Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Атипичный аутизм»

Ольга Никитова
Консультация для педагогов «Атипичный аутизм»

Атипичный аутизм – это форма аутизма, которая может не проявляться в течение многих лет. Некоторые дети, страдающие от этой более мягкой формы аутизма, не обнаруживают всех основных симптомов заболевания. В этом случае диагноз ставится с большим опозданием. У людей с этой формой заболевания также проявляются некоторые нарушения, в целом их развитие находится на более высоком уровне, чем у тех, кому поставили в качестве диагноза классический аутизм.

Характеристики атипичного аутизма

Публикация «Консультация для педагогов „Атипичный аутизм“» размещена в разделах

Атипичный аутизм – это другое название первазивного расстройства развития (PDD). Несмотря на то, что есть множество симптомов, которые у разных людей встречаются в разных комбинациях, для данного заболевания характерно несколько общих признаков.

Атипичный аутизм :

Расстройство сходное с синдромом Каннера, однако отсутствует хотя бы один из обязательных диагностических критериев. Для атипичного аутизма характерно :

Достаточно отчётливые нарушения социального взаимодействия.

2. Ограниченное, стереотипное, повторяющееся поведение.

3. Тот или иной признак аномального и/или нарушенного развития проявляется в возрасте после 3-х лет, чаще возникает у детей с тяжёлым специфическим расстройством развития рецептивной речи или с умственной отсталостью.

4. Нарушения языковых навыков

У детей с атипичным аутизмом возникают сложности при овладении языком и понимании речи других людей. Их словарный запас слишком мал и не соответствует их возрасту. Все слова письменной и устной речи они трактуют только в их прямом значении. Кроме того, у них отсутствует чувство сопереживания и способность понимать чувства и мысли других людей.

Таким людям чрезвычайно сложно понимать невербальные сигналы, поэтому окружающим они кажутся равнодушными и безэмоциональными.

• Неподатливость, негибкость мышления, раздражительность

Дети с атипичным аутизмом не терпят никаких изменений или отклонений от привычного распорядка. Любое нарушение установленного режима вызывает всплеск эмоций. Кроме того, их раздражает яркий свет и громкие звуки.

Симптомы

При атипичном аутизме имеют место нарушения в трех основных областях:

социальная коммуникация,

развитие языковых навыков

и отсутствие воображения и творческого мышления.

Также могут присутствовать сенсорные нарушения, которые ведут к неспособности обрабатывать, а значит, реагировать на поступающую информацию. Некоторые больные отдают предпочтение странным цветам и склонны к необъяснимой стереотипии.

Симптомы могут быть самыми разнообразными и проявляются у каждого больного в совершенно новой комбинации:

• Нарушены навыки общения, что может выражаться, например, в неспособности поддерживать зрительный контакт.

• Отсутствует стремление или наблюдаются сложности при завязывании дружеских отношений.

• Сложности, касающиеся увеличения словарного запаса, или потеря ранее приобретенных языковых навыков.

• Трудности в общении с окружающими.

• Слабые речевые навыки

• Неспособность участвовать в ролевых играх, отсутствие воображения.

• Буквальное восприятие речи и непонимание различных смысловых оттенков слов.

• Трудности в понимании невербального языка.

• Непонимание эмоций других людей, неуместность реакции или кажущаяся безэмоциональность.

• Приверженность к четкому соблюдению распорядка и рутинному образу жизни.

• Самостимулирующее поведение, например, взмахи руками или раскачивание взад и вперед.

• Странные игры, например, они могут часами подбрасывать какой-либо предмет или закреплять что-либо, например, плитку для пола.

• Сложности при обработке информации органов чувств и нестандартная реакция на необычные запахи, звуки, вкусы, образы, текстуры или цвета.

Комбинации симптомов у людей с данным заболеванием могут быть самыми разными. Один человек хочет завести друзей, но испытывает трудности при общении и неуместно реагирует на различные социальные ситуации. Другой человек понимает, как нужно строить процесс общения, но предпочитает находиться в одиночестве и имеет ограниченный круг интересов, особенно в тех областях, которые требуют взаимодействия с окружающими.

Тяжесть проявлений атипичного аутизма бывает разной. У одних уровень развития достаточно высок, у других имеются серьезные нарушения в области развития языковых навыков, а также в плане социальной коммуникации. Если заболевание носит мягкую форму, то и родители, и врачи в течение многих лет могут даже не подозревать о его существовании.

Лечение

Что такое атипичный аутизм, как его диагностируют и лечат? Диагностика включает наблюдение за ребенком и проверку его способностей. Большая часть информации поступает от родителей или опекунов. Если врач подозревает наличие у ребенка аутизма, но симптомы заболевания не отвечают всем критериям расстройств аутического спектра, ребенку могут поставить диагноз «атипичный аутизм».

На этом этапе возникает множество новых вопросов. Для детей с данной формой заболевания не существует специальной системы лечения. Врачи обычно ограничиваются лечением симптомов. А методов лечения самого заболевания в настоящее время не существует. Лечение симптомов зависит от степени тяжести и формы заболевания. При эффективном устранении проявлений атипичного аутизма состояние пациентов улучшается.

В некоторых случаях наилучшим методом лечения ребенка с атипичным аутизмом является индивидуальная терапия, которая занимает значительную часть дня. С другой стороны, некоторым детям требуется меньше взаимодействия с окружающими, что способствует уменьшению симптомов.

Первостепенную важность имеет тот фактор, чтобы человек, работающий с ребенком, хорошо понимал, что нужно каждому пациенту и в совершенстве владел различными методиками лечения.

Иногда лечение происходит методом проб и ошибок, когда врач пробует разные методики до тех пор, пока у ребенка не появятся улучшения. И даже в случае, когда симптомы болезни у ребенка выражены не слишком сильно, необходимо продолжать лечение в течение достаточно длительного срока, пока не наступит заметное улучшение.

Разница между аутизмом и атипичным аутизмом

Человек, страдающий от классического аутизма, предпочитает компании одиночество и не склонен к общению или завязыванию дружбы. С другой стороны, человек с атипичным аутизмом стремится к общению, но испытывает сложности в области вербальной коммуникации с людьми.

Дети-аутисты вместо вербальной коммуникации могут использовать язык жестов. У детей с атипичным аутизмом наблюдаются трудности при усвоении и понимании языка жестов.

Атипичный аутизм – это заболевание, для лечения которого пока не изобретено никаких эффективных средств или методов. На сегодняшний день существует лишь возможность симптоматической терапии, направленной на устранение одного симптома за другим. Некоторые пациенты лучше всего реагируют на индивидуальную терапию, в то время как другие обнаруживают улучшение при занятиях в группе. Выбор метода лечения требует индивидуального подхода в зависимости от потребностей пациента.

Методы коррекции и лечения заболевания (аутизм)

На настоящий момент не существует способа «вылечить» аутизм. Тем не менее, есть множество методов, которые способствуют обучению и развитию людей с аутизмом и могут оказать им огромную помощь.

При отсутствии коррекционной работы в 70% случаев раннего детского аутизма наступает глубокая инвалидность. Коррекционная работа должна проводиться группой специалистов. В эту группу должны входить психиатры, невропатологи, психологи, логопеды, педагоги-воспитатели, музыкальные работники. Главной их задачей есть восстановление основных сфер активности ребенка, а именно: речевой, когнитивной, моторной и эмоциональной. Существуют разные методы коррекции аутизма.

Первым этапом коррекционной работы будет адаптация ребенка с аутизмом к новым условиям. В этот период определяются уровни развития основных психологических функций, запас знаний, навыки. В соответствии с этими данными разрабатывается индивидуальная программа для коррекционной работы с малыша с аутизмом. Сначала используется восстановительная терапия, которая направлена на развитие моторики и речи, поскольку они являются основными средствами коммуникации.

На первых этапах коррекционной работы много времени отводится массажу. Он поможет сделать движение пальцев более четкими, приблизить к норме мышечный тонус и улучшить способность для проведения более сложных движений и действий. Дальше коррекционная работа проводится для глазо-ручной интеграции, умением следить за предметом. Далее специалисты должны работать над жестами ребенка с аутизмом. Для начала нужно отработать указательный жест. Этот этап коррекционной работы, связанный с манипуляцией предметами, развивает у детей тактильное, мышечное, зрительное и слуховое восприятие, устанавливает связи между разными видами движений и действий, а также помогает малышу в восприятии предметов. Чтобы закрепить глазо-ручную интеграцию желательно провести особые подвижные игры с пальцами рук и ног.

Следующий этап коррекционной работы заключается в развитии зрительно-моторного комплекса. Это необходимо для познания предметов и их характеристик. Когда ребенок, страдающий аутизмом сможет сам опознавать и называть отдельные предметы, можно перейти к конструированию этих же предметов из частей. Детям с аутизмом тяжело дается восприятие реальных объектов через их плоскостное изображение. Поэтому для начала необходимо показывать картинки предметов с незакрашенными контурами, потом в одной цветовой гамме. Также можно разрезать плоскостное изображение предмета и сложить его вместе с ребенком больным аутизмом в нужной последовательности. Полезными станут занятия по рисованию, лепке и аппликации. Они помогут ребенку, страдающему аутизмом закрепить образы предметов в памяти и развить мелкую моторику и речь.

Развитие речи можно начать с помощью манипуляции игрушкой. Дальше нужно добиться того, чтобы ребенок страдающий аутизмом произнес услышанное слово. Для этого слово делится на слоги, которые многократно повторяются и в итоге сливаются в одно целое. Словарный запас необходимо расширять постепенно. Также постепенно нужно переходить от простых к абстрактным понятиям, усложняя предложения.

На этом индивидуальные занятия заканчиваются и сменяются занятиями в небольших группах, где с детьми страдающими аутизмом проводят коррекционную работу на всех уровнях реабилитации (логопеды, педагоги-дефектологи, психиатры и прочие).

Правила, при лечении ребенка-аутиста

1. Принятие родителями болезни ребёнка.

2. Необходимо выбрать опытного психиатра, который будет заниматься лечением ребенка длительное время. Основная методика лечения ребенка – это беспрерывное повторение и закрепление выученных навыков.

3. Родители должны понимать, что лечение ребенка с аутизмом – это задача не только врача, но и всех родственников ребенка. Лечение не прекращается ни на минуту и продолжается за стенами кабинета психиатра дома, на улице, в детском саду. Помимо лечения ребенка, родители должны сами посещать психолога, психотерапевта, так как работа с ребенком, больным аутизмом, очень сильно сказывается на психике его родителей.

4. Очень важно для родителей делать перерыв. Это очень большая психологическая нагрузка для родителей бороться с заболеванием и не видеть никакой отдачи. Поэтому очень важно хотя бы раз в год делать перерыв и уезжать отдохнуть, не думая о болезни ребенка. В это время уход может осуществлять другой родитель или бабушка с дедушкой.

5. Лечение ребенка с аутизмом – это беспрерывное повторение. Изо дня в день придется повторять одно и то же (например, застегивать пуговицу на рубашке, пока ребенок не научится это делать. Но даже после изучения какого-либо навыка необходимо периодически возвращаться к его повторению, так как даже полученные навыки со временем могут теряться.

6. Ребенок должен иметь точный распорядок дня. Он должен знать, что ему делать в следующую минуту. Отсутствие такого распорядка дезорганизует детей.

7. Окружающая обстановка должна быть максимально неизменчивой. Все предметы должны лежать строго на своих местах.

8. Необходимо стараться привлечь внимание ребенка. Для этого нужно несколько раз обращаться к нему по имени. При этом ни в коем случае нельзя повышать голос. Повторять имя ребенка необходимо с одинаковой интонацией до тех пор, пока он не обратит на вас внимание.

Прогноз для каждого конкретного случая различный. Не стоит ожидать чуда, что через неделю лечения ваш ребенок станет совершенно нормальным. Лечение детей с аутизмом продолжается всю жизнь и не прекращается ни на день. У некоторых детей положительная динамика заболевания наблюдается уже через 2-3 недели, через 6-8 месяцев динамика заболевания становится хорошо заметной: дети идут на контакт, отвечают на вопросы, правильно используют личные местоимения.

При первичном мутизме (недоразвитие с искажением) у ребенка речи нет с рождения. Все этапы речевого развития или задержаны (гуление, или отсутствуют совсем (лепет, слова, фразы). Как правило, врачи диагностируют у таких детей атипичный аутизм (F84.1, связанный с органическим поражением головного мозга. Кроме того, в генетическом анамнезе часто выявляется отягощенность расстройствами шизоидного круга. Для клинической картины характерны глубокая или тяжелая степени умственной отсталости, стереотипии по своим проявлениям также напоминают таковые у умственно отсталых (примитивны по структуре, мало зависимы от окружающей обстановки; дети не столь одержимо погружены в них, как при классических формах аутизма). Понимание речи глубоко нарушено, но, вместе с тем, обиходная речь (касающаяся еды, прогулок и т. п.) кажется более доступной, дети неплохо ориентируются в ситуации. При этом характерно нарушение пространственной ориентации (затрудняются при выкладывании простых пазлов-вкладышей, соотнесение по цвету или форме; большинство невербальных навыков мало доступно. Поведение близко к полевому, целенаправленной деятельности практически нет, внимание грубо нарушено. К окружающим относятся индифферентно, игровая деятельность лишена элементов одержимости. Формальный глазной контакт есть (хотя и непродолжительный, страхи и тревога нехарактерны.

Выявляется и другой вид первичного мутизма с недоразвитием и искажением, когда у ребенка явных знаков органического поражения ЦНС нет, в анамнезе серьезных пре- и перинатальных нарушений не отмечается, наследственность может быть отягощена расстройствами шизоидного круга. Мутизм у таких детей связан, как правило, с сенсомоторной алалией. Интеллектуальные нарушения выражены не столь грубо, хотя общая и тонкая моторика значительно недоразвиваются. Понимание речи сильно нарушено, пассивный словарь минимальный или отсутствует. Произвольная деятельность практически невозможна. Поведенческие проблемы разнообразны и глубоки (негативизм, агрессия, крики и т. д.). Стереотипии выражены неярко, могут даже отсутствовать, но коммуникация нарушена.

Таким образом, при этом варианте нарушения речевого развития при РАС мутизм обусловлен в основном выраженными степенями умственной отсталости или сенсомоторной алалией, то есть мы имеем дело со сложной и неоднородной структурой дефекта.

В части случаев это действительно сочетание двух видов патологии (глубокая (тяжелая) умственная отсталость плюс аутизм или сенсомоторная алалия плюс аутизм, причем составляющие сложного нарушения усугубляют проявления друг друга, что создает исключительные трудности в коррекционной работе, и прогноз оказывается очень сложным (С. С. Морозова).

Возможна, однако, и другая структура нарушений, когда формирование аутистической симптоматики у ребенка с выраженными степенями умственной отсталости происходит вследствие интеллектуального дефекта, по типу «аутизма бедных» Э. Крепелина. В этих случаях при своевременной и достаточно интенсивной коррекционной работе адекватными методами ребенок не только становится доступным воздействию традиционных методов олигофренопедагогики, но и становится возможным интеллектуальный прогресс за счет снятия синдрома «олиго-плюс» (К. С. Лебединская, О. С. Никольская, 1991; К. С. Лебединскя, 1992). Так же и при сенсомоторонй алалии (особенно если есть наследственная отягощенность патологией шизоидного круга) аутистическая симптоматика может быть следствием раннего тяжелого недоразвития речи, то есть, по существу, вторичным по отношению к алалии дефектом, и раннее вмешательство во многих случаях может снять аутистическую симптоматику, а иногда и частично предотвратить ее развитие (С. С. Морозова, 2002). В дальнейшем перспективы развития ребенка будут определяться в основном успешностью коррекции сенсомотороной алалии. Нельзя не отметить, что дифференциация сочетанных и осложненных форм в пределах этого варианта нарушений речевого развития при РАС очень трудна и, как показывает практика, возможна только в условиях пробного обучения в течение не менее двух-трех месяцев.

Атипичный аутизм является особой формой психического расстройства, которое длительный период не дает о себе знать. Ребенок может развиваться вполне полноценно, не замечая у себя каких - либо отклонений. В связи с этим диагноз «аутизм» может быть поставлен уже в подростковом или юношеском возрасте, когда появятся первые симптомы нарушений.

В отличии от классической формы аутизма, атипичное расстройство носит несколько иной характер. Ребенок имеет более высокий уровень интеллектуального развития, проще адаптируется в обществе и на первый взгляд выглядит вполне нормальным. Только при длительном общении можно обнаружить у него незначительные странности в поведении, которые в принципе не препятствуют его нормальному взаимодействию с окружающим миром.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Что такое сотрудничество»Консультация для педагогов «Что такое сотрудничество» Сотрудничество – это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей. Сотрудничество создает условия для позитивного.

Консультация для педагогов «Би-Ба-Бо»Консультация для педагогов «Би-Ба-Бо» Детский кукольный театр всегда популярен у маленького зрителя. Каждое представление вызывает неописуемый восторг у малышей! Для них то,.

Консультация для педагогов ДОУ «Классификация народных игр» Русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной.

Консультация для педагогов «Ещё раз о Щелкунчике»Консультация для педагогов «Ещё раз о Щелкунчике» Что в новый год самое-самое? Вопрос, требующий ответа или нет? Может, для каждого что-то своё? Не знаю. Но всё же считаю, что новый год.

Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Содержание работы с родителями состоит в следующем:.

Консультация для педагогов «Гиперактивность-что это?»Консультация для педагогов «Гиперактивность-что это?» От автора. Над изучением проблемы гиперактивности, я работала в течение всего 2015-2016 учебного года, выкладывая материал на разные сайты,.

Консультация для педагогов о майоликеКонсультация для педагогов о майолике «Сувенирами чувств-с» Сегодня, дорогие коллеги, я предлагаю освежить наши знания о старинном ремесле-искусстве, родившемся вдали от нашей.

Консультация для педагогов «О рисовании мелом»Консультация для педагогов «О рисовании мелом» Дети очень любят графические способы рисования. Они более доступны, сиюминутны. Согласитесь, что карандаши, фломастеры, мелки всегда у.

Консультация для педагогов по робототехнике Консультация, обмен опытом для педагогов по робототехнике. В городе Биллунд, Дания, находится завод, который производит всемирно известный.

Педагогический такт. Консультация для педагогов Цель : Поднять уровень морально-педагогической подготовки воспитателей и вооружить их знаниями, которые могут успешно применяться в процессе.

Автор публикации:
Консультация для педагогов «Атипичный аутизм»
Опубликовано: 15 апреля 2022 в 12:06
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД