МААМ-картинки

Консультация для педагога «Развитие графомоторных навыков у детей»

Елена Маркина
Консультация для педагога «Развитие графомоторных навыков у детей»

Развитие графомоторных навыков у детей с умеренной умственной отсталостью

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья - это ребенок, имеющий физические и (или) психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования. Для этих детей существует особая система специального образования.

Теоретические исследования в области графомоторных навыков

Публикация «Консультация для педагога „Развитие графомоторных навыков у детей“» размещена в разделах

М. М. Кольцова пришла к выводу, что у некоторых умственно отсталых учащихся моторные затруднения могут быть связаны с леворукостью и обусловлены тем, что детей пытались переучивать. Таким детям необходимо пробовать выполнять задания той рукой, которой работать легче, удобнее.

Т. М. Головина пришла к выводу, что характерным у учащихся с нарушением интеллекта является нарушение мелких движений, что проявляется в их слабости, недостаточной координированности и взаимозаменяемости.

Приступая к новому заданию, по мнению Л. В. Занкова,ребенок с нарушением интеллекта долго не может сосредоточиться на последовательности выполнении операций. Его движения неловки, суетливы, хаотичны, пальцы рук непослушны; правая рука, как правило, опережает действия левой, что приводит к несогласованности движений.

Как считает С. Д. Забрамная,при поступлении в специальное учебное заведение с нарушением интеллекта обнаруживают крайнюю неумелость, их пальцы вялы, не удерживают мелких предметов, они не могут осуществлять соотносящих, сопоставительных движений.

Т. Н. Головина пришла к выводу, что особые затруднения ребята испытывают при необходимости использовать самые простые предметы – орудия. Большинство детей действуют одной рукой, а другая беспомощна и не участвует в работе.

Анализ и синтез при обработке информации в центральной нервной системе обеспечивает сознательный отбор наиболее отточенных моторных функций. Ребенок осознает, что при улучшении моторных функций он чувствует себя более комфортно в любой ситуации, в любой среде.

Л. В. Занков, А. Р. Лурия, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухарева и другие специалисты считают, что нарушения в развитии мелкой моторики является одним из характерных симптомов умственной отсталости. Данные специалисты отмечают, что движения пальцев рук у умственно отсталых школьников неуклюжи, некоординированы, их точность и темп нарушены.

По данным исследований, проведенных Л. В. Антаковой-Фоминой, М. М. Кольцовой, Б. И. Пинским, была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцев моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.

Нарушение развития затрагивает всю психическую сферу ребенка, и, по существу, является системным дефектом. Поэтому процесс обучения и воспитания должен выстраиваться с позиций системного подхода. Необходимо сформировать полноценный базис для становления высших психических функций и обеспечить специальные психолого-педагогические условия, необходимые для их формирования.

Графомоторные навыки включают в себя :

1. Мелкая мускулатура пальцев

- Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений.

2. Зрительный анализ и синтез

- Упражнения на определение правых и левых частей тела.

- Задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам.

- Задания с условиями по выбору нужных направлений.

3. Рисование

- Занятия по штриховке по контуру, обводка.

- Срисовывание геометрических фигур.

- Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры:

- дорисовывание незаконченных рисунков;

- дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но с недостающими деталями);

- упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей.

- Задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.

4. Графическая символика

- Задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов).

Алгоритм занятия педагога представляет собой выполнение упражнений из разных блоков, при этом последовательность чередования различных блоков определяет индивидуальные показания ребенка, а именно конкретный уровень развития мелкой моторики.

Система игр для индивидуальных занятий с ребенком направленных на развитие графомоторного навыка.

Массаж. Очень эффективный способ развития мелкой моторики, а значит, и интеллектуальных способностей маленького человека, потому что, массируя пальчики, мы воздействуем на активные точки, связанные с корой головного мозга. Массаж рук и плеч, выполняемый регулярно, помогает малышу совершенствовать координацию движений.

Гимнастика для пальчиков. Направлена на улучшение координации движений пальцев, тренировка мышц, ловкость, умение концентрировать внимание на одном виде деятельности. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.

1. Апельсин.

2. Замок.

3. Сорока-белобока.

4. Дождик.

5. Пальчики.

Игровые тренажеры/ Пальчиковые тренажеры. Способствуют развитию координации пальчиков, пространственного ориентирования, ловкость, развитие глазомера.

1. Собери бусы

2. Развяжи узелок, расплети косичку

3. Перекатывание карандаша

4. Веселые дорожки. Пальчики «шагают».

Работа с пластилином /Работа с разнофактурными наполнителями

Способствуют развитию тактильной чувствительности, сенсорного восприятия и сложной координации движений пальцев и кистей рук.

1. Сенсорные подушечки

2. Месим «тесто»

3. Работа в песочнице

4. Выбери фасоль

Работа с бумагой направлена на развитие точности движений, сложнокоординированных движений пальцев и пространственного ориентирования

1. Аппликация

Мы же рассмотрим Графическую работу с рисунком которая включает в себя:

1. Графические упражнения целесообразно начинать с проведения карандашом прямых горизонтальных линий, ограниченных шириной «дорожки». Если сначала «дорожка»достаточно широкая, то впоследствии она становится все уже и уже. В усложненном варианте предлагаем ребенку прохождение несложных лабиринтов, проводя карандашом по бумаге.

2. Обводка. Для начала предлагаем ребенку бумагу, карандаш и фигурки от дидактической игры «рамки-вкладыши». Ребенок пробует обвести эти фигурки карандашом, прижав их к листу бумаги. Другой вид обводки – это обведение уже готовых рисунков по намеченным точками линиям. Чтобы научить ребенка проводить длинные извилистые линии, предложим ему обвести рисунок точно по линии, стараясь не отрывать карандаша от бумаги;

3. Штриховка представляет собой заготовленные образцы, которые необходимо заштриховать в заданном направлении и соблюдая заданный интервал между штрихами. Штриховка вырабатывает у ребенка навык равномерного движения руки, развивает глазомер, приучает регулировать силу нажима на карандаш. Когда ребенок научится штриховать контурный рисунок с помощью прямых параллельных линий, дадим ему задание посложнее: заштриховать рисунок вогнутыми, выпуклыми или волнистыми линиями;

4. Рисование по клеткам. Напоминает рисование орнаментов, но теперь на столе перед ребенком лежит лист бумаги в клетку и все наносимые на него рамки должны быть точно вписаны в определенные рамки. Данный вид упражнений потребует от ребенка не только усидчивости, но и большого внимания и аккуратности.

Графическая работа выполняется карандашом на белой бумаге.

В процессе занятий рисованием указанные недостатки сглаживаются. Этому способствуют специальные упражнения, которые предусматривают выработку согласованной, координированной деятельности анализаторов; эти упражнения в значительной мере развивают глазомер ребенка, приучают руку к сознательным и точным движениям, придают ей гибкость и твердость. Зрительные, осязательные, кинестетические ощущения и восприятия позволяют осуществлять контроль за направлением и качеством движений. В результате создаются благоприятные условия для развития навыков письма и рисования.

На первом этапе обучения рисованию роль отводится использованию приема пассивных движений. Воспитатель вкладывает в правую руку ребенка карандаш (вначале лучше вкладывать в руку фломастер, так как в этом случае во время рисования не надо делать нажима) и «рисует» вместе с ним дорожку, травку, заборчик, ступеньки и т. п. Особое внимание уделяется развитию зрительно-моторной координации, соединению сенсорных и моторных компонентов изобразительной деятельности. С этой целью детям предлагается ряд несложных заданий, требующих от них произвольных движений. Например, воспитатель рисует большую тучу, а затем просит детей нарисовать дождик (ритмично повторяющиеся однородные движения) или, изобразив трубу на крыше дома, дает задание нарисовать дым (неотрывные вращательные движения карандашом). Подобным образом выполняются и другие упражнения («Вода бежит из крана», «Польем цветы из лейки», «Куклу будем мыть под душем», «Кот Барсик играет клубочками» и т. п.). Всегда следует поощрять желание ребенка многократно повторять штрихи, линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные, дугообразные, спиралевидные и пр., так как выполняемые при этом ритмические движения служат необходимой основой для проводимых в последующем начальных графических упражнений. Постепенно в технике рисования происходят некоторые изменения: движения становятся увереннее, точнее, ритмичнее. Этому благоприятствует как сама изобразительная деятельность, требующая разнообразных движений руки, так и специально подобранные гимнастические упражнения для развитии мелких мышц кисти и пальцев. При обучении умственно отсталых дошкольников большое место занимает показ приемов изображения. Умение подражать действиям взрослого следует расценивать как важный этап на пути развития активности и в известной степени самостоятельности ребенка. Дети испытывают особенное желание воспроизводить действия взрослого и видеть в нарисованном образы знакомых предметов в том случае, если занятия носят живой, занимательный характер. Известно, что при обучении нормально развивающихся детей хороший эффект дает использование метода совместных действий (так называемое сотворчество). Этот метод оказывается еще более значимым при проведении коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми. Метод совместных действий максимально отвечает изобразительным и познавательным возможностям дошкольников, поскольку позволяет педагогу в наглядной и занимательной форме демонстрировать тот или иной прием, предоставляя ребенку для выполнения ту часть задания, которая находится в зоне его ближайшего развития. Использование этого метода позволяет развивать малейший успех, наметившийся в деятельности маленького рисовальщика, обеспечивать ему продвижение в освоении способов самостоятельных действий при выполнении аналогичной работы. Содержание заданий для совместного рисования подбирается с учетом индивидуальных особенностей детей. В зависимости от этого можно упрощать или усложнять работу, уменьшать или увеличивать двигательную нагрузку на руку ребенка.

Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно ни выразилось. Как правило, дети любят рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, конструировать. Тем самым они получают возможность передавать то, что их волнует, что им нравится, что вызывает у них интеpec. А это, в свою очередь, создает условия для всестороннего воспитания и развития детей. При правомерном сокращении числа занятий надо сделать все возможное, чтобы дети могли заниматься любимым и интересным для них делом в свободное время.

Публикации по теме:

Развитие графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи "Развитие графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи". Графомоторные навыки являются составной частью моторных способностей.

Дидактические игры по развитию моторики, графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР Методические рекомендации и дидактические игры по развитию моторики, графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического.

Формирование графомоторных навыков у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью Для детей с ОВЗ существует особая система специального образования. Специальное образование обеспечивает лицам с ограниченными возможностями.

Консультация для педагогов. Консультация для педагогов «Формирование графомоторных навыков у дошкольников» Консультация для педагогов. Формирование графомоторных навыков у дошкольников В отечественной педагогике и психологии старший дошкольный.

Консультация для родителей: «Диагностика уровня развития графомоторных навыков в домашних условиях» Диагностика уровня развития графомоторных навыков в домашних условиях. «Представление, что при любом двигательном тренинге… упражняется.

Отчет по самообразованию «Развитие графомоторных навыков» «Нет силы более могучей, чем знание; человек, вооруженный знанием, - непобедим» М. Горький Одним из значительных аспектов развития дошкольника.

Практикум для родителей «Развитие графомоторных навыков у детей подготовительной к школе группы» Цель: познакомить родителей с работой по развитию у детей 6 – 7 лет графомоторных навыков в домашних условиях. Задачи: Напомнить.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности,.

Развитие мелкой и общей моторики как средство формирования графомоторных навыков детей с речевыми нарушениями Развитие мелкой и общей моторики - как средство формирования графомоторных навыков детей с речевыми нарушениями. Приемы работы над развитием.

Развитие графомоторных навыков у учащихся младшего школьного возраста посредством традиционных народных росписей .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагога «Развитие графомоторных навыков у детей»
Опубликовано: 21 ноября 2019 в 04:29
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД