные с тактильным восприятием.

Консультация для логопедов, воспитателей и родителей «Зрительные нагрузки при расходящемся косоглазии у детей 5–7 лет» Консультация для логопедов, воспитателей и родителей «Зрительные нагрузки при расходящемся косоглазии у детей 5 – 7 лет» Составитель: Полякова.

Консультация для логопедов, воспитателей, родителей «Зрительные нагрузки детей 3–4 лет с нарушением зрения» Консультация для логопедов, воспитателей, родителей «Зрительные нагрузки детей 3 – 4 лет с нарушением зрения» Составила: Дьяконова Елена.

Консультация для родителей «Наш дом»Консультация для родителей «Наш дом» Консультация для родителей «Наш дом»Игровое занятие «Мой дом» Цель: закрепить знания об основных частях здания (дом, стена, крыша, окно);.

Консультация для учителей-логопедов «Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР» Современный этап развития общества свидетельствует о формировании «информационной культуры». Создание, обработка и передача информации становится.

Консультация для воспитателей 1. Наша работа-это творчество. 2. Наш коллектив в ответе за нас, а мы в ответе за свой коллектив. 3. Мы- воспитатели в детском саду. Это не.

Мастер-класс для учителей-логопедов «Использование мультимедийных игр-презентаций в работе с детьми с ОВЗ». 1. Актуальность использования мультимедийных игр-презентаций в работе с детьми с ОВЗ, их значение. Инновационная деятельность специалистов.

Мастер-класс для учителей-логопедов. Логосказка «Волшебный цветок»Мастер-класс для учителей-логопедов. Логосказка «Волшебный цветок» Мастер- класс: практическая часть Логосказка: «Волшебный цветок" Цель: Поделиться опытом работы с логосказкой для использования педагогами.

Мастер-класс на районном методическом объединении учителей-логопедов «Сказкотерапия в логопедической практике»Мастер-класс на районном методическом объединении учителей-логопедов «Сказкотерапия в логопедической практике» Введение В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном,.

Консультация для логопедов «Технологии, способствующие развитию речи ребенка» Технологии, позволяющие развивать речь ребенка, именно - игровые технологии. Так как именно в игровой форме мы доносим информацию до ребенка.

Автор публикации:
Консультация для логопедов «Дефект смягчения»
Опубликовано: 25 марта 2023 в 22:38
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД