МААМ-картинки

Консультация для педагогов

Нина Тарасова
Консультация для педагогов

Консультация для педагогов «Развитие логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр».

Современный этап развития общества выдвигает особые требования к содержанию дошкольного образования. Педагог дошкольник призван решать задачу воспитания социально активной, творческой, способной к саморазвитию личности дошкольника. Дошкольное воспитание – главная ступень в физическом, психическом, и умственном развитии ребёнка. Дальнейшее развитие ребёнка и его обучение в школе, зависит от полученных знаний и навыков в дошкольном возрасте. Умение рассуждать, обобщать, устанавливать пусть несложные пока причинно – следственные связи, выделять главное, формулировать собственные предположения и находить доказательство в их защиту вполне под силу детям дошкольного возраста. В процессе своей практической деятельности я выяснила, что в подготовительной группе немало детей уже умеют читать и писать печатными буквами. Но была заметна проблема, это развитие логического мышления у детей. А развитие логического мышления у детей является очень важным аспектом, так как оно является базой для дальнейшего обучения детей в школе. Поэтому решила больше времени посвятить развитию логического мышления. Учитывая положение отечественной психологии о том, что игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольника, я считаю, что именно в игровой деятельности можно найти резервы, позволяющие ненавязчиво осуществить адекватное развитие логического мышления ребенка.

Публикация «Консультация для педагогов» размещена в разделах

Цель моей работы: Проанализировать развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Формирование основных приемов логического мышления (сравнение, классификация, обобщение, анализ, синтез, абстракция).

2. Развитие у детей умения рассуждать, доказывать;

3. Развитие познавательных интересов и творческого воображения;

Учеными было выделено три вида мышления: наглядно-действенное, образное и словесно-логическое.

Основными формами мышления являются понятие, суждение и умозаключение.

Суждение – истинное и ложное, общее, частное и единичное, утвердительное и отрицательное;

Понятие – житейское, научное;

Умозаключение – индуктивное, дедуктивное, умозаключение по аналогии;

Выделяют следующие средства, развивающие логическое мышление:

• Стихотворные тексты на развитие операций обобщения, классификации и конкретизации.

• Игры и упражнения на установление причинно-следственных связей в природных и социальных явлениях.

• Занятия, игры и упражнение на развитие операций сравнения и установления причинности.

• Загадки. Задачи – шутки.

• Игры-головоломки.

• Игры с счетными палочками.

• Разгадывание ребусов.

«Неправильные» сказки.

В группе была создана развивающая среда и подобраны разнонаправленные дидактические игры по развитию логического мышления. Среда группы была оформлена с учётом расположенных центров и доступности. Так же учитывались индивидуальные и возрастные возможности детей. Как выше было сказано, основной формой работы по развитию логического мышления были дидактические игры. Игры я использовала на занятиях, в режимных моментах, в совместной и самостоятельной деятельности детей.

Игры на развитие логического мышления

Название игры Цель игры Действия

«Логический дом»

Цель: Развитие мыслительных операций анализа и синтеза предметов сложной формы. Ребенку необходимо построить дом по логической цепочке. Каждая картинка - кирпичик должна иметь определенную связь с предыдущей.

«Мои любимые сказки»

Цель: развивать речь детей, мышление, память. Ребенку необходимо по силуэту узнать персонажа сказки, назвать его и те сказки, в которых он встречается.

«4 лишний – классификация»

Цель: Развивать образно-логическое мышление, умственные операции анализа и обобщения Ребенку показывается карточка с изображением четырех предметов, он должен определить какой предмет лишний и обосновать свой ответ.

«Где, чей дом?» Цель: Развитие мышления, внимания и речи детей.

Ребёнок должен назвать животное, место его обитания, чем оно питается. Найти на большой картинке его место нахождения

Упражнение в схемах «Восстанови последовательность событий» Цель: Закрепить понимание детей причинно-следственных отношений в живой и неживой природе.

«Весёлая логика»

Цель: Развитие мыслительных операций анализа и синтеза предметов сложной формы. Ребенку необходимо найти те геометрические фигуры, из которых составлен предмет.

«Лото занимательная математика» Цель: Закрепление знаний цифр и счета Дети самостоятельно могут проверить свои знания в счете до 10

«Логика и счёт» Цель: Закрепление счета и цвета, соотносить количество предметов с соответствующей цифрой. Дети самостоятельно могут проверить свои знания цифр и цвета, соотносить количество предметов с соответствующей цифрой.

Игра головоломка «Танграм» Цель: Развитие воображения, конструктивного мышления, сообразительности. Ребенку надо создать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу

Игра-головоломка «Волшебный круг»

Цель: Развитие воображения, конструктивного мышления, сообразительности. Ребенку надо создать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу.

Игры со счётными палочками

Цель: Развитие воображения, конструктивного мышления, сообразительности Ребё нку дают задание: Построить два треугольника из пяти палочек. Построить два квадрата из семи палочек

Конструкторы, пазлы, разрезные картинки Цель: Развивать мышление, воображение, умение из множества мелких деталей создавать единый образ. Ребенку надо создать на плоскости картинки по образцу.

«Кто что любит?»

Цель: Развитие мышления, внимания и речи детей. Разложите перед ребенком картинки с изображениями животных и отдельно – картинки с изображением еды, предложите всех «накормить».

«Назови одним словом» Цель: Развитие мышления, внимания и речи детей. Зачитать ребенку слова одной группы и попросить их назвать одним или несколькими словами.

«Чередование»

Цель: Развитие мышления, внимания, памяти.

Предложить ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратить внимание на то, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким же образом можно выложить забор из разноцветных палочек и т. д.

Упражнение на развитие гибкости ума

Цель: Развитие мышления, внимания, памяти.

Назвать ребенку как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие. Пусть называет слова, обозначающие деревья, кустарники, цветы, овощи, фрукты; слова относящиеся к спорту; наименование диких зверей, домашних животных; слова, обозначающие наземный и воздушный транспорт.

«Говори наоборот»

Цель: Развивать образно-логическое мышление, умственные операции анализа и обобщения Предложить ребенку игру: «Я буду произносить слова, а ты говори наоборот, например: веселый- грустный, быстрый- медленный, умный – глупый, сильный – слабый, тяжелый – легкий, твердый – мягкий, шершавый – гладкий и т. д

«Сравнение предметов (понятий)» Цель: Развивать образно-логическое мышление, умственные операции анализа и обобщения Ребенок должен представить себе то, что будет сравнивать. Спросите у него: «Ты видел муху? А бабочку?» Задав вопросы о каждом слове, предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: «Муха и бабочка похожи или нет? Чем они похожи? А чем отличаются?»

«Угадай по описанию» Цель: Развивать образно-логическое мышление, умственные операции анализа и обобщения Предложить ребёнку угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) вы говорите, и дайте описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный. (помидор).

«Кто кем будет?» Цель: Развивать образно-логическое мышление, умственные операции анализа и обобщения Показать предметы и явления и предложить ребенку ответить на вопрос, как они изменятся. Кем (чем) будут: яйцо, цыпленок, желудь, семечко, икринка, день, больной и т. д.

«Разложи по порядку»

Цель: Учить детей составлять рассказ с наглядной опорой на серию сюжетных картинок, отображающих последовательность событий и являющихся зрительным планом изложения

Материал: готовые серии сюжетных последовательных картинок. Дать ребенку картинки для рассматривания. Предложить разложить их по мере развития изображенных на них событий. В заключении ребенок должен составить по ним рассказ.

«Нелепицы»

Цель: развитие внимания и наблюдательности. Предложить ребенку рисунки, которые содержат какие-нибудь противоречия, несообразности в поведении персонажей попросить его найти ошибки и неточности и объяснить свой ответ. Предложить рассказать, как бывает на самом деле.

Немаловажную роль в развитии у детей логического мышления сыграла работа с родителями. Были проведены консультации, на которых родители были ознакомлены с содержанием работы по программе, с играми, в которые играют дети, находясь в группе.

Были разработаны консультации для родителей по данной теме. Привлечение родителей к изготовлению наглядного материала (подбор иллюстраций). В уголке для родителей выставлялись папки передвижки познавательного характера, советы родителям, литература по теме. Совместная работа с родителями позволила мне значительно расширить познавательные интересы детей и заинтересовать родителей успехами своих детей. Систематическое обучение, игровой материал, развивающая среда, работа с родителями весь комплекс мероприятий позволил мне сделать вывод.

Во первых развитие логического мышления происходит постепенно. Для одного ребенка больше характерно наглядно-образное мышление, для другого – наглядно-действенное, а третий с легкостью оперирует понятиями.

Во вторых применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способны развитию памяти, мышления, внимания, воображения у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.

Публикации по теме:

Перспективный план по самообразованию логопеда ДОУ Год Проблема Тема Этап, сроки освоения Содержание работы Результат, форма отчетности 2014 – 2015 учебный Фонетико –фонематическое недоразвитие.

Проект «Развитие логического мышления средствами математики» «Развитие логического мышления средствами математики» Актуальность проблемы развития логического мышления: на современном этапе модернизации.

Автор публикации:
Консультация для педагогов
Опубликовано: 2 апреля 2015 в 18:09
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД