Папки-передвижки

Формирование графомоторных навыков у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

Наталья Бекенеева
Формирование графомоторных навыков у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

Для детей с ОВЗ существует особая система специального образования. Специальное образование обеспечивает лицам с ограниченными возможностями здоровья получение образования в соответствии с их способностями и возможностями в адекватной их здоровью среде обучения в целях адаптации и интеграции (реинтеграции) этих лиц в общество, в том числе приобретения навыков самообслуживания, подготовки их к трудовой деятельности и семейной жизни. Именно для обучения таких детей и составляется СИПР – специальная индивидуальная программа реабилитации, в которую входят следующие учебные предметы на начальных этапах обучения: «Речь и альтернативная коммуникация», «Математические представления», «Окружающий природный мир» «Человек», «Окружающий социальный мир», «Музыка и движение», «Изобразительная деятельность», «Адаптивная физкультура», «Развитие психомоторики и сенсорных процессов», «Сенсорное развитие», «Предметно-практическая деятельность», «Двигательное развитие», «Альтернативная коммуникация». Занятия проводятся, как индивидуально с ребенком, так и при формировании мини-групп детей с типичными особенностями развития.

Публикация «Формирование графомоторных навыков у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» размещена в разделах

Моими учениками являются дети возрастом от 12 до 17 лет с диагнозом умственная отсталость (умеренной и тяжелой степени) и дети со сложной структурой дефекта. Вот некоторые типичные трудности, характерные для детей с данными диагнозами: слабо развиты мелкие мышцы кисти руки, несовершенна координация движений, низкий уровень выносливости к статическим нагрузкам, зрительные и двигательные анализаторы, которые участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов. У всех детей возникают определенные проблемы: неправильно держат карандаш или ручку, характер нажима у всех детей слабый; появляются графические ошибки (выход за пределы строки, «сползание» со строки, искажение элементов); при продолжительной работе (8-10мин.) у детей наблюдается повышенная утомляемость, что отрицательно сказывается на их работоспособности.

Работу по формированию графических навыков у детей с ОВЗ следует начинать с комплексного обследования ребенка, прежде всего, с диагноза. Знание педагогом медицинского фактора является главным в начале работы, так как знание состояния здоровья ребенка, его нервно-мышечного аппарата, режима зрительной нагрузки необходимо для организации деятельности.

Основным способом формирования графического навыка у ребенка с умственной отсталостью являются многократные упражнения и тренировки определенных действий, которые включаются в учебные предметы.

Данную работу я строю по нескольким направлениям:

1. Совершенствование общей ручной моторики и развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, зрительно-моторной координации.

Формирование дифференцированных движений кистями и пальцами рук, сгибание и разгибание, отведение в стороны пальцев, умение называть каждый палец на руке. Все это – упражнения пальчиковой гимнастики.

Формирование согласованных действий обеими руками, чередование позиций рук («Кулак – ладонь», «Камень – ножницы», затем усложняем чередования («Кулак – ребро – ладонь», «Камень – ножницы – бумага»). Это гимнастика для рук.

Формирование дифференцированных движений пальцев рук: дети учатся нанизывать бусы, колечки на шнурок в определенной последовательности, представленной на образце (вначале дается образец из мелких предметов, а затем образец – схема на листе бумаги) («Наряди елку», «Разложи фрукты»). Эти упражнения проводятся на занятиях по ППД, «Развитию психомоторики и сенсорных процессов», «Сенсорному развитию».

Обучение расстегиванию и застегиванию с использованием различных видов застежек: липучки, кнопки, пуговицы, крючки, молнии («Сапожок», «Ботинок»). Эти упражнения проводятся на занятиях по ППД, «Развитию психомоторики и сенсорных процессов», «Сенсорному развитию», «Человек».

• Обучение шнуровке – продергивание шнурка через отверстие (в каждое, через одно, через два, через три, расположенные в горизонтальном и вертикальном направлении, шнуровка в направлении крест – накрест («Дождик», «Лесенка», «Качели»). Эти упражнения так же проводятся на занятиях по ППД, «Развитию психомоторики и сенсорных процессов», «Сенсорному развитию», «Человек».

2. Развитие зрительного восприятия и зрительного внимания.

Формирование умения собирать целое изображение по его частям (разрезная картинка из 2 – 3 частей, узнавать и называть собранный предмет.

• Обучение соотнесению геометрических форм с предметами («Подбери, что круглое? (колесо, мяч, что овальное? (рыба, ежик, Что квадратное? (часы, стол) и т. д.).

Формирование умения выкладывать по линейке цветные геометрические формы (по образцу и речевой инструкции, где чередования элементов предусматривается не только по цвету, но и по форме («Выложи на верхней строке листа следующие фигуры – красный квадрат, синий треугольник, зеленый круг», «Выложи на нижней строке листа - синий овал, желтый квадрат, оранжевый треугольник, зеленый круг»).

3. Развитие пространственной ориентировки.

Формирование умения передавать пространственные отношения предметов и их частей в конструкциях и изображениях («Куда уехала машина?», «Что бывает вверху, что бывает внизу?»).

• Обучение детей ориентировке на различных плоскостях и на тетрадном листе, действовать по образцу и по речевой инструкции («Поставь елочку в середине», «Выложи тучки вверху, а ручейки – внизу»).

Формирование умения выполнять графические диктанты, работая в тетрадях по показу и по речевой инструкции («Игра в клеточки»).

4. Формирование базовых графических умений и навыков.

Формирование умения проводить различные линии по образцу, не отрывая карандаш от листа бумаги («Пройди по лабиринту», «Извилистая дорожка»).

Формирование умения обводить по контуру различные предметы, используя трафареты, линейки («Зоопарк», «Радуга», «Птичий двор»).

Формирование умения изображать предметы, дорисовывая недостающие части к предложенному образцу («Дорисуй неваляшку», (дом, забор, снеговика).

• Обучение штриховке в направлениях сверху вниз и слева направо по образцу и речевой инструкции.

Формирование умение копировать точки (простого рисунка, изображения узоров из геометрических фигур, соблюдая строку и последовательность фигур («Дорисуй забор», «Продолжи забор»).

Формирование умения проводить различные линии: наклонные, диагональные, прямые, перекрестные, петлеобразные.

5. Совершенствование навыка штриховки, закрашивания контуров предметов.

Формирование умения срисовывать, дорисовывать, копировать и закрашивать контуры простых предметов (ребенок обводит предмет по контуру на листе бумаги и заштриховывает его в заданном направлении по речевой инструкции).

6. Совершенствование базовых графических навыков и умений.

Одним из упражнений максимально приближенного к условиям учебной деятельности, служит графический диктант – рисование по клеточкам под диктовку взрослого. Этот вид упражнений помогает предотвратить такие трудности в обучение, как несформированность орфографической зоркости, неусидчивость, невнимательность и рассеянность, плохая ориентация в тетради. Так же формирует у детей такие важные навыки, как слуховое внимание, пространственная ориентация, умение понимать и четко выполнять указания взрослого.

Выполняя графические диктанты, дети расширяют свой кругозор, увеличивают словарный запас, учатся ориентироваться в тетради, знакомятся с разными способами изображения предметов. Графический диктант можно выполнять в двух вариантах:

1) ребенку предлагается образец геометрического узора и просят его сделать точно такой же рисунок в тетради в клетку;

2) педагог задает последовательность действий с указанием числа клеток и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз, дети выполняют работу на слух, а затем сравнивают изображения предмета с образцом.

Графические диктанты нужно сопровождать загадками и пальчиковыми гимнастиками. В процессе занятий дети развивают мелкую моторику пальцев рук, учатся выделять отличительные особенности предметов, пополняют словарный запас.

При выполнении графических заданий надо уделять внимание формированию у детей навыка правильной позы : держать оба плеча ровно, локти располагать так, чтобы они опирались о стол равномерно: ноги согнуты под прямым углом в коленях, придерживать лист бумаги левой рукой (если ребенок левша, то правой рукой).

7. Работа с разнофактурными наполнителями (песок, горох, фасоль, манка, пшено и другие крупы) способствует сенсорному развитию, зрительному восприятию и сложной координации кистей и пальцев рук.

Анализ результатов работы.

Диагностическое обследование, проведенное на конец года показало положительную динамику: 22% (2 воспитанника) имеют высокий уровень графомоторных навыков, 45% (4 воспитанника) имеют средний уровень графомоторных навыков и 33% (3 воспитанника) имеют низкий уровень графомоторных навыков. Можно сделать вывод, что в следующем, занятия по развитию мелкой моторики с данным воспитанником будут носить более продуктивный характер.

Как показала проведенная работа, положительная динамика наблюдается только при систематической работе во всех 7-ми направлениях, при этом, если какая-либо составляющая из блока «выпадает», то значительно снижается эффективность коррекционного воздействия.

Кроме того, развитие графомоторного навыка влияет не только на умение писать и держать карандаш в руке, но и на концентрацию внимания, усидчивость и старательность на занятиях, развиваются речь, мышление, зрительное восприятие и память.

Список литературы

1. Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М. : АСТ: Астрель : Профиздат, 2007. - 46 с.

2. Власова Т. А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – М. : Академия, 2002, –207 с.

3. Войлокова Е. Ф., Андрукович Ю. В., Ковалева Л. Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб. : КАРО, 2005. – 304 с.

4. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова Т. Г., Щербина С. В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: Академия развития. 2007.– 192 с.

5. Грошенков И. А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида. – М. : Издательский центр «Академия», 2002, –208 с.

6. Занков Л. В. Психология умственно отсталого ребенка. – М., 1988.

7. Исследование познавательных процессов детей-олигофренов : Сб. науч. тр. / Под ред. В. Г. Петровой. – М., 1987

8. Лурия А. Р. Умственно отсталый ребенок. – М., 1990.

9. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. Академия пальчиковых наук. – М. : АСТ; СПб. ; Сова, 2008. – 235 с.

10. Петрова В. Г., Белякова И. В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М. : Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. – 104 с.

11. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. - М. : Сфера, 2001. – 48 с.

12. Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. - М. : ВЛАДОС, 2005. - 180 с.

Публикации по теме:

Формирование активного словаря у младших школьников с умственной отсталостью Как отмечают многие исследователи, нарушения познавательной деятельности у умственно отсталых детей накладывают отпечаток на формирование.

Характеристика детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью Умственно отсталым называют такого ребенка, у которого имеется стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органических повреждений.

Развитие социально-коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы Актуальность : Проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлена тем, что выпускники специальной школы попадают.

Применение кейс-технологии с обучающимися с умеренной умственной отсталостью Огромный поток информации захватывает нас и мы стараемся идти в ногу со временем, быть в курсе происходящих событий, иметь возможность оперативно.

Фронтальное занятие для детей с умеренной умственной отсталостью «У нас в гостях петушок» Фронтальное занятие для детей с умеренной умственной отсталостью Развитие ручной моторики, развитие слухового восприятия, развитие течи.

Конспект внеурочной деятельности «Школа безопасности «Дорожная азбука» для детей с умеренной умственной отсталостью. 3 класс Конспект внеурочной деятельности Школа безопасности «Дорожная азбука» для детей с умеренной умственной отсталостью 3 класс Цель: закрепить.

Формирование навыков коммуникативного общения у детей с умственной отсталостью Каждый человек занимает в обществе вполне определенное место и, следовательно, всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими.

Приемы и методы на уроках у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью с целью формирования БУД Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное.

Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 2 класса с умеренной умственной отсталостью УТВЕРЖДЕНА приказом № ___ от ___г. Директор школы-интерната Специальная индивидуальная программа развития обучающейся 2 А.

Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста как основа подготовки к обучению в школе Статья «Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста как основа подготовки к обучению в школе» Подготовила:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование графомоторных навыков у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
Опубликовано: 22 мая 2019 в 08:22
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД