Получи документы

Консультация для педагогов «Безобидные фразы, которые на самом деле воспитатель не должен говорить детям»

Любовь Петровна Коробкова
Консультация для педагогов «Безобидные фразы, которые на самом деле воспитатель не должен говорить детям»

Жизнь малыша в обществе начинается с детского сада, и именно поэтому основы общественных отношений, заложенные воспитателями детского сада, являются определяющими в дальнейшем развитии ребёнка.

Детский сад – важнейшее звено в развитии ребенка. Именно в детском саду дети проводят достаточно большое количество времени и учатся общаться как с ровесниками так и со старшими людьми.

Воспитателям необходимо следить за тем, что они говорят, какой они стиль

общения выбрали, и как они это произносят.

Какие фразы не следует говорить дошкольникам, чтобы не травмировать их.

Публикация «Консультация для педагогов „Безобидные фразы, которые на самом деле воспитатель не должен говорить детям“» размещена в разделах

1 Психологическая изоляция и отвержение ребенка со стороны взрослого или

сверстника.

Примеры фраз : «Отойдите от него все, пусть один сидит»; «Я смотреть на тебя

даже не хочу».

Подобные высказывания оказывают сильное воспитательное воздействие, но

отрицательное. Когда ребенок слышит их, чувствует себя отверженным, ненужным.

Такое воздействие нарушает психическое равновесие, поэтому ребенок обязательно отреагирует: обидится, замкнется. Но потом будет стремиться реабилитировать травмирующие переживания.

Кроме того, такие фразы создают предпосылки для детской травли. Другим детям страшно оказаться на месте отвергаемого ребенка, но они видят его униженность и начинают чувствовать свое превосходство.

Рекомендация. Задача воспитателя – научить детей совместной деятельности.

Поэтому педагогическое воздействие следует направлять на построение детского коллектива, а не изоляцию: «Давайте поможем Ане».

2 Фразы, которые предполагают пространственное отчуждение,изгнание.

Примеры фраз : «Будешь баловаться, в другую группу отведу»; «Если не

перестанешь, отправишься в кабинет заведующей».

Такие фразы воспитатели используют, когда грозятся наказать ребенка за плохое поведение – обещают отвести в незнакомое ему помещение. При этом помещения могут быть не только страшными (кабинет медсестры, заведующей, но унизительными – туалет, кладовка. Незнакомое пространство многие дети воспринимают как угрозу, и подобные неосторожные фразы могут привести к развитию у них страхов.

Рекомендация. Ведущие и наиболее уязвимые в дошкольном возрасте базовые потребности – это потребности ребенка в безопасности и принятии. В детском саду они уже нарушены из-за разлуки с родителями. Чтобы не усугублять ситуацию, воспитателям следует исключить фразы данной группы из общения с детьми.

3 Фразы, которые занижают самооценку и унижают личность ребенка.

Примеры фраз : «Посмотри, на кого ты похож…»; «С таким мальчиком никто

не будет дружить»; «Не занимаешься – будешь глупым»; «В младшую группу

отведу – ты же ведешь себя, как маленький».

Фразы данной группы – оценочные. Они препятствуют развитию нормальной

самооценки у детей. Кроме того, дети легко привыкают к тому, как их оценивает педагог : «Взрослый же лучше знает, какой я». После этого воспитательные воздействия на ребенка, который согласился с тем, что он плохой, уже невозможны.

Рекомендация. Чтобы сформировать у ребенка критичность и способность

адекватно оценивать свои действия, следует избегать негативных высказываний обобщенного и ультимативного характера. В дошкольном возрасте нормативная, здоровая самооценка у детей завышенная, поэтому воспитатель должен разбирать вместе с ребенком его поведение в каждой конкретной ситуации.

4 Фразы, которые формируют негативную модель будущего, негативный образ

себя в будущем.

Примеры фраз : «Если так будешь себя вести, не понятно, в кого ты

превратишься!»; «Еще раз сделаешь так, тебя выгонят из садика», «Плохо ешь – будешь маленьким, слабеньким».

Подобными фразами воспитатель программирует ребенка на негативное будущее и прерывает ход развития у него представлений о времени и «Я во времени». Дети становятся пассивными, проявляют уныние, перестают фантазировать о своем будущем, не видят положительных перспектив. В дальнейшем это может плохо отразиться на обучении в школе.

