Любовь Фомина
Консультация для педагогов ДОУ «Влияние произведений устного народного творчества на развитие связной речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Влияние произведений устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»
Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Влияние произведений устного народного творчества на развитие связной речи дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Устное народное творчество
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Обратите внимание на уровень сформированности связной речи детей в своих группах. Большинство детей будут с низким уровнем сформированности. Как вы думаете, почему? Верно. Всему виной современные гаджеты. Детей совершенно не знакомят с русским народным фольклором, и не только. Спросите у современных малышей всеми нами любимые потешки «Коза рогатая», «Ладушки» и др, а они вам споют «Синий трактор», «Барбоскины»…. Родителям удобнее включить ребенку один гаджет, для себя включив другой.
Следовательно, нам нужно усилить работу по ознакомлению детей с устным народным творчеством.
Знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию речи, пополнению и обогащению их словарного запаса.
Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у детей положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что дурно, что красиво и что не красиво.
Фольклор представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в образовательной, так и в самостоятельной деятельности детей раннего возраста.
С его помощью можно развивать :
• фонематический слух
• грамматический строй речи
• звуковую культуру речи
• обогащать словарь детей
Рассмотрим некоторые жанры детского фольклора:
• Колыбельные песни. Они не только обогащают словарь детей но и способствуют освоению грамматического строя речи. В колыбельной не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя».
Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т. п., наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний).
Колыбельные песни позволяют запомнить слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.
Невзирая на небольшой объём, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.
Особую значимость устное народное творчество приобретает в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке ребёнок скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания. Педагоги используют в адаптационный период различные потешки, например:
Не плачь, Дашенька, не плачь,
Куплю калач.
Своевременное развитие фонематического слуха, формирование способности улавливать тонкие звуковые различия подготавливают ребёнка к овладению правильным звукопроизношением. Звукосочетания, наиболее трудно усваиваемые детьми, в которых много шипящих, свистящих, сонорных, то дело слышится в песенках : «Ладушки, ладушки, где были? – У бабушки. – Что ели? – Кашку…»;
• Загадки обогащают словарь детей за счёт многозначности слов, помогают увидеть вторичное значение слов, Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение чётко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов
Таким образом, произведения народного фольклора бесценны. Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову. Развивается речь, формируются нравственные привычки.
Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок.
• Сказки. Огромной любовью пользуется у детей сказка. С ней ребёнок встречается, начиная с самого раннего возраста, слушая сказки, рассказанные мамой или бабушкой, испытывая те или иные чувства. переживания.
Сказка вводит ребёнка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю последующую жизнь.
Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. Особенное восприятие сказок детьми отвечает широкое использование диалогов, всякого рода песенок, юмора, а также устойчивых характеристик, которые почти не меняются при переходе из сказки в сказку. Они на всю жизнь сохраняются и служат опорой для многообразных ассоциаций при оценке личностных и социальных качеств людей. Эти особенности облегчают ребёнку восприятие и запоминание текстов.
Знакомя детей со сказками в любой возрастной группе, необходимо вести словарную работу: объяснять непонятные слова, выражения, осваивать новые слова, рассказывать о назначении предметов, обозначенных этим
Сказки лучше не читать, а рассказывать, глядя на детей, особенно это важно для детей младшего возраста, потому что дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание, отношение к ее персонажам.
Когда воспитатель не смотрит в книгу, он как бы разговаривает с каждым ребенком и этим воспитывает очень важное умение слушать и понимать монологическую речь. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Дети быстро запоминают такие образы, как петушок - золотой гребешок, козлятушки - ребятушки, коза - дереза и другие.
При повторении песенок, героев народных сказок, их имен, в сознании детей закрепляются образные слова, и дети начинают использовать их в своих играх, учатся рассказывать сказки.
Ребенок может успешно овладеть речью тогда, когда с ним занимаются не только в детском саду, но и дома, в семье. Педагогу нужно организовать активную пропаганду среди родителей всеми доступными средствами
Родителям мы всегда говорим о том, что всё начинается с детства. Поэтому так важно приобщать детей с ранних лет к культуре своего народа, которая отражена в сказках, традициях.