МААМ-картинки

Консультация для педагогов ДОО «Пути реализации задач профориентационной работы с детьми дошкольного возраста»

Ольга Сарайкина
Консультация для педагогов ДОО «Пути реализации задач профориентационной работы с детьми дошкольного возраста»

Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике.

Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.

Публикация «Консультация для педагогов ДОО „Пути реализации задач профориентационной работы с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.

Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

К выбору своей будущей профессии нужно готовить ребенка с дошкольного возраста. Ему необходимо знать, кем работают его родители, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой выбор.

У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо развить у него веру в свои силы путем поддержки его начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т. д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Мы должны готовим детей к тому, чтобы они в свое время каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось, могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наши дети:

- понимали, что труд занимает в жизни людей очень важное место

- уважали всех, кто трудится и ценили результаты их труда;

В настоящее время в дошкольных учреждениях существует ряд проблем по ранней профориентации детей :

- потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности не реализуется в полной мере

- не отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий

- работа педагогов в ДОО по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых не нацелена на современный региональный и муниципальный рынок труда

- нет преемственности в работе детского сада и школы в данном направлении

Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий, а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).

Анализ специализированной литературы позволяет выделить задачи работы по формированию у детей представлений о труде взрослых для каждой возрастной группы.

Задачи работы с детьми 3-4 лет :

-формировать первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах;

-учить вычленять труд взрослых как особую деятельность, направленную на заботу о людях;

Задачи работы с детьми 4-5 лет :

-формировать представление о профессиях, направленных на удовлетворение потребностей человека и общества;

-формировать представление о сложных трудовых операциях и механизмах;

-формировать первичные представления о мотивах труда людей;

-формировать представления о видах трудовой деятельности, приносящих пользу людям и описанных в художественной литературе;

-учить сравнивать профессии;

-знакомить с наиболее распространёнными видами профессиональной деятельности, связанными с чрезвычайными ситуациями.

Задачи работы с детьми 5-6 лет :

-расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости;

-расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;

-формировать первоначальные представления о труде как экономической категории;

-формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы;

-систематизировать знания о труде людей в разное время года;

-знакомить с трудом людей творческих профессий : художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства.

Задачи работы с детьми 6-7 лет :

-расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, представления о труде как экономической категории);

-расширять и систематизировать представления о современных профессиях;

-расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий;

-расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах – помощниках человека;

-формировать представление о видах производственного труда (шить, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование, о связи результатов деятельности людей различных профессий.

Существуют различные пути реализации задач профориентационной работы с детьми дошкольного возраста.

Методической основой по формированию у детей представлений о труде взрослых и профессиях являются образовательная программа дошкольного образования, учебные издания, официально утверждённые, либо допущенные к использованию в образовательном процессе Министерством образования РФ, либо организациями, осуществляющими научно- методическое обеспечение образования.

Среди имеющихся на сегодняшний день комплексных (общеразвивающих) программ в плане наличия задач по формированию у детей представлений о труде взрослых внимания заслуживают обновленный вариант «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой и программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под редакцией В. И. Логиновой, Т. И. Бабаевой. Наш детский сад работает по программе «Детство». В программе развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под редакцией В. И. Логиновой, Т. И. Бабаевой, задачи трудового воспитания и развития детей определены в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Содержание этой образовательной области в программе представлено двумя взаимосвязанными разделами – «Труд взрослых и рукотворный мир» и «Самообслуживание и детский труд», позволяющими обеспечить ориентировку ребенка в данной образовательной области. Формирование у детей представлений о труде взрослых происходит, в основном, в процессе освоения материала раздела «Труд взрослых», содержание которого предполагает, в частности:

- обогащение представлений детей о содержании и структуре процессов хозяйственно-бытового труда взрослых в дошкольной образовательной организации, а также о труде взрослых ближайшего окружения;

- формирование отчетливых представлений о структуре трудового процесса, взаимосвязи его компонентов на примере конкретных процессов труда;

- развитие познавательного интереса детей к профессиональной деятельности их родителей;

- развитие представлений детей о многообразии предметного мира материалов;

- развитие представлений детей о назначении предметов бытовой техники.

Данное направление работы осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуются :

- в присущих дошкольному возрасту видах детской деятельности (игровой, изобразительной, трудовой, музыкальной, коммуникативной, физической);

- в процессе специально организованных педагогическими работниками форм работы : занятий, экскурсий, праздников, развлечений.

В различные разделы программы дошкольного образования включаются сведения о деятельности взрослых, их труде, условиях и целях труда, методы формирования трудовых навыков с целью общего развития детей и ориентации их в профессиональной деятельности взрослых.

Среди имеющихся на сегодняшний день парциальных программ задачам ранней профориентации посвящены авторская программа А. Д. Шатовой «Дошкольник и экономика» и игровая развивающая программа «Мир профессий» В. П. Кондрашова. Программа А. Д. Шатовой «Дошкольник и экономика» рассчитана на работу с детьми старшего дошкольного возраста. Структурно состоит из четырё х взаимосвязанных блоков:

1) Труд – продукт.

2) Деньги (цена, стоимость).

3) Реклама: желания и возможности.

4) Полезные навыки и привычки в быту – тоже экономика.

Занятия по программе проводятся в различных формах: занятия-соревнования, занятия- путешествия, занятия-экскурсии, занятия-викторины, игры и т. п. Заявлены следующие способы реализации программных задач :

-ознакомление детей с денежными единицами разных стран;

-проведение сюжетно-ролевых игр «Банк», «Кафе», «Супермаркет», «Путешествие», «Аукцион»;

-организация настольных игр экономической тематики («Денежный поток», «Монополия», «Лунапарк»);

-организация развивающих игр («Пятый лишний», «Подбери витрину для магазина», «Кому что нужно для работы»);

- проведение экскурсий в магазины и банки;

- решение арифметических задач;

- разгадывание кроссвордов экономического содержания;

-чтение сказок экономического содержания (например, И. В. Липсиц «Удивительные приключения в стране «Экономика», Э. Успенский «Бизнес Крокодила Гены», И. М. Котюсова, Р. С. Лукьянова «Экономика в сказках и играх»).

Программа адаптирована как для занятий в дошкольной образовательной организации, так и для домашнего обучения, и подразумевает широкую практику применения полученных детьми знаний в быту и в будущей профессии.

Программа «Мир профессий» В. П. Кондрашова подразумевает формирование представлений о профессиональной деятельности взрослых посредством специально организованных профориентационных сюжетно-ролевых игр. Заявляются следующие задачи программы :

- выявление и формирование профессиональных интересов детей, поддержка и развитие их природных дарований;

- психолого-социальная ориентация детей;

- развитие у детей в ходе игровой деятельности трудовых навыков;

-формирование мотивации и интересов детей с учётом особенностей их возраста и состояния здоровья.

Программа учитывает тематику сюжетно-ролевых игр с производственными и бытовыми сюжетами основной и других программ дошкольного образования и дополняется значительным количеством сюжетно-ролевых игр профориентационной направленности. Программа составлена циклично: тематика игр частично повторяется в каждой возрастной группе в расширенном и усложнённом виде. Подборка игр производится по возрастным диапазонам и может варьироваться в соответствии с местными условиями. Игры включают ролевое участие детей в максимальном числе понимаемых для данного возраста профессий. В целом, программа предусматривает ознакомление детей более чем с 80 профессиями. В дошкольной образовательной организации задачу по формированию представлений о людях разных профессий целесообразно решать не только непосредственно в образовательной деятельности, но и вне ее. Ранняя профориентация будет эффективна при условии наличия выстроенной системы работы, разработанного перспективного плана, соответствующего методического и наглядного материала.

Публикации по теме:

Консультация «Особенности профориентационной работы со слепыми и слабовидящими детьми в школе-интернате» Подготовила: педагог-психолог Магина Ю. М. Введение В настоящее время наблюдается становление рыночных отношений в стране и десятки миллионов.

Применение технологии «Лэпбук» в профориентационной работе с детьми старшего дошкольного возраста В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Именно в.

Пути педагогического содействия сюжетно-ролевым играм с детьми старшего дошкольного возраста «Сюжетно-ролевая игра как основа развития коммуникативно-личностной активности детей старшего дошкольного возраста» Согласно теории деятельности,.

Консультация для родителей младшего дошкольного возраста «Кризис трёх лет. Симптомы и пути преодоления» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад Кризис 3-лет. Пути преодоления. Кризис трех лет - один из самых.

Консультация для педагогов из опыта работы «Пластилинография в детском саду: особенности организации работы с детьми» В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов.

Консультация для педагогов «Инновационные формы работы с семьёй в контексте реализации ФГОС» Консультация для педагогов на тему: «Инновационные формы работы с семьёй в контексте реализации ФГОС» Составила: заместитель заведующего.

Консультация для педагогов «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста» «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти сло-вам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Консультация для педагогов «Использование приёмов мнемотехники при работе с детьми дошкольного возраста» Васюченко Ирина Викторовна «Использование приёмов мнемотехники при работе с детьми дошкольного возраста». Консультация для педагогов СЛАЙД.

Консультация для педагогов «Особенности работы с детьми ОВЗ» Особенности работы с детьми ОВЗ Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое.

Консультация для педагогов «Особенности работы с детьми с ОВЗ» Особенности работы с детьми с ОВЗ. Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов ДОО «Пути реализации задач профориентационной работы с детьми дошкольного возраста»
Опубликовано: 17 ноября 2019 в 19:59
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД