Юлия Кравченко
Консультация для педагогов «Формирование субъектной позиции у семьи, как участников образовательных отношений»
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из принципов педагогического процесса являются отношения с ребёнком, активное взаимодействие с ним. И основой этих отношений, по требованию ФГОС, это субъект– субъектные отношения со всеми участниками образовательного процесса (педагог – ребёнок и родитель). Положение педагога «не над ребёнком, а рядом», что позволяет ребёнку быть равноправным партнёром всех видах деятельности.
Публикация «Консультация для педагогов „Формирование субъектной позиции у семьи, как участников образовательных отношений“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
В основе работы ДОУ с семьей лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу.
Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.
Детство - незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена добрыми руками родителей и заботой воспитателей. Родительская любовь дает человеку "запас прочности", формирует чувство психологической защищенности. Кто помогает родителям в воспитании детей? Воспитатели - первые помощники родителей, в их руках дети становятся любознательными, активными, творческими.
На современном этапе, семейное воспитание признано ведущим, так как родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи.
Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного и гармоничного роста. Для достижения высокой результативности воспитательно-педагогического процесса в ДОУ большое значение имеет работа с родителями воспитанников.
Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной.
Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОУ. Все это позволяет нам рассматривать работу с родителями в качестве одной из проблем деятельности ДОУ на современном этапе модернизации системы образования. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия
дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.
Формы взаимодействия детского сада с родителями - это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами.
Выстраивая взаимодействие с родителями, можно развивать и использовать как традиционные формы - это родительские собрания, лекции, практикумы, так и современные формы - устные журналы, родительские клубы, акции, оздоровительные мероприятия.
Планируя ту или иную форму работы, мы, педагоги всегда исходим из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учетом этого выбираем следующие требования к формам взаимодействия : оригинальность, востребованность, интерактивность.
В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада. В нашей группе мы используем разнообразные современные формы работы с родителями. Что же к ним можно отнести?
Информационно-аналитические
- анкетирование;
- опрос;
- «родительский совет».
Наглядно-информационные
- родительские клубы;
- информационные стенды "ОКНО - очень короткие новости";
Познавательные
- родительские гостиные;
- нетрадиционные родительские собрания с использованием видеороликов, презентаций;
Досуговые
- праздники;
- совместные досуги;
- акции;
- участие родителей в конкурсах, выставках.
Одна из форм информационно-аналитической работы – «родительский совет». Это шкатулка,в которую родители могут оставить записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях или предлагаются специалистами письменно или устно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с воспитателем и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогу встретиться с родителями лично.
Метод проектной деятельности позволяет эффективно влиять на позицию родителей. Они не просто зрители и наблюдатели, а активные участники образовательного процесса.
Выполняя какой либо проект дети совместно со взрослыми совершают увлекательную поисково-познавательную творческую работу. И нам, взрослым, необходимо поддерживать интерес ребят к этому творчеству не только новыми идеями, но и ресурсами, материалами. И в этом случае оперативная помощь родителей просто необходима.
Реализуя проектную деятельность, можно использовать и такую форму работы с родителями, как организация семейных творческих выставок, фотовыставок, тематических выставок. Все это результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для воспитателя (повышение активности родителей в жизни группы один из показателей комфортности внутрисемейных отношений).
Это мероприятие является современной формой работы.
Еще одна эффективная форма работы с родителями - наглядно-информационная.
Так же о жизни группы родителям расскажет информационный стенд «ОКНО - очень короткие новости». В «ОКНЕ» отражаются наиболее важные события - праздники и развлечения, дни рождения детей, встречи гостей, интересные занятия, конкурсы, продукты коллективного детского
творчества. При необходимости эти стенды легко превращаются в тематические: «Что такое безопасность?», «Еще раз о правах ребенка» и т. п.
Одной из самых традиционных, но эффективных познавательных форм работы с семьей остаются родительское собрание. Однако из опыта работы мы знаем, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Мы нашли выход из этого положения в изменении форм и методов проведения. Попытались построить общение не на монологе, а на диалоге. Данный подход потребовал от педагогов более тщательной и длительной подготовки, но и результат стал ощутимее. Собрания проводим в форме дискуссий, круглых столов, КВН, посиделок и т. д. Часто педагоги используют видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий, конкурсных выступлений. Именно поэтому процент посещения собраний достаточно высок.
Самая популярная и любимая, нами как воспитателями, так и родителями форма работы - досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества. Доброй традицией стало ежегодное проведение оздоровительных мероприятий, районных спартакиадах «Дошколята-спортивные ребята».не зависящих от времени года. Также ежегодно совместно с детьми родители принимают активное участие в праздниках :
«Осенняя ярмарка», «День матери», «23 февраля», «Масленница», «8 марта», «Пасхальная ярмарка», «8 июля. День семь, любви и верности», «Яблочный Спас».Участие в районных конкурсах: на лучшее исполнение песни о маме «Мама-главное слово в каждой судьбе», фотоконкурс «Память сердца», «Эколята молодые защитники природы», «Красота Божьего мира». Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. К праздникам выпускаются газеты, листовки, буклеты, а по итогам таких мероприятий оформляются альбомы с фотографиями или презентации.
Таким образом, семья и дошкольное учреждение - два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребенка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.