Запугивания едой также оказывают негативное воздействие на детей: приводят к стрессу, формируют неправильное пищевое поведение.

Рекомендация. Педагог должен наполнять жизнь детей позитивом, укреплять их самооценку, помогать осознать маленькие достижения и компетентности: «Ты уже научился делать…»; «У тебя получается…».

5 Фразы, которые содержат гендерные ограничения или полоролевые

нарушения.

Примеры фраз : «Ты ведешь себя как мальчишка/девчонка» (для девочки/мальчика); «Будешь такой вредной, никто замуж не возьмет. Кому такая нужна?»; Подобные фразы подрывают важный процесс, когда дети осваивают гендерные модели поведения, учатся осознавать себя как представителя определенного пола. Мальчики осознают себя мальчиками с позиции способности защищать других, отстаивать свои интересы, изменять мир. Девочкам важно подчеркивать позицию заботы, нежности, принятия других и умения договариваться.

Рекомендация. Воспитатель должен создавать условия, в которых дети будут

черпать модели позитивного полоролевого поведения. При этом особое значение имеют игровое взаимодействие детей со сверстниками и образцы поведения окружающих их взрослых.

6 Фразы, которые ставят под сомнение самовыражение и инициативность

ребенка.

Примеры фраз : «Все делают нормально, ты один ничего не можешь»; «Где ты

видел такой дом? Это караул, а не дом!»; «Из какого места у тебя руки растут?»; «С чего ты решил, что тебе разрешат?».

Подобные фразы подавляют детскую инициативность. Дети становятся

неуверенными в себе, теряют интерес к занятиям, могут отказываться от своих

увлечений. Между тем, именно в дошкольном возрасте формируются такие

компоненты личности, как инициативность, целеполагание, готовность предлагать идеи и ставить цели.

Рекомендация. Важно не ограничивать активность детей, а предложить адекватные формы ее реализации. Например, организовать игру, где каждый ребенок сможет предложить свою идею. Задача педагога поддерживать увлечения детей, сделать их возможными и результативными, поощрять самостоятельность : «Как интересно ты придумал!»

7 Фразы, которые пугают ребенка отвержением со стороны родителей.

Примеры фраз : «Мне маме рассказать, что произошло?»; «Ну что, будем папу

расстраивать?»; «Будешь так себя вести, мама тебя домой не заберет!».

Подобные высказывания опасны по многим причинам. Они пугают ребенка,

разрушают его эмоциональные связи с родителями, формируют ощущение

отверженности и брошенности, а родителей выставляют в качестве угрозы и

источника наказания.

Кроме того, такие высказывания представляют собой шантаж и предательство и отражают неготовность воспитателя брать на себя ответственность за поведение ребенка и решать проблему здесь и сейчас.

8 Фразы, в которых используются пугающие персонажи. Пример фразы : «Не перестанешь кричать, вызову милиционера (чаще чем полицейского)»; «Останешься ночевать в группе вместе со сторожем!»; «Дед Мороз все видит и таким плохим детям ничего не принесет».

Подобные фразы формируют страхи, оказывают сильное негативное воздействие на психическое развитие ребенка. Фразы сковывают ребенка, отбирают энергию и ее не остается на позновательную активность. Кроме того они могут закрепиться и проявляться в течении всей жизни.

Рекомендация. Воспитателю следует исключить из своего лексикона фразы с

пугающими персонажами и использовать альтернативные методы психологического воздействия. Например совместно разработать правила группы и напоминать о них когда кто то из детей не слушается. В таком случае не придеться запугивать детей чтобы организовать дисциплину в группе.

9. Фразы, которые ограничивают двигательную активность детей и запрещают

движение. Пример фразы : «Стой на месте», «Замри!», «Перестань крутиться» Потребность в движении является базовой и важной для развития дошкольников.

Если воспитатель постоянно одергивает ребенка, запрещает двигаться, это может сказаться на его психоэмоциональноем состоянии. Нельзя заменить физическую активность замиранием, это приведет к еще большему взрыву.

Рекомендация. Чтобы остановить или затормозить чрезмерную, хаотичную

двигательную активность ребенка, воспитатель должен напровить ее на

конструктивное движение : «Давайте все вместе попрыгаем», или «Давайте возмемся все за руки и будем водить хоровод с песнями или стихами», Исключение состовляет гиперактивные дети с синдромом дифицита внимания, в работе с которыми необходим комплексный подход и участие педагога – психолога.

Рекомендация. Воспитатель должен уметь решать любую ситуацию, которая

возникла в группе, за счет собственного авторитета. При этом важно предоставлять детям обратную связь, обсуждать с ними проблему сразу, а не ждать, когда придет мама.

Воспитатель обязан помнить : плохих детей нет, отдельные отрицательные

черты — результат неправильного воспитания. Лучше подчеркивать

положительные качества и тем самым закреплять их, содействуя развитию у

ребенка чувства собственного достоинства.

Работая с детьми, мы обязаны нести за них ответственность всегда, и это

единственно возможная позиция. От того, как мы это будем делать, во многом

зависит, какими вырастут наши воспитанники.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ

В своих отношениях с детьми постарайтесь помнить о том, что:

• Ребенок вам ничего не должен. Это вы должны помочь ребенку стать более

состоятельным и ответственным;

• В каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно понять, чего добивается ребенок и почему он это делает. Добивайтесь от него соблюдения социальных норм и правил с учетом его состояния и интересов;

• Навязывание своих правил и требований против воли детей – это насилие, даже если ваши намерения благонравны;

• Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведет к

пассивности и низкой самооценке у воспитанников;

• Тихий, застенчивый ребенок также нуждается в вашей профессиональной помощи, как и отъявленный драчун;

• Благополучная социальная ситуация развития – это лучший метод передачи детям нравственных норм и правил человеческого общежития. Беседы о нравственности, не подкрепленные защитой детей от психического и физического насилия, - демагогия и опасная практика.

Воспитатель обязан помнить : плохих детей нет, отдельные отрицательные

черты — результат неправильного воспитания. Лучше подчеркивать

положительные качества и тем самым закреплять их, содействуя развитию у

ребенка чувства собственного достоинства.

Мы, воспитатели обязаны нести ответственность за своих воспитанников всегда, и это единственно возможная позиция. От того, как мы это будем делать, во многом зависит, какими они вырастут.

Публикации по теме:

«Главный помощник музыкального руководителя — это воспитатель». Консультация для педагогов «Главный помощник музыкального руководителя, это воспитатель» Консультация для педагогов. Ежедневно в ДОУ мы занимаемся музыкальной деятельностью,.

Консультация для педагогов «И. Бродский — детям» Юбилей поэта24 мая с. г. известнейшему поэту современности Иосифу Бродскому исполнилось бы 80 лет. Исполнилось бы, если бы не… Но не будем.

Консультация для педагогов и родителей «Как правильно говорить чистоговорки»Консультация для педагогов и родителей «Как правильно говорить чистоговорки» Дети 5-6 лет, как правило, имеют обширный запас, умеют пересказывать короткие произведения, хорошо запоминают стихи, чисто произносят.

Консультация для педагогов «Индивидуальный подход к детям во время НОД» Ученье есть индивидуальная деятельность детей. Здесь каждый ребенок проделывает определенную умственную или физическую работу индивидуально.

Консультация для родителей «Что должен уметь дошкольник»Консультация для родителей «Что должен уметь дошкольник» Уважаемые родители,ваш ребенок еще не школьник,но нынешняя реформа школы уже скоро коснется и вашей семьи,будущего первоклассника. Ведь.

Консультация для родителей «Что должен знать и уметь ребенок в 5 лет?» Что должен знать и уметь ребенок в 5 лет?Вашему малышу уже исполнилось 5 лет. Это значит, что появилась хорошая возможность своевременно.

Консультация для родителей и педагогов «Что должен знать ребенок о празднике  «День защитника Отечества?» Здравствуйте, уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию консультацию для родителей : Что должен знать ребенок о празднике - День защитника.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Искусство говорить с детьми» Семинар-практикум «Искусство говорить с детьми» Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя.

Вопросы, на которые должен знать ответ ребенок! Дорогие коллеги и родители, предлагаю Вашему вниманию вопросы, на которые должен уметь ответить ребенок младшего школьного и старшего дошкольного.

Эссе «Каким должен быть современный воспитатель» Эссе на тему: «Каким должен быть современный – воспитатель»А каким же должен быть современный воспитатель, какова его функция в современном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Безобидные фразы, которые на самом деле воспитатель не должен говорить детям»
Опубликовано: 4 ноября 2021 в 10:39
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД