Елена Бессарабова
Консультация для педагогов «Ступеньки музыкального развития детей раннего возраста»
Ступеньки музыкального развития детей раннего возраста.
Ранний возраст является важнейшим периодом жизни каждого ребёнка, когда закладываются наиболее важные способности, определяющие дальнейшее развитие человека.
Этот период — один из самых сложных для ребёнка, его родителей и педагогов, т. к. именно в этом возрасте (на 3 году жизни) детей чаще всего приводят в детский сад. Начинается сложный и болезненный период — адаптация. Поэтому главная задача музыкального воспитания — использование игровых технологий как средство эмоционального взаимодействия ребёнка со взрослым. В этот период самым необходимым является создание для малышей психологического комфорта. Вызвать у детей радостные эмоции, интерес к музыке, песням, пляскам, увлечь и занять его.
Публикация «Консультация для педагогов „Ступеньки музыкального развития детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Музыка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Музыкальные занятия у детей раннего возраста проходят всегда в игровой форме. В них сквозным сюжетом объединены такие виды музыкальной деятельности как слушание музыки, пение (подпевание, музыкально -ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах.
Чем меньше ребенок, тем больше он восприимчив к звучащему миру. Музыкальный руководитель детского сада помогает детям открыть мир звуков и музыки. На музыкальных занятиях, развлечениях, досугах, праздниках – музыка становится содержанием и средством общения ребенка и музыкального руководителя.
Очень важно в данной возрастной группе использование интересного и яркого наглядного материала и обыгрывание его на занятиях.
Это могут быть:
• иллюстрации и репродукции с коротким и интересным рассказом;
• раздаточный дидактический материал (мячи, кубики, шишки, клубочки, платочки);
• игровые атрибуты (маски, шапочки);
• музыкальные инструменты (погремушки, бубны, ложки, колокольчики);
• аудио и видеоматериалы;
• «живые» игрушки (воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы).
Использование наглядного материала заинтересовывает детей, активизирует их и вызывает желание поиграть, принять участие в том или ином виде музыкальной деятельности. И как результат этого — эмоциональная отзывчивость детей, прекрасное настроение, хорошее усвоение музыкального материала и высокая активность. Под марш кукла марширует, под вальс выполняет танцевальные движения. Под музыку игрушечная птичка поёт, а по окончании музыки—улетает.
Так музыка постепенно входит в жизнь ребёнка. Ребёнок, слушая классическую музыку, выделяет любимую. И при этом никто его не считает вундеркиндом, поскольку известно немало примеров, когда правильно организованное раннее слушание музыки, подкреплённое заинтересованностью родителей, способствовало активному развитию музыкального слуха, памяти, эмоциональной восприимчивости.
Требования к звучащей музыке должны быть обязательно, а именно:
--Музыка, даже самая замечательная, не должна звучать постоянно. В этом случае она не только перестаёт восприниматься как удовольствие и радость, но перестаёт восприниматься вообще.
--Музыка не должна звучать слишком громко.
--Не надо давать слушать музыку ребёнку, если по каким-то причинам
он к этому не расположен.
В 3-4 года большое значение в музыкальном развитии малыша приобретают детские музыкальные инструменты. Это не просто копии настоящих музыкальных инструментов для развлечения. Детские музыкальные инструменты развивают слух, чувство ритма, эмоциональную восприимчивость ребёнка. В какой-то мере формируют его музыкальный вкус.
Детские музыкальные инструменты стоит осваивать поочерёдно. Пока ребёнок не научился играть на одном, не стоит давать ему следующий.
Попробуйте вместе с ребёнком подбирать мелодии на слух. Это не только развивает его музыкальные способности, не только доставляет ребёнку удовольствие, но и является первым важным шагом в обучении его игре на настоящем музыкальном инструменте.
Прекрасно, когда пение занимает важное место в жизни ребёнка. Совершенствуется голосовой аппарат, артикуляция. Развиваются чувства, вкус, память (как музыкальная, так и обычная). Ведь песня—это не только музыка, но и стихи. Кроме того, раннее пение—это путь к развитию музыкальности. Здесь тоже свои правила:
Петь громко—не значит петь хорошо
Тут несколько слов об особенностях голосового аппарата ребёнка. Дети поют за счёт тонких и слабых голосовых связок, которые легко перенапрячь, или, как выражаются музыканты, «сорвать». Поэтому маленьким детям нельзя петь громко, особенно на улице в холодную или сырую погоду. Бывает так, что «сорвав» голос в раннем детстве, мы уже не можем петь всю жизнь.
При совместном пении не заглушайте голос ребёнка
В интересах ребёнка пойте детские песенки, известные ему. Старайтесь при этом не заглушить голос малыша. Напротив, пусть в этих песенках малыш солирует, а вы ему тихонько подпевайте.
Не высмеивайте и не ругайте ребёнка, если он поёт фальшиво.
Это очень важно, поскольку недовольство взрослых может надолго лишить его желания петь.
Задачи музыкального воспитания и развития детей 2-3 лет
- Развивать устойчивое отношение к музыке и интерес к музыкально-исполнительской деятельности, воспитывать потребность в восприятии музыки.
- Активно развивать эмоциональную отзывчивость на музыку и умение ее выражать в разных видах художественной деятельности: речевой, двигательной, игровой, изобразительной
- Продолжать обогащать слуховой опыт, музыкально-сенсорные эталоны.
- Приобщать ребенка к основным видам музыкальной деятельности : слушанию и восприятию музыки, элементарному исполнительству, подпеванию несложных песен, выполнению несложных танцевальных и игровых движений под музыку. речевой, двигательной, игровой, изобразительной.
- Активизировать музыкальную память и музыкальное мышление.
- Развивать элементарное детское творчество, способность к музыкальной импровизации.
Достижения ребенка (успехи)
- Может подолгу и заинтересованно слушать детские песенки, несложные музыкальные пьесы, радостно отзывается на знакомую мелодию.
- Может различать музыкальные звуки по высоте, длительности, тембру и силе звучания.
- С удовольствием танцует, играет под музыку; выполняет под музыку несложные движения, меняет их в соответствии с изменением характера музыки или под текст.
- Ребенок отличается эмоциональным поведением, желанием заниматься вместе, умением сосредоточиться на выполнении упражнения и точно исполнять движение по показу взрослого.
- Дети активно подпевают взрослому.
Маленький ребенок испытывает различные чувства в связи с воздействием на него музыки. Эмоциональные переживания, зарождающиеся в раннем возрасте, являются наиболее ценными для последующего развития у ребенка музыкального восприятия.
Музыка является самым сложным из искусств и малыша надо постепенно вводить в музыкальный мир, помогать ему понять содержание музыкально-художественных образов, а значит дать возможность их пережить. Это можно сделать лишь при объединении усилий музыкального руководителя, воспитателей, семьи